25 декабря 2020 года состоялась передача автобуса МАЗ 303065 МУП г. Сочи «Сочиавтотранс» для испытаний. Это вторая модель нового автобуса третьего поколения, сошедшая с конвейера нашего завода. Мы пообщались с пресс-службой «Сочиавтотранс» и узнали, как проходят тесты нашей техники.
МАЗ 303 был передан в преддверии новогодних праздников официальным дилером ОАО «МАЗ» — ООО «Дилерский центр «ЮГ». Тогда Сочи стал первым городом в России, пассажирам которого представилась возможность оценить новый автобус.
Еще тогда, в декабре, «зубра» перед отправкой украсили по-новогоднему, и в теплый город машина приехала в красном окрасе, радуя горожан поздравительной надписью «С новым годом!». По прошествии праздника надпись демонтировали. К слову, стоит отметить, что сочинская организация особенно тепло относится к нашим машинам. Для примера приведем простой факт: в автопарке «Сочиавтотранс» 340 единиц техники, из них больше половины — пассажирский транспорт нашего производства. Точнее, 145 автобусов МАЗ 206086 и 45 автобусов МАЗ 103586.
Новогодний МАЗ 303 после приезда начали тестировать на маршруте 105э, следующего от железнодорожного вокзала Сочи до горнолыжного курорта «Роза Хутор» (Красная Поляна). Городские пейзажи, медленно перетекающие в плавные линии гор, укутанные лесным массивом; зелень у тротуара сменяется снежными сугробами — такой колорит раскрывался перед пассажирами. А пока зритель автобуса в комфорте получал удовольствие от переменчивости природы, наш «зубр» уверенно проходил испытания на прочность: «Сочи — город со сложным рельефом, У нас есть возможность протестировать автобус в условиях горной и равнинной местности, в разных режимах работы с максимальными нагрузками, а также с перепадами температур и высот. Здесь транспортное средство эксплуатируется в критических условиях, — рассказали «Автозаводцу» в пресс-службе. На данный момент автотранспорт проходит испытание уже в режиме сильной загруженности на дорогах города.
Также в «Сочиавтотранс» пояснили, что их сразу заинтересовала данная модель тем, что это абсолютно новый автобус, полностью разработанный производителем — от кузова до финального внешнего вида. В машине использованы самые современные европейские материалы, изменен и салон: увеличен проход, поменяли посадочные места, расположение, количество сидений. Увеличили длину корпуса автобуса на 500 мм — в сравнение с предыдущими моделями, это позвонило автобусу стать более вместительным. Изменились и технические характеристики ходовой части, данные новшества позволили автобусу стать более плавным.
«Нам понравился и дизайн автобуса третьего поколения. Так как увеличилась общая площадь остекления всего автобуса, модель кажется более просторной, легковесной, — пояснили в «Сочиавтотранс» — Передняя и задняя части, как и раньше, сделаны из пластика, а боковые панели выполнены из алюминия. Он в отличие от стали не подвержен коррозии. На бортах используются раздельные панели, что облегчает их замену, ранее приходилось заменять весь борт целиком. Ветровое стекло цельное, но также по желанию заказчика может иметь перегородку. Из еще одних плюсов — у 303-й модели полностью светодиодная оптика, изменилась конструкция зеркал заднего вида, установлено 6 камер видеонаблюдения. На каждом ряду сидений установлены USB-разъемы. Имеются датчики дождя и света.
Бортовой компьютер отвечает практически за все системы. Вплоть до того, что, если начинается дождь, автоматика не только включит стеклоочистители, но и закроет люки».
Данная модель выпущена в базовой комплектации. Заводом-изготовителем в автобусе установлена аппаратура спутниковой навигации и видеонаблюдения, климат-контроль, монитор системы медиа-информирования в салоне автобуса. Есть автоматизированная система контроля оплаты, система контроля состояния водителя, а также удобное и регулируемое водительское кресло.
— В 303-й модели полностью переработана система отопления и вентиляции. В предыдущей модели использовались латунные трубки и переходники, иногда возникали течи. Сейчас использованы трубы из полипропилена, не требующие дополнительной изоляции, — это шведская разработка. Надежно спаяны все переходы, система полностью герметична, течи и человеческий фактор исключены. Изменилась и схема отопления. Раньше линия шла по салону буквой П, правому борту тепла почти не доставалось. В новом автобусе установлена централизованная система отопления: центральная линия имеет отводы к бортам, так что салон прогревается равномерно.
Новый автобус оснащен дополнительными опциями, которые позволяют сделать поездку более комфортной для пассажиров и обеспечить наивысший уровень безопасности. Так, система обеззараживания воздуха с помощью ультрафиолетовых ламп в специальном защищенном корпусе не позволит ультрафиолету воздействовать каким-то образом на людей, но уничтожит до 98,9 % вредных вирусов. Устройство установлено на накопительной площадке, где собирается больше всего пассажиров.
Также на приборной панели установлено дополнительное устройство — система определения состояния водителя на базе устройства «Антисон». Это видеокамера с инфракрасной подсветкой, которая распознает факты засыпания, отвлечения или усталости водителя. При выявлении таких случаев она звуковым сигналом оповещает водителя и дополнительно видео с инцидентом отправляется на автотранспортное предприятие.
О здоровье водителя и пассажиров думают и сами работники «Сочиавтотранса»: «Ежедневно все автобусы моют внутри и снаружи. Санитарная обработка салонов осуществляется вручную: поручни, ручки сидений, двери протирают специальным раствором. В рамках усиления мер дезинфекции на перерывах в общественном транспорте дополнительно обрабатывают поручни и ручки сидений, автобус проветривается, — пояснили на предприятии. — Все транспортные средства укомплектованы санитайзерами и средствами индивидуальной защиты в салонах, водители работают в защитных масках. Водители помимо традиционного медицинского осмотра проходят ежедневную процедуру термометрии. Дополнительно в целях профилактики жителям и гостям Сочи рекомендуем выбирать безналичную оплату проезда, а также соблюдать в общественном транспорте масочный режим».
Как отметили в пресс-службе, на сегодняшний день автобус проехал более 15000 км без единого схода с линии по причине поломки. Нареканий со стороны эксплуатирующей организации нет. Благодаря современной технологичной базе, которой обладает официальный дилер в г. Сочи ООО «Дилерский центр «ЮГ», плановое ТО проведено в кратчайшие сроки.
— Автобус МАЗ 303065 не только красивый, современный, но и еще и надежный. Все эти качества подтверждаются исключительно положительными отзывами пассажиров. Есть категория пассажиров, которая предпочитает потратить лишнее время, чтобы дождаться на остановке именно МАЗ 303065. Пишут пользователи общественным транспортом и положительные отзывы в социальных сетях, интернет-ресурсах, — в заключении добавили работники предприятия.
Елена ПОДЫМАКО
Фото с сайта МУП г. Сочи «Сочиавтотранс»