«МАЗ» поставили на рельсы?

Минский автомобильный завод | МАЗ
img

«МАЗ» поставили на рельсы?

11 сентября 2020 в 09:41:57/МАЗ, ГАЗЕТА

Чего на просторах интернета интересного не встретишь: от старых архивных снимков редчайшей техники, уменьшенных копий моделей «МАЗов» до самых настоящих модернизированных экспонатов нашего времени. И каково же было удивление, когда на глаза попалось видео, на котором автомобиль «МАЗ» тянет по рельсам вагоны со щебнем. Груз в последующем используют для балластировки и подъемки участка железнодорожного пути, как помечается в описании под роликом, а саму машину называют локомобилем.

Задавшись вопросом (благо, в XXI веке поддерживать связь на расстоянии не затруднительно), находим гендиректора ООО «СЦ Желдортранс» Дениса Владимировича Куликова — именно его организации и принадлежит найденный во всемирной сети чудо-локомобиль. Во время общения выясняется, что, ко всему прочему, он также является действующим судебным экспертом железнодорожного транспорта, а вид деятельности организации — ремонт и эксплуатация железнодорожных путей не общего пользования, проведение судебных и досудебных экспертиз.

— Денис Владимирович, так что же такое локомобиль?

— Маневровый дорожно-рельсовый локомобиль, в данном случае, это «скрещенный» экземпляр локомотива и тягача «МАЗ», — объясняет генеральный директор российской организации. — Сейчас такой вид ремонтного железнодорожного транспорта очень популярен в России: его создают на базе не только грузовых автомобилей, но и используя шасси различных тракторов, например. Локомобиль предназначен для передвижения как по железнодорожным путям, так и по автомобильным дорогам — основную функцию «МАЗ» не потерял, но приобрел массу новых наворотов. Для движения по рельсам транспортное средство дооборудовали специальными направляющими либо только опорными колесами.

Как рассказал собеседник, доработка «МАЗа» — не дело рук его работников. Есть фирмы, которые занимаются переделкой тягачей под железнодорожные нужды, а после продают готовую технику на рынке. «Мы являемся эксплуататорами, а не разработчиками данных моделей. Локомобили встречаются на рынке достаточно давно, в России есть несколько предприятий, которые занимаются дооборудованием и приведением техники к нормам технического регламента таможенного союза».

— Как именно дооборудуют автотранспорт под работу на железной дороге?

— Помимо направляющих колесных пар, автосцепки СА-3, в машине на комбинированном ходу конструкторами предусмотрена крепкая тормозная система: устанавливают компрессор для зарядки тормоза магистрали состава, орган управления тормозами вагонов и тормозную магистраль со стандартным соединительным рукавом. Представьте, техника перевозит 10-15 груженых вагонов, это порядка 1000-1500 тонн веса. Продуманная возможность управления тормозами вагонов — это вопрос безопасности маневровых передвижений, безопасность движения с вагонами для работника.

— Есть ли какие-то преимущества у локомобилей в сравнении с тепловозами?

— Есть, и они очень значимые! Опыт эксплуатации локомобилей достаточно большой, порядка 10 лет. А еще у них достаточно большой функционал. Его используют нет только как тяговое средство для передвижения вагонов, для выполнения различной маневровой работы на путях не общего пользования. Локомобиль можно дооборудовать различными дополнительными устройствами, например, для очистки снега (отвал или механическая щетка). Однажды встречалась техника, которую оснастили краном-манипулятором. То есть, покупая одну машину с комбинированным ходом, не требуется дополнительно содержать снегоочиститель. Или при выполнении путевых работ можно погрузить краном-манипулятором, установленным на локомобиле, те же шпалы, элементы верхнего  строения путей, а после привезти на рельсах или по асфальтированной дороге и выгрузить там, где это необходимо. Для сравнения, перегнать по путям общего пользования тепловоз с одной станции на другую — это целый квест, состоящий из огромного количества разрешений и согласований, на которые уйдет немало времени. С локомобилем все намного проще: перевел в транспортное положение и поехал. Документально машина имеет регистрационные знаки, поэтому перемещение по автодорогам общего пользования не запрещено. Эти факторы повышают преимущества на рынке при выборе между небольшим локомотивом и локомобилем. Понятно, что и соотношение цены автомобиля и  стоимость маневрового тепловоза зачастую отличается.

— А как происходит переход с железнодорожных колес на обычные, автомобильные?

— Если возникла необходимость переехать с одного железнодорожного полотна на другой объект, задние и передние катки локомобиля «складываются», и транспорт на колесном ходу может ехать по обычной дороге. На ряде предприятий локомобиль используют не только на железнодорожных путях, машины могут чистить автомобильные примыкающие дороги, внутриплощадочные территории, участвовать в ремонтных работах. То есть, минимизируются расходы и ручной труд по перевозке материалов.

— Вы достаточно четко объяснили о преимуществах выбора локомобиля. А есть ли какие-то недостатки?

— Критичных недостатков в самой технике я не вижу. Однако в России есть пробелы в законодательной базе. Я часто принимаю участие в различных конференциях и всегда обращаю внимание, что на сегодняшний день в основном документе, который устанавливает  требования по правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, нет ни слова про локомобили. Из-за этого при первых продажах подобной техники в эксплуатацию часто встречались вопросы, например, кто должен управлять локомобилем: машинист или все же водитель? А медицинскую комиссию он должен проходить для управления локомотивом или автомобилем? У кого он должен сдавать экзамен на знание правил технической эксплуатации?.. То есть, перечень вопросов достаточно большой. Компания ОАО «РЖД» пошла немного другим путем. Они разработали собственную инструкцию о порядке эксплуатации локомобилей на путях российских железных дорог. На мой взгляд, инструкция достаточно грамотно составлена, и очень многие моменты, которые я перечислил, прописаны. Поэтому сейчас практически на всех железных дорогах используются локомобили.

Денис Владимирович Куликов также поделился мнением по поводу отечественных маневрированных дорожно-рельсовых локомобилей и импортных:

— Иностранные производители не дремлют. Например, Mercedes-Benz Unimog очень активно продвигается на российском рынке, и техника разительно отличается от наших отечественных аналогов в стоимости почти в два раза. Однако в случае с «МАЗами», автомобиль с подобными доработками непосредственно у завода-изготовителя не приобретешь. Хотя, мое мнение, это  было бы изначально дешевле, чем последующее дооборудование машины. Переделка автомобиля, накладные расходы, плюс закладывается своя прибыльная часть — итоговая стоимость заметно растет. По итогу переплачивает потребитель. Я думаю, было бы здорово, если бы в линейке техники МАЗа появились локомобили. Особенно, если рассмотреть различный комплекс дополнительного навесного оборудования: кран-манипулятор, навесное оборудование для подбивки рельсошпальной решетки — представьте, сколько функций у одной машины! Такую бы технику наша компания с радостью бы приобрела, думаю, что нашлись бы и еще заинтересованные.

Елена ПОДЫМАКО

Опубликовано в № 35 от 11 сентября 2020 г.



АВТОЗАВОДЕЦ № 35 (9555)