Люди всего мира отметили знаменательную дату — 75-летие Великой Победы над нацистской Германией. Свою лепту в борьбе с врагом внес и Минский автомобильный завод. Как известно, после освобождения города в августе 1944 года решением Государственного комитета обороны Советского Союза в белорусской столице был создан автосборочный завод. На его территории из зарубежных комплектующих собиралась автотехника, поставляемая в СССР по программе ленд-лиза.
Из всех грузовиков, отправленных с белорусского предприятия на вооружение Красной Армии, в то время наиболее известными были Studebaker и Mack. Именно о них чаще всего слышим в воспоминаниях ветеранов-автозаводцев, а еще больше информации сохранилось в фондах заводского музея.
Но были и другие автомобили. Среди них — американские грузовики Chevrolet. Сведений о них крайне мало. Уже в ноябре 1944-го из ворот предприятия выехали первые пятьдесят машин, среди которых находились и эти «американцы». Всего за весь период производства до октября 1946 г. с конвейеров Минского автозавода сошли чуть более 18000 единиц автотехники разных марок.
К сожалению, в Республике Беларусь до наших дней не сохранилось ни одного автомобиля Chevrolet. Поэтому неизвестно, какие именно из них изготавливали в Минске. Возможно, американцы присылали к нам модели G7107 и G7117, оснащенные пятитонной лебедкой. Общее количество таких автотранспортных средств, прибывших из США в СССР, составило почти 48000 единиц.
После войны грузовики передали в народное хозяйство, а в 1954-1955 годах списали.
Экземпляры подобных автотранспортных средств можно увидеть у наших соседей в Российской Федерации. Они находятся в экспозициях государственных и частных автомобильных и военных музеев. Один G7107 наряду с другими представителями отечественного (советского) и иностранного (заокеанского) автопрома на протяжении многих лет является экспонатом Музея транспорта Москвы. Кстати, в общей оценке всех ленд-лизовских грузовых автомобилей именно эта модель по выносливости и надежности заняла почетное второе место после самого популярного Studebaker US-6.
К сожалению, точная история музейного экспоната Chevrolet G7107 неизвестна. В конце 90-х годов прошлого века его нашли на одном из предприятий Одинцовского района Московской области. Он был переделан под автоцистерну. В начале 2000-х уникальную машину выкупили тогдашние сотрудники музея и привезли в Москву. Нет сведений и о реставрации данной автотехники. Удалось лишь установить, что на момент приобретения на автотранспортном средстве отсутствовал родной кузов. Его, а также ряд других деталей изготовили заново по найденной заводской документации. На сегодняшний день американский грузовик предположительно на 80 % соответствует оригинальному состоянию и является полноценным выставочным образцом. Дальнейшее его восстановление в ближайшее время не планируется.
P.S. Chevrolet G7107 сотрудники Музея транспорта Москвы крайне редко демонстрируют за пределами своего учреждения. Одним из таких исключений стала проходившая в марте 2020 года 29-я по счету выставка ретро-техники «Олдтаймер-Галерея». Ее составной частью явился военно-технический фестиваль «Моторы Победы», экспонатом которой был и данный американский автомобиль.
Юрий Влодавский
Фото из архива автора
Опубликовано в №№ 17-18 от 15 мая 2020 г.