В тандеме с наукой

Минский автомобильный завод | МАЗ
img

В тандеме с наукой

05 февраля 2021 в 13:58:12/МАЗ, ГАЗЕТА

Минский автомобильный завод принял участие в выставке достижений и наиболее значимых результатов научно-технической и инновационной деятельности, посвященной Дню белорусской науки, который отметили в нашей стране в минувшее воскресенье.

29 января 2021 года в Национальной академии наук Беларуси прошли торжества, приуроченные к этой дате. Состоялось республиканское собрание научной общественности, в котором приняли участие около 250 представителей академической, вузовской и отраслевой науки, молодые ученые, руководители министерств и ведомств, высших учебных заведений Республики Беларусь, представители дипкорпуса. Лучшим ученым и исследователям страны были вручены награды.

В академии наук в тот день каждый желающий мог ознакомиться с достижениями научно-технической и инновационной деятельности. Экспозиции развернулись на двух площадках: на постоянно действующей выставке «Достижения отечественной науки — производству» в правом крыле первого этажа НАН Беларуси и в фойе при входе. Здесь, к слову, было представлено около 400 разработок отечественных ученых и исследователей, в том числе в рамках реализации государственных программ в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности и проводимой работы по укреплению связи науки с производством. Свои результаты продемонстрировали организации НАН, министерств образования, здравоохранения, связи и информатизации, МЧС, Государственного комитета по науке и технологиям, крупнейшие промышленные предприятия страны.

 

Перронный шаттл: реалии и перспективы

На стенде ОАО «МАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» экспонировался макет перронного автобуса второго поколения, созданного конструкторами автозавода в тандеме с учеными ГНУ «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси».

 

 

Автобус специального назначения МАЗ 271 для перевозки пассажиров в аэропортах был впервые презентован в начале прошлого года в украинском международном аэропорту «Борисполь». Новинка вызвала неподдельный интерес у участников мероприятия, и как результат — 6 единиц такой техники уже эксплуатируются в Борисполе. Седьмой МАЗ 271067 в выставочном исполнении отправится на VIII Национальную выставку развития инфраструктуры гражданской авиации «NAIS-2021», которая пройдет в Москве с 9 по 10 февраля 2021 года.

Одним из разработчиков перронного автобуса был ведущий инженер-конструктор отдела общей компоновки и каркасов службы главного конструктора по автобусам ОАО «МАЗ» Алексей Тарасов. На выставке он отвечал на вопросы посетителей, рассказывал об особенностях конструкции этой машины, ее технических характеристиках. К стенду Минского автозавода подходили также специалисты Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля Объединенного института машиностроения. МАЗ 271 — в том числе и их детище, именно в отделе дизайна РКЦМП работали над внешним видом низкопольного перронника, благодаря чему передняя и задняя часть автобуса получила новую архитектуру и современную пластику формы. Также специалисты центра работали над дизайном электробуса и дизельного автобуса нового поколения МАЗ 303.

Стоит отметить, что сегодня мировой тренд в машиностроении — переход на альтернативные виды топлива. В нашей стране особое внимание уделяется развитию электротранспорта. В кооперации с промышленностью белорусские ученые работают над созданием опытных образцов легковых и грузовых электромобилей различного класса с использованием отечественной комплектации. В частности, в качестве перспективной модели техники для перевода на электропривод рассматривается и наш перронный автобус. Конструкторские службы МАЗа совместно с учеными Объединенного института машиностроения НАН уже работают в этом направлении.

«Дайте еще раз взглянуть на этого красавца», — с такими словами к стенду Минского автозавода подошел Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь Дмитрий Мезенцев. Перронный «МАЗ» второго поколения он уже видел ранее, но не упустил возможность взглянуть на него еще раз.

 

 

Масштабную модель нашего автобуса не обошли вниманием и другие почетные гости выставки, среди которых были заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь Дмитрий Крутой, заместитель премьер-министра Республики Беларусь Юрий Назаров, помощник Президента Республики Беларусь Валерий Бельский, председатель Белорусской торгово-промышленной палаты РБ Владимир Улахович, а также представители государственных органов и дипломатических миссий.

Новый концепт грузовика

В экспозиции постоянно действующей выставки «Достижения отечественной науки — производству» был представлен новый концепт-продукт отечественного машиностроения — электрогрузовик для внутригородских и пригородных перевозок грузов МАЗ-4381ЕЕ, а точнее, макет перспективного транспортного средства. Опытный образец грузовика с электроприводом планируется изготовить к концу текущего года.

«Электрогрузовик — это наша совместная с Минским автомобильным заводом разработка, — пояснил корреспонденту «Автозаводца» Дмитрий Кабанов, заместитель начальника научно-инжинирингового центра «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» Объединенного института машиностроения НАН Беларуси. — Наш центр занимается непосредственно электроприводом этой машины. Мы спроектировали электрическую силовую установку — асинхронный электродвигатель с жидкостным охлаждением, всю силовую электронику (инвертор, DС/DС-преобразователь, зарядные устройства) и систему управления верхнего уровня этой установкой, а также литий-ионную аккумуляторную батарею и сейчас приступаем к изготовлению опытных образцов этих изделий».

 

 

Зам. начальника НИЦ также отметил, что внешний вид автомобиля с электродвигателем будет отличаться от выпускаемой в настоящее время грузовой техники «МАЗ»: «Он будет с обновленной кабиной, дизайн-проект которой также разработан нашим институтом. По завершению изготовления всех необходимых элементов приступим к сборке опытного образца».

Как утверждают создатели, электромобиль предназначен для работы в городской среде. Предварительно, согласно техническим характеристикам, номинальная мощность электродвигателя составит 130 кВт, максимальная — 220 кВт. Емкость тяговой аккумуляторной батареи — 175 кВт. час. Запаса хода МАЗ-4381ЕЕ будет хватать на 200 км, что, к слову, вдвое превышает показатель первого электрогрузовика МАЗ-4381Е0 семейства «Корнет», представленного летом 2020 года. Полная масса электрического автомобиля составит 12000 кг, а его грузоподъемность — 4400 кг. Максимальная скорость транспортного средства не превысит 90 км/ч.

Дмитрий Кабанов подчеркнул, что Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси проводит разработки, начиная от дизайн-проекта, конструирования, проектирования силовой установки до сертификационных испытаний. «Республиканский автополигон в Липках — это наше структурное подразделение, соответственно все испытания техники проходят именно здесь, в том числе и сертификационные. Мы аккредитованы в Госстандарте как орган по выдаче сертификатов соответствия и одобрения типа транспортных средств, поэтому еще и в этом направлении мы плотно работаем с МАЗом. На полигоне проводятся испытания опытных и серийных образцов автотранспортных средств, систем, элементов конструкций, по результатам которых разрабатываются рекомендации по повышению их эксплуатационных свойств», — сказал он.

В настоящее время ОИМ также сотрудничает с УГК Минского автозавода по электрической части автотехники, по низковольтной бортовой электронике. Что касается перспектив, то в будущем, возможно, появятся проекты по разработке комплектов силового электропривода для микроавтобусов, которые производятся на площадях ОАО «Брестмаш», если у МАЗа будет интерес к созданию на базе микроавтобуса версии с электроприводом, добавил заместитель начальника НИЦ. Он сообщил, что в институте ведутся разработки типоразмерного ряда синхронных электродвигателей, которые как раз подходят для такого класса автомобилей. «Поэтому в будущем, вполне вероятно, может появиться электрическая версия на базе микроавтобусов «МАЗ», которая будет спроектирована в ОИМ и производиться в холдинге «БЕЛАВТОМАЗ», — считает Д. Кабанов.

Ирина МЯСНИКОВА