17 тысяч километров в пути, или Испытание для настоящих машин

Минский автомобильный завод | МАЗ
img

17 тысяч километров в пути, или Испытание для настоящих машин

01 февраля 2021 в 12:08:02/МАЗ, ГАЗЕТА

Продолжая цикл публикаций по случаю 75-летия УГК, мы вновь обращаемся к воспоминаниям тех, кто стоял у истоков. Разные этапы развития нашего предприятия отражаются в событиях многолетней давности, рассказанных устами первопроходцев. Это наша история, которую должен знать каждый, кто решил посвятить свою трудовую жизнь Минскому автомобильному заводу.

13 августа 1973 года стартовал самый длинный по продолжительности пробег колонны большегрузных автопоездов «МАЗ», посвященный 30-летию предприятия. Целью его было проведение всесторонних испытаний новых большегрузных автопоездов в районах с различными дорожными и климатическими условиями, а также ознакомление специалистов и работников автотранспорта с конструктивными особенностями новых машин, прицепов и полуприцепов. Примечательно, что маршрут движения колонны проходил по территории всех союзных республик.

Маршрут этот условно можно разбить на шесть этапов. Первый из них (назовем его центральным) Минск — Уфа протяженностью около 2300 километров. Он характеризовался удовлетворительными дорожными условиями (в основном асфальтовое покрытие) и включал в себя дороги Среднерусской возвышенности и Поволжья: среди живописных Жигулевских гор форсировали матушку-Волгу.

Вторым этапом на пути нашего движения был «сибирский», от Уфы до Алма-Аты, 3500 километров. Следуем через горный массив Урала. Дорога разбитая, извилистой лентой вьется она вдоль горных рек и обрывистых скал, а когда хребет встает на ее пути, упорно пробивается через него.

 

 

Пошли дальше, держим путь на Омск. Ориентиром вплоть до самого Семипалатинска нам служили солнце да река Иртыш.

Семипалатинск. Тут разошлись наши пути с Иртышом, и мы взяли курс на Алма-Ату. Дорога улучшилась, появился асфальт. Но местность стала гористее. Незаметно перемахнули несколько перевалов (один из них был высотой 1200 м). Преодолев почти 2000 километров по пыльным казахским степям, наша колонна вступила в столицу Казахстана.

Третий этап, «среднеазиатский», Алма-Ата — Красноводск, самый длинный (4200 километров) и самый тяжелый участок нашего маршрута. Здесь было все: горные перевалы и безводные пески, кривые улочки древних городов и переправы через горные пески и, конечно же, нестерпимая жара (плюс 40 градусов Цельсия в тени). С живым интересом с автопоездами Минского автозавода знакомились специалисты Министерства автомобильного транспорта и автобаз города. Учитывая настойчивые просьбы хозяев, мы провели в столице Киргизии два дня.

Следуем дальше. Незаметно вступаем в пределы солнечного Узбекистана. Достаточно сказать, что на участке длиной 8 километров пришлось форсировать речку вброд 23 раза. В отдельных местах потребовалась ювелирная точность проводки автопоездов, ведь ширина дороги составляла всего 2,5 метра (слева — скала, справа — обрыв).

 

                  

 

В конечном счете, вся колонна, благополучно форсировав этот особо трудный участок пути, прибыла в столицу горного Таджикистана. Здесь участники пробега, ознакомив специалистов автотранспорта во главе с заместителем министра А. Васильевым с конструктивными особенностями автопоездов, достижениями завода, посетили Нурекскую ГЭС — самую крупную в Средней Азии, переправились речным паромом через полноводную Аму-Дарью, направились через пески Туркмении — самый трудный по проходимости участок нашей трассы.

Последней крупной остановкой на нашем пути в Средней Азии был г. Ашхабад — туркменская столица. Автопоезда были осмотрены специалистами республики во главе с министром автомобильного транспорта А. Авезлычевым, который дал высокую оценку автотехнике Минского автозавода. И опять наша колонна спешит к Красноводску, где нам предстояла паромная переправа через Каспийское море. Завершен среднеазиатский маршрут, самый трудный и напряженный. Прощай, гостеприимная Средняя Азия!

Четвертый, кавказский этап, самый горный из всех этапов, протяженностью 2100 километров. Большая часть вопросов сводилась к одному: как доехали, какие выявлены недостатки за указанный пробег.

Преодолев два высоких и очень крутых перевала (Шемахинский и Севанский) и «нырнув» под облака над Севаном, мы очутились в солнечной Армении. Очень внимательно знакомились с нашими автопоездами специалисты-эксплуатационники автомобилей «МАЗ» республики во главе с зам. министра Г. Шахазиямом. Проведя техническое обслуживание, проделываем обратный путь через Севанский перевал и прибываем в древний Тбилиси. И вот колонна мчится по извилистому берегу Черного моря. На многочисленных курортах — «бархатный» сезон, но нам не до отдыха — впереди ещё много километров различных дорог.

Пятый этап, «юго-западный», Керчь — Минск, пожалуй, самый легкий и незаметный. Местность знакомая: здесь часто проводились различного рода испытания «МАЗов». Протяженность этапа — 2000 километров. В столице Молдавии мы провели два дня. Хозяева в лице специалистов и зам. министра В. Булата особенно пристально изучали те конструктивные новшества, которые намечались заводом для автопоездов, идущих на международные перевозки грузов в систему «Совавтотранса». И это понятно. В стране резко возрастал объем международных перевозок, особенно в связи с пуском крупнейшего автогиганта на Волге — ВАЗа.

Шестой этап, «прибалтийский», проходил по территории прибалтийских республик с заездом в Ленинград. Его протяженность — свыше 3000 километров. В столице Литвы была непродолжительная остановка на автотранспортном предприятии № 1‚ где работники автохозяйства, руководство Минавтотранса республики знакомились с нашими автомобилями. В Ленинграде мы стали гостями автотранспортного предприятия «Совавто — Ленинград». Как бы чувствуя, что им вскоре придется водить такие автопоезда на дальние расстояния, водители очень детально, скрупулезно изучали каждый узел, систему, и в беседе с нами высказали много ценных советов и предложений.

 

 

Но самый дотошный «допрос» нашей технике был учинен в Москве, куда мы прибыли после Ленинграда. На территории головного института Министерства автомобильной промышленности — НАМИ, где остановилась колонна наших автопоездов, работники отраслевых институтов, ведущие специалисты, руководство министерства во главе с заместителем министра автомобильной промышленности Е. Башинджагяном, ознакомившись с предварительными результатами автопробега, дали окончательную оценку конструкции новых машин Минского автозавода. И надо прямо сказать, что, несмотря на ряд критических замечаний, она в целом в сравнении с импортными аналогами была положительной.

Но вот наконец-то мы держим путь домой. У ворот родного города нас встречают товарищи по работе, работники ГАИ, которым поручено сопровождать нашу колонну. На площади перед домом правительства делаем остановку. Собрались руководители автотранспортных предприятий города, руководство Министерства автотранспорта республики во главе с зам. министра Н. Алферчиком. На встречу с нами пришли члены правительства республики.

Итак, пробег, длившийся почти три месяца (за это время было пройдено 17265 километров), завершен. Проведены всесторонние испытания большегрузных автопоездов в различных дорожно-климатических и географических условиях, что дало новый качественный толчок дальнейшему совершенствованию конструкции выпускаемых автопоездов, повышению их надежности и конкурентоспособности. В заключение хочу назвать имена заводчан — участников уникального автопробега. Это В. Полещук, В. Назаров, Н. Ниципорович, И. Михалевич. А. Веремейко, А. Цапко, А. Степанков, С. Юринок, Г. Азаров, А. Луговкин, Л. Самсонов, Р. Руто, Е. Ляшкевич, Г. Лыч, В. Русак, В. Лосовский, А. Крук, В. Рубцов, В. Иванов.

В. ДУБОВИК, бывший заместитель начальника отдела испытаний УГК МАЗа,

руководитель пробега

 

Подготовила Ирина МЯСНИКОВА

Опубликовано в № 3 от 29 января 2021 года



АВТОЗАВОДЕЦ № 03 (9574)