Специалисты группы компаний «А-100» полностью восстановили уникальный экземпляр
советского самосвала МАЗ-205 производства Минского автомобильного завода
Восстановленный МАЗ-205
История «жизни» данного самосвала МАЗ-205 неизвестна. Судя по его родной оранжевой окраске, машина эксплуатировалась на севере Советского Союза.
«Такие самосвалы автозаводцы окрашивали в два цвета: зеленый — основной, и оранжевый — для северных регионов СССР», — отметил начальник транспортной службы АЗС «А-100» и руководитель реставраторов Сергей Талай. На протяжении шести лет он со своими подчиненными занимается реставрацией ретро-техники. Восстановление МАЗ-205 — это для них уже 4-й подобный проект.
Данный автомобиль привезли в Минск из Российской Федерации в ноябре прошлого года. Увы, но его внешний вид и техническое состояние были далеки от идеального. Многие узлы и агрегаты отсутствовали. В декабре после первичного осмотра было принято решение о возвращении самосвала к жизни. И началось практическое осуществление задуманного. Для этого потребовалась чертежная документация на автосамосвал. Специалисты компании съездили на Минский автомобильный завод. Но необходимых чертежей на предприятии не оказалось. Позже их нашли в фондах Национального технического архива.
Вначале сняли кузов. Он находился в плохом состоянии. Поэтому решили заменить его на новый. К изготовлению приступило одно из минских предприятий, занимающееся металлообработкой и металлоконструкциями.
Оригинальный кузов самосвала
Был заменен и родной подрамник.
«Основу кабины машины составлял деревянный каркас, на который с помощью саморезов устанавливалось оперение из жести», — объяснил руководитель реставрационной группы.
Деревянная основа сгнила, и теперь вместо нее в автохозяйстве сделали новую. Созданием необходимого оперения занималось то же столичное СП, что изготавливало кузов. И, согласно заводской технологии, потом собрали все вместе. Для этого в новодельных листах минчане выполнили отверстия под крепления. Также установили сохранившиеся оригинальные капот...
...и крылья, которые отремонтировали.
В завершении процесса всю конструкцию покрасили.
Оставили прежнюю приборную панель. Реставраторы привели все приборы в рабочий вид. Большинство из них сохранились автозаводского производства, но некоторые в ходе эксплуатации заменили на приборы от машин других марок.
«Многие элементы заменялись и реставрировались еще до нас. Поэтому мы решили их сохранить после восстановления ретро-автомобиля», — поведал начальник транспортной службы АЗС «А-100». В их числе педали, подножки, бак и прочее. Неродные также сидения водителя и пассажира. Но их ранее восстановили, и им не требуется ремонт, поэтому их вернули на прежнее место.
К счастью, осталась рама. На ней только устранили трещины и убрали ржавчину. Прежний двигатель плохо заводился, не устойчиво работал и не развивал мощности. Имелись и многочисленные подтеки. Мотору нашли замену в «лице» аналогичного силового агрегата, приобретенного в хорошем состоянии и прошедшем техническое обслуживание. Также пришлось заменить руль.
От родной комплектации сохранились и диски, а обувкой для них послужила современная белорусская резина производства ОАО «Белшина», внешне очень напоминающая оригинальную.
Грузовик вновь покрасили в оранжевый цвет. После восстановления машина находится в хорошем техническом состоянии и может самостоятельно передвигаться. В настоящее время автотранспорт располагается в закрытом помещении музея ГК «А-100» рядом с заправочной станцией на Боровой.
P.S. В ближайшее время дальнейшая судьба автосамосвала будет определена руководством группы компаний «А-100». Вслед за МАЗ-502А МАЗ-205 стал вторым историческим экспонатом белорусского автопрома в автомобильной экспозиции ГК «А-100».
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и С. Талая из ГК «А-100»
Опубликовано в №30 от 07.08.2020 г.