Чернобыльский «МАЗ» в модельном творчестве

Минский автомобильный завод | МАЗ
img

Чернобыльский «МАЗ» в модельном творчестве

24 апреля 2020 в 12:23:46/МАЗ, ГАЗЕТА

МАЗ-504В был одним из тех железных героев, что побывал в самом пекле Чернобыльской катастрофы. В 1986 году вскоре после аварии на ЧАЭС Минскому автомобильному заводу поручили создание специального автомобиля для перевозки полуприцепов с железобетонными панелями, из которых состояла крыша реактора. За основу был взят серийный автотягач МАЗ-504В, в кабину которого для защиты водителя установили специальную свинцовую капсулу, и дополнительно оснастили автотехнику целым рядом других нововведений.

Со слов ветеранов МАЗа, уникальных седельных тягачей для ликвидации последствий Чернобыльской аварии было выпущено всего четыре. И тем большую ценность для коллекционеров представляют модели этой машины.

Начало трудовой деятельности Сергея Дорофея проходило на Минском автомобильном заводе, где задолго до него трудился его дед Федор Иванович Пилат. Прежде чем уйти на вольные хлеба, Сергей десять лет отработал на МАЗе: вначале слесарем механосборочных работ, потом в должности инженера-исследователя в отделе стендовых испытаний. За время работы на автозаводе Сергей сам, а также в соавторстве с коллегами, собрал несколько десятков различных типов миниатюрных копий машин, в основном «МАЗов». Основная их часть сейчас находится в собраниях российских коллекционеров.

 

 

Как рассказал Сергей Дорофей, еще в детстве он пытался заниматься творчеством: что-то клеил из бумаги, что-то переделывал. Следующим шагом в совершенствовании мастерства стала сборка стандартных пластиковых моделей машин, выпускавшихся промышленностью. Придя работать на МАЗ, Сергей познакомился с заводчанами, которые сами делали модели, уменьшенные в 43 раза по сравнению с оригиналами, и начал обучаться у них. А в последние несколько лет он полностью посвятил себя хобби, которое стало для него основной работой.

Одной из любимых моделей для мастера является так называемый чернобыльский «МАЗ», который, а точнее которые, он делал вместе с коллегой Дмитрием Тихоновичем, еще работая в ОАО «МАЗ» в начале 2000-х годов.

«Когда мы узнали об этой машине, нам захотелось сделать такую модель», — рассказал Сергей Дорофей.

 

 

Сложность состояла в том, что не было не только чертежей, но и фотографий этого автомобиля. Поэтому взяли фото серийного МАЗ-504В и с ним ходили к людям, собиравшим спецтехнику. Автозаводцы вспоминали особенности конструкции, а Сергей наносил эти изменения на фотоизображения. Этот эскиз до сих пор сохранился.

К моменту начала работы друзья уже делали для коллекционеров обычный МАЗ-504В. В короткое время были разработаны мастер-модели дополнительных деталей и вскоре начали производить чернобыльскую модификацию.

 

 

Через некоторое время удалось найти фотографии настоящего «железного» чернобыльца, и уже по ним сделали модель этого тягача.

Сейчас в мастерской выпускаются обе миниатюры. «Несмотря на то, что коллекционеры знают об особенностях первой модели, они продолжают заказывать у нас обе», — уточнил мастер-моделист.

 

Юрий Влодавский

Фото автора и С. Дорофея

Опубликовано в № 15 от 24 апреля 2020 г.



АВТОЗАВОДЕЦ № 15 (9536)