Архив новостей
Показать

Главная Новости СМИ О НАС 2015 2 КОГДА РАБОТА В РАДОСТЬ

КОГДА РАБОТА В РАДОСТЬ

undefined   Мы часто пишем о заводских династиях, о старожилах производства, людях, чьи имена вписаны навеки золотыми буквами в историю МАЗа. Одна из таких представителей — Любовь Владимировна Жуковская, ветеран труда с 48-летним стажем! На МАЗе она трудится с 1975 года. Как пришла когда-то на главный конвейер, так и осталась верна автосборочному заводу на всю жизнь.

   — Пришла я на участок кабин ЦСА-4, когда мне было 23 года, — рассказывает Любовь Владимировна о своей трудовой жизни. —Правда, к тому времени у меня был уже почти 8-летний стаж. Мать была швеёй, отец железнодорожным рабочим, сестра, старше на 8 лет, — работала на приборостроительном заводе «Спутник», а все мы — молодечненские.

   В определенный момент, еще в подростковом возрасте, мне захотелось самостоятельности. Тогда все старались выбрать «большую дорогу», а она, как мне казалось, пролегала в столице. Вот в 14 лет и поступила в Минске в текстильное училище № 11, училась на прядильщицу, а после работала на Минском камвольном комбинате…

   Там была Люба активисткой, профгруппоргом. «Общественная жизнь как-то скрашивала довольно тяжелые, монотонные трудовые будни со скромной зарплатой, — призналась собеседница. — Если идет лавсан, то без проблем, а шерсть — наматывалась на веретена и образовывала комки. Приходилось их довольно часто срезать, чтобы машина не останавливалась, ведь конвейер не ждет». Работа была «стоячая», кроме того — много тяжестей приходилось переносить хрупкой девчушке… 

   Вскоре Люба встретила свою судьбу. Правда, эта встреча не была неожиданностью, молодые давно друг друга знали. Он, ее избранник, водитель-испытатель с МАЗа, и вдохновил прийти на Минский автозавод.

   — А ведь я, можно сказать, выросла в семье будущего мужа. Брат матери был женат на родной сестре моего будущего супруга. Мой Сергей Сергеевич в свое время отучился и пришел на МАЗ водителем-испытателем в ЦИиСА. Трудился на нашем заводе с 1968 года, его портрет был на Доске почета подразделения, он, кстати, и теперь не расстается с родным предприятием.

   Так получилось, что их семья стала частью настоящей заводской династии. Здесь трудились сестра Сергея Жуковского — Софья Сергеевна (она обшивала внутреннюю часть кабин). Муж Софьи — Станислав Максимович — в литейном изготавливал шихту для плавки. Их сын — Сергей Станиславович — работал около 15 лет на главном конвейере. Но и это еще не все. Родной брат Станислава   — Владимир Сергеевич — работал в кузовном цехе ПКЗ, монтировал двери. Его жена — Зинаида Константиновна — трудилась в ЦСА-4, их сын Андрей — перенял эстафету автозаводцев и пришел на МЗКТ наладчиком станков с ЧПУ. Таким образом, общесемейный стаж работы на МАЗе у этой заводской династии составляет более двухсот лет!

   Вот какие интересные факты есть в семейной биографии Л. Жуковской.

   Однако вернемся к трудовому пути нашей героини.

   Придя вслед за мужем на МАЗ, она стала в ЦСА-4… электромонтажником. Тогда, оказывается, многие женщины выбирали эту профессию. Обучилась всему по ходу дела, свои знания ей и другим новичкам охотно передавала передовик производства Галина Николаевна Шило, наставница многих молодых работников. А потом и сама Любовь Владимировна стала наставницей, можно сказать, через ее руки «прошли» десятки молодых специалистов.

   — Очень важно не совершать ошибок в нашем деле. Мы прокладывали проводку по всей машине «МАЗ», а это большие жгуты проводов, которые надо было подключить к системам и узлам. Затем ходили «дефектчики», которые проверяли результат нашего труда, после — все еще раз осматривал контролер. Система была отлажена до совершенства, брак тут же устранялся.

   Сначала трудилась на «старом конвейере», который располагался вблизи нынешнего ЦЭТ. Но когда построили новый ГСК — мы были на нем настоящими «первооткрывателями». Новый конвейер был в полтора раза больше, на нем и запускалось новое семейство МАЗ-509, МАЗ-6317 и другие автомобили. Машины были более сложные, количество электропроводки в разы увеличилось. Требовались новые знания. Их мы получали тут же — с нами постоянно работали технологи. Надо было уметь читать чертежи и хорошо в них разбираться.

   Бригада электромонтеров с 7 человек увеличилась до 14 — в основном трудились женщины. Здесь требовались ловкие женские пальчики, которые умело сновали по узлам и приборам, приноравливаясь к скорости конвейера.

   — Труд был достаточно творческим, каждая машина — своеобразна: разное количество жгутов и проводов, разные способы подключения — где-то штекеры, где-то фишки (колодочки вставляются одна в одну по цвету), — вспоминает ветеран труда. — Так мы на главном конвейере одевали-обували кабину вместе с остальными работниками. Примечательно, что когда электромонтеры занимались прокладкой жгутов и проводов, над нашими головами работали слесари по установке крыши, а под ногами, в это же время, другие специалисты укладывали коврики. Между всеми ними приходилось лавировать. Женщине требовалось быть очень сноровистой и не мешать работе «над» и «под». Тогда нередко отпускали шуточки про такие «бутерброды», ведь нужно было не только четко выполнять свои обязанности, но и быть в полном порядке — в эстетическом плане, дабы не смущать «лежащих под ногами» мужчин. Они, между прочим, не скупились на замечания или, наоборот, на похвалы. Словом, было нескучно…

   «Так на МАЗе и прошли лучшие годы, — продолжила собеседница. — Мне всегда моя работа нравилась. Коллектив у нас был сплоченный, дружный, но всегда как бы даже соревновались друг с другом. Так случилось, что я всегда, была активисткой, проф- группоргом.

   Сейчас 70-е и 80-е годы называют «застойными», но на наши скромные запросы нам хватало».

   Жуковские построили кооператив — в 1976 году появилась своя квартира на Ангарской. В 80-х купили «Запорожец» — мечту дачника. Дачей стал родительский дом возле Ракова. А в 1992 году от МАЗа за хороший труд семье Жуковских выделили по заводской очереди автомобиль «Москвич-2141». О, это было целое событие! Путешествовать до дачи и обратно стало гораздо приятнее и комфортнее. Учитывая этот факт, спрашивать о хобби Любови Владимировны было излишним…

   Действительно, чета Жуковских обожает цветы, благо, места на даче хватает — 45 соток. «Здесь растут все цветы — вдоль 75-метрового забора — сплошная пестрая линия на две стороны, — с гордостью говорит хозяйка. — Есть просто клумбы, горки, как в ландшафтном заповеднике, где одни растения отцветают, а другие начинают алеть. И даже зимой из-под снега выглядывает безвременник, он зацветает второй раз глубокой осенью, его бутоны — как у подснежника, но очень большие — огрубевают, деревенеют, но сохраняют соцветие. На снегу непривычно зеленеют и его листья, как у фикуса. А зацветает он первый раз ранней весной после схода снега».

   Есть еще на участке у Жуковских гортензия, дельфиниум, ирисы разных цветов, тюльпаны (один из экзотических и высоких тюльпанов — желтый «Гребень петуха»). В общем, о цветах они готовы говорить бесконечно... Конечно, все растения требуют ухода, любви, но благодарят хозяев своей красотой.

   Электромонтажником Любовь Жуковская проработала 35 лет, безупречно выполняя свою работу, не раз поощрялась ценными подарками, фото было на Доске почета подразделения. Через ее руки прошли сотни километров проводов, «которыми можно было бы, наверное, опоясать экватор», шутит собеседница.

   Но и после достижения «возраста Х» — не хотелось работнице оставлять любимое производство, Любовь Владимировна перешла в гардероб автосборочного завода. Ей «достались» два мужских гардероба на 1-м этаже — для рабочих и мастерового состава ЦИиСА. Здесь она зорко следит за чистотой и комфортом быта у тех, кто испытывает автомобили, чем весьма гордится.

   Рабочая смена гардеробщицы Жуковской начинается с 7 утра, надо протереть окна, шкафы (а их в одном помещении около сотни, в другом — два десятка). Потом — влажная уборка пола, умывальников, душевых кабинок — их в общей сложности 11. «Смотрю за состоянием гардероба, открываю его только в определенное время, чтобы не ходили посторонние, — констатирует работница. — Кроме того, коллектив оказал доверие — избрали профгруппоргом в бригаде, где трудятся слесари, уборщики помещений, гардеробщики. Мы помимо своих прямых обязанностей по поддержанию чистоты помещений, подметаем осенью листья, зимой убираем снег, словом, целый год на свежем воздухе. Что касается гардеробов, то в прошлом году здесь был капремонт, в том числе — в женском и мужском на 2-м этаже корпуса. Отремонтировали душевые кабинки, поменяли полы — сейчас там плитка, покрашены стены, побелены потолки, словом, красота и чистота».

   — С таким начальником, как Сергей Леонидович Шубин, мастер участка хозяйственного обслуживания ЦИиСА автосборочного завода, работается легко и приятно, — добавляет рассказчица. — Душа-человек наш Сергей Леонидович — знает свое дело, и офицерской выправки не утратил. Как только пришел — сразу наладил работу и порядок. К слову, Сергей Леонидович никогда не забывал про праздничные даты коллектива, в прошлом году у нас, между прочим, прошло сразу несколько юбилеев. А теперь, 9 февраля, наш любимый начальник и сам станет юбиляром. Мы всей бригадой поздравляем его с приближением «круглой» даты и посвящаем свои стихи:

   Здоровья, счастья и удачи,
   Радостных и ярких лет, 
   И с легкостью к любой задаче
   Блестящий находить ответ!
   Достичь скорей 
   вершин карьеры,
   И в личной жизни преуспеть,
   Служить друзьям во всем примером,
   И с оптимизмом вдаль смотреть…

   «Хочется добавить, что с таким коллективом, как у нас — и работа в радость», — завершила Любовь Жуковская рассказ о своей жизни и о любимом подразделении. А я после разговора узнала от ее коллег, что и моя собеседница 2 февраля тоже стала именинницей, с чем ее от души и поздравляем!

   Олеся МИХАЛЕНКО



версия для печати