Архив новостей
Показать

Главная Новости СМИ О НАС 2015 2 С ЧУВСТВОМ ВЫСОКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕД ЗАВОДОМ и СТРАНОЙ

С ЧУВСТВОМ ВЫСОКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕД ЗАВОДОМ и СТРАНОЙ

undefined   За всю историю участия команды «МАЗ-СПОРТавто» в международном ралли-рейде «Дакар» белорусский экипаж в нынешнем году впервые финишировал в составе десятки лидеров. Успеха добились пилот Александр Василевский, штурман Валерий Козловский и механик Антон Запорощенко. В ситуации, когда машина одного из экипажей, на которую делалась главная ставка, дважды за сутки подвергалась поломкам, и была отброшена в общем зачете далеко назад, на плечи ребят из второй тройки легло главное бремя ответственности за конечный результат выступления команды. И они, проявив профессиональное мастерство и настойчивость, справились.

   По мнению спортсменов и их болельщиков, нынешним высоким достижением команда во многом обязана своему ветерану, четырехкратному участнику «Дакара», пилоту Александру Василевскому, который со свойственной ему скромностью не сразу, но все же согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.

   -- Александр Иванович, гонщики,утверждают, что существует негласное правило «Дакара», которое нужно заучить, как мантру: «Не пытайтесь выиграть минуты и секунды, доезжайте до финиша. Горячие головы заканчивают свою борьбу в пустыне». Мне кажется, что именно целеустремленность, рассудительность и выдержка помогли вам не только успешно финишировать, но и получить результат, достойный первой десятки лидеров. Эти качества, как известно, по наследству не передаются, а вырабатываются в процессе становления спортсмена. Где, образно говоря, истоки той реки, на волнах которой вы пришли к нынешнему успеху?

   — Родом я из деревни Ковалевщина Логойского района. Во время учебы в средней школе Острошицкого Городка начал заниматься лыжными прыжками с трамплина в Раубичах. Родители не очень благосклонно относились к моему столь раннему увлечению рисковым видом спорта. Однако когда наша семья получила квартиру в Минске, мне все же удалось отстоять свой выбор. Продолжал учиться и тренироваться по старому адресу. Так и жил до окончания десятилетки: то в городе, то на деревне у бабушки.

   Получив аттестат, поступил в Минское ПТУ № 31, где до армии освоил профессию автокрановщика. Служил в польском городе Легница в войсках правительственной связи. Там и испытал первые волнения спортивного азарта уже как автомобилист, а не лыжник-прыгун. Среди частей Советской Армии, расквартированных в Польше, тогда проводились соревнования водителей. Конечно, особой сложностью они не отличались. Вначале было пешее преодоление полосы препятствий с… двадцатилитровыми наполненными водой канистрами в руках, затем вождение машины между фишками и по эстакадам. Завершалось все скоростным автомобильным марафоном.

   Возможно, спустя годы армейский опыт и оказал определенное влияние на мои нынешние спортивные пристрастия. Но тогда и в мыслях не было, что когда-то свяжу свою судьбу с автогонками. Придя из армии, десять лет отработал крановщиком.

   Знаковым в жизни стал 1997 год. Возвращаясь с работы, по дороге домой случайно встретил друга Сергея Крука, который часто приезжал летом из города в нашу деревню к бабушке. Вспомнили счастливое детство, завели разговор о дне сегодняшнем. Сергей, работавший в отделе дорожных испытаний МАЗа, предложил заняться более интересным делом. Так я стал водителем-испытателем автомобилей. Хорошая, скажу вам, школа. Работа бок о бок с опытными профессионалами помогала совершенствовать шоферское мастерство, углублять технические знания и навыки. Поскольку при создании команды «МАЗ-СПОРТавто» мне в 2010 году предложили стать пилотом первого гоночного автомобиля, значит, усвоил опыт старших коллег и кое-чему научился.

   — Быть первопроходцем всегда сложно. Тем не менее, спортивная жизнь мазовской команды, насколько мне известно, начиналась не только с трудностей становления, но и отмечена значимыми достижениями на раллийных трассах.

   — Действительно, многие сегодня удивляются, как можно было в кратчайшие сроки создать спортивный автомобиль, провести его испытания, улучшить собственную физическую форму, и уже в 2011 году занять третье командное место на российском чемпионате в Ульяновске. Но получилось, и мы отправились на ралли «Шелковый путь». К сожалению, для зачета в группе Т4.1. мы не имели омологацию, и нас включили в подгруппу быстрых техничек. В ней показали лучшее время и получили свой первый кубок. В абсолютном же зачете из 36 грузовиков заняли 16 место. После этого уверенности в собственных силах и технических возможностях мазовских грузовиков прибавилось. А значит, можно было замахнуться и на «Дакар».

   Готовились три месяца, и в январе 2012 года впервые вывели автомобили белорусского производства на трассы этого престижного международного ралли-рейда. Для его дебютантов считается удачным просто доехать до финиша. Мы же не только не сошли с дистанции, но и показали 31-е зачетное время, из 76 стартовавших грузовиков — в золотой середине.

   На «Дакаре-2013» еще улучшили результат — переместились на десять пунктов вперед и заняли 21 место. Сергей Вязович закончил гонку на 27-й позиции. В прошлом году из-за поломки наша машина финишировала 31-й, но команду здорово выручил экипаж Сергея, который занял 11-е место.

   — В декабре перед отлетом в Буэнос-Айрес на ралли-рейд «Дакар-2015» «играющий», если пользоваться футбольной терминологией, руководитель «МАЗ-СПОРТавто», штурман вашего экипажа Валерий Козловский в интервью «Автозаводцу» определил главной задачей предстоящих гонок — прорыв в десятку лидеров. Цель, как видим, достигнута, и все, кто следил за ходом соревнований и болел за вас, знают, каким усилием воли всех членов команды это было сделано. Что помогло, по вашему мнению, несмотря на, казалось бы, преследовавшие неудачи, достойно прийти к финишу?

   — Во-первых, дружественная атмосфера в команде, подкрепленная общим чувством ответственности перед заводом и страной. Ребята понимали насколько в нынешних непростых экономических и политических условиях важны результаты нашего выступления для продвижения мазовской продукции за рубежом, как серьезно они влияют на укрепление имиджа Беларуси в мире.

   Во-вторых, для спортсмена всегда важно ощущать рядом надежное плечо товарища по команде. Вспомните, как после серьезных поломок на марафонском этапе у автомобиля Сергея Вязовича многие спортивные комментаторы поспешили заявить, что белорусы потеряли шансы занять высокие места на «Дакаре-2015». Посчитали, что его экипаж уже не выйдет в следующий этап. Но на выручку Сергею пришел наш пилот-дебютант Владимир Василевский. Проведя ночь в пустыне, ребята восстановили грузовик, и мазовская тройка снова ринулась в атаку.

   Потеряв много времени, экипаж Вязовича уже не мог претендовать на высокое место в гонке. Но показывал очень хорошие результаты на отдельных этапах. В результате, мы пришли к финишу «Дакара» десятыми, всего на 18 секунд уступив девятую позицию одному из сильнейших в грузовом зачете Жерару Де Рою. Сергей Вязович финишировал 34-м, Владимир Василевский — 41-м. То, что все три экипажа, несмотря на все препоны, пришли к финишу, заняв при этом отнюдь не последние места, я считаю, большой и серьезной командной победой.

   — Каждый из этапов гонки имел свои сложности. Был ли период, когда вашему экипажу пришлось серьезно поволноваться? 

   — Считаю, что гонщик никогда не должен расслабляться. На трассе его могут ожидать самые непредвиденные неожиданности. На начальном этапе «Дакара», к примеру, первая десятка грузовиков стартовала через две минуты, вторая — через минуту, остальные, и мы в их числе, — через 30 секунд. Быстро настигли впереди идущие машины. И представьте себе, организаторы не прописали в легенде многие повороты. В клубах пыли мы видели лишь габаритные огни впереди идущего автомобиля. И, вдруг, он резко поворачивает вправо, и мы на скорости в 130-138 километров в час вылетаем с трассы. Перед этим видели, что проходит она по пересеченной местности с густой растительностью, ямами и болотами. Нам повезло, что участок оказался чистым. Автомобиль, выскочивший на 30-40 метров в поле, удалось быстро вернуть на трассу. А ведь ситуация могла быть чревата сходом с дистанции.

   Рисковать или нет? Каждый участник «Дакара» решает этот вопрос много раз на дню. При этом требуется постоянная концентрация: подстраиваясь под изменяющиеся условия трассы, приходится часто менять ритм и применять разные приемы пилотирования.

   Время прохождения всехспецучастков каждого участника суммируется и дает итоговый результат каждого. Первым становится тот, кто преодолел всю дистанцию раньше других. Порой такая система дает непредсказуемые итоги. К примеру, в 2013 году гонщик команды «КАМАЗ-Мастер» Эдуард Николаев не выиграл ни одного «допа», но все равно занял первое место в «абсолюте» за счет своей стабильности и неудач конкурентов.

   — Каковы планы вашего экипажа и команды в целом на ближайшую перспективу?

   — Начинаем готовиться к российскому и белорусскому чемпионатам, где будем тестировать нашу технику и совершенствовать спортивное мастерство, для того, чтобы на «Дакаре-2016» года достичь еще более высоких результатов.

   — Спасибо, Александр Иванович, за содержательный рассказ. Новых побед вам и всей команде «МАЗ-СПОРТавто» на мировых раллийных трассах.

   Беседовал Олег КАМИНСКИЙ



версия для печати