Архив новостей
Показать

Главная Новости СМИ О НАС 2014 5 ХРАНИТЕЛИ ИСТОРИИ МАЗа

ХРАНИТЕЛИ ИСТОРИИ МАЗа

18 мая в Беларуси отмечается Международный день музеев. Этот праздник имеет к МАЗу самое непосредственное отношение, ведь и у нашего автогиганта тоже есть свой музей.

И вот, мы в гостях у заведующей Музеем истории трудовой славы МАЗа — Марины Михайловны Севастьянович:

 — Хроника важных событий нашего завода запечатлена в документах и должна бережно сохраняться и приумножаться. Эта миссия была возложена на Музей истории трудовой славы нашего предприятия. Ведь флагман белорусской промышленности, дважды ордена Ленина, ордена Октябрьской революции Минский автозавод — один из крупнейших производителей автомобильной техники и автобусов в Европе — конечно, имеет богатую и интересную историю, которая неразрывно связана с историей народа и республики. Сохранить ее и передать будущим поколениям — наша наиважнейшая задача. Музей открыт для посетителей всего города, на сайте МАЗа есть режим его работы. Но предварительно надо позвонить по телефону: 217-90-38.

    Марина Михайловна напомнила, что создан музей был 6 ноября 1967 года — почти 47 лет назад. Первым директором музея был В.М. Сарапкин. В начале 90-х музей переехал на новые площади (400 квадратных метров) — на 3-й этаж заводоуправления. В 2011-м претерпел преобразования и капремонт. Нынче в его фонде более 20 тысяч единиц хранения.

    На стеллажах музея сегодня теснятся международные награды, оригинальные справки партизанского отряда, тех, кто участвовал в работах по расчистке города. Хранятся личные вещи первых автозаводцев. Например, одного из его первых директоров — бывшего партизана Михаила Ивановича Демина. Под стеклом — очки, рукописи, воспоминания первого главного конструктора завода Георгия Михайловича Кокина. Юных посетителей особенно увлекает модельный ряд автомобилей «МАЗ» — от первых до современных. Среди них уменьшенные копии первого автобуса МАЗ 106, первых грузовиков МАЗ-200 и МАЗ-205, современного автопоезда МАЗ-6430.

    Много здесь тематических стендов – социальный и посвященный связи науки и производства. Есть отдельная экспозиция генерального конструктора Михаила Степановича Высоцкого. Имеются стенды структуры современного производства, а также лауреатов госпремий СССР, БССР и Республики Беларусь.

    В музейных фото — модельный ряд автомобилей от 1-го до 5-го поколения. За долгие годы в музее были буквально по крупицам собраны тысячи экспонатов основного и вспомогательного хранения — фотоматериалы, исторические документы, различные награды и дипломы. Ни одно предприятие Минска не может похвастаться такой «коллекцией», подчеркивают ее хранители.

    Мне лично всегда при посещении этого храма истории бросается в глаза огромное количество всевозможных ваз – все это подарки различных делегаций, приезжающих на МАЗ, сувениры к юбилейным датам завода. Вот и недавняя делегация из Камбоджи тоже преподнесла в подарок МАЗу серебряную тарелку…

    Марина Михайловна показала один из наиболее ценных экспонатов музея «Арка Европы» — награда, полученная заводом в 1993 году за профессионализм, как знак признания Международной конвенцией продукции МАЗа. Эту награду, к слову, выразил желание экспонировать и Музей современной белорусской государственности.

     Еще одна престижная награда завода — Диплом за участие в 2010 году в выставке «ПРОдвижение», тогда МАЗ 231 был признан лучшим туристическим автобусом среднего класса в России.

    А вот подарок, попавший в «копилку» музея при посещении нашего завода государственной делегацией из Южного Йемена, роскошная сабля. Тогда в журнале учета посетителей арабской вязью появилось следующее послание гостей: «Иногда в жизни бывают такие моменты, когда оружие важнее слова». Так любимое выражение Саддама Хусейна вместе с саблей попало «на полку» заводского музея. Горьков-ский автозавод когда-то подарил музею МАЗа сверкающего металлом миниатюрного коня. Вот Почетная грамота стахановца, вот маленький зубр — эмблема нашего предприятия. К слову, идея той эмблемы родилась еще в далекие сороковые. Ее предложил один краснодеревщик из Бреста. С тех пор первые «МАЗы» выходили с конвейера с зубром на капоте. Символ этот остался, но с 60-х годов он на наших машинах только в виде барельефа.

   — По тем временам музей трудовой славы Минского автозавода действительно был на уровне лучших дизайнерских решений, — продолжает экскурсовод Оксана Мачахина. — Сюда приезжали издалека и привозили все новые и новые экспонаты. Школьники и студенты вузов, делегации со всей республики и многих других стран черпали новые знания о Минском автозаводе, объединении «БелавтоМАЗ», ныне — о холдинге.

    Здесь и теперь проводится более 200 экскурсий в год. Некоторый наплыв посетителей наблюдался в музее в связи с чемпионатом мира по хоккею. Приятно, что у гостей имеется интерес к истории города и завода, как одного из крупнейших градообразующих предприятий.

    Отзывы многочисленных посетителей музея о самом предприятии бережно хранятся в книге отзывов и специальной книге почетных гостей, которая, к слову, была заведена гораздо раньше, чем возник сам музей. Здесь можно увидеть «автографы» бывшего президента Боливарианской республики Уго Чавеса (8 сентября 2009 г. и 17 октября 2010 г.), прежнего госсекретаря Союзного государства Павла Бородина (22.03. 2007 г.). Запись в этой книге 23 января 1958 года сделал и Никита Хрущев – первый секретарь ЦК КПСС.

   — В наш музей иногда приезжают даже целыми семьями, — сообщила заведующая, — причем, они планируют этот визит задолго, выделяя специально время в своем плотном туристиче-ском графике. Это особенно приятно, а мы стараемся наиболее полно удовлетворить их интерес. Вот и недавно, в мае, семья врачей-россиян специально отклонилась от маршрута — а он пролегал в Беловежскую пущу — и заглянула в музей.

    Пока беседовали, я тем временем нашла другую интересную запись: «Компания «КиноДон» выражает благодарность за предоставление помещения музея, а также за помощь при съемках телевизионного проекта ОНТ «Километры войны».

    Объявлена благодарность мазовскому музею и от Министра промышленности Д.С. Катеринича – за помощь в создании экспозиции Музея современной белорусской государственности — копии дипломов с международных выставок, призы и награды автотехники «МАЗ» ныне украшают его стенд. Есть в книге отзывов благодарность за содействие в осуществлении акции «Память», посвященной международной спортивно-патриотической эстафете в честь подвига танкистов под командованием старшего лейтенанта Зиновия Григорьевича Колобанова…

   — Огромное количество собранных материалов, экспозиция, помещение, конечно, требуют современной подачи, зрелищности, яркой подсветки, современной аудио-видео техники с демонстрацией рекламных роликов, — продолжила зав. музея. — В связи с этим директоратом завода в 2011 году было принято решение его модернизировать. Были привлечены специалисты-профессионалы по музейному дизайну, шла работа по поиску новых музейных материалов. Основная доля таких трудов легла на плечи его штатных работников, они контактировали с архивами города, республики и даже Российской Федерации. Немаловажную роль в наполняемости музея сыграли и сами заводчане. К слову, музей и теперь призывает всех работников и особенно ветеранов завода, а также членов их семей заглянуть в свои личные архивы, провести поисковую работу по историческим документам, фотографиям, интересным экспонатам, сведениям, отражающим эпоху становления МАЗа.

    После обновления в музее стало еще больше функциональных возможностей. Здесь есть мини-конференцзал с видепроектором и двумя ЖК-телевизорами, что позволяет преподносить информацию более современными, наглядными методами и средствами — показывать видеослайды, сопровождать экскурсии кадрами исторической хроники.

    Осуществляется в музее тесная связь с Музеем Великой Отечественной войны, музеем БелАЗа, Национальным художественным музеем, которые, к слову, помогли при создании новой мазовской экспозиции — присылали документы, фото- и видео- материалы. А могучий БелАЗ подарил свои макеты автомобилей.

    УГК МАЗа тоже решил пополнить музейный фонд завода и в настоящее время передает ему фотоаппаратуру: увеличители, кинопередвижку, фотокамеры 40-60 годов «Киев», «Беларусь», «Азов». Музейные работники благодарят руководство УГК за данную инициативу.

    А мы скажем несколько слов и о самих хранителях заводской истории. 

    Заведующая музеем Марина Михайловна Севастьянович трудится здесь с 1987 года, на заводе она уже 35 лет. И без преувеличения музей — ее стихия. В 1979 году юная Марина пришла на МАЗ сразу после школы, начинала трудовой путь с УВК. Училась заочно в институте народного хозяйства им. Куйбышева. В юности была активисткой, членом заводского комитета комсомола. По воле судьбы и велению сердца дорога жизни привела ее в музей — на должность младшего научного сотрудника.

   — Помещение музея тогда представляло из себя барак, — вспоминает М. Севастьянович, — сейчас на этом месте автостоянка. В то время в небольшом музее была отдельная комната сувениров и подарков. Главными «фишками» экспозиции были документы по истории создания предприятия, макет главного конвейера и автомобилей МАЗ-500. В те времена музей тоже посещали делегации, но иного рода — в основном партийные и комсомольские, прибывшие для обмена опытом.

    Экскурсовод Оксана Геннадьевна Мачахина пришла в музей МАЗа в 1990 году, первая запись в ее трудовой книжке — младший научный сотрудник музея. Сегодня она экскурсовод и способна сразу завладеть вниманием посетителей от мала до велика, в чем я имела возможность убедиться неоднократно.

    Старожил музея — его прежний директор — Лариса Анисьевна Казачок — работала здесь 30 лет — почти с момента создания музея. Трудились здесь в разное время Клавдия Матвеевна Хаменок, Валентина Анатольевна Мазоль. «Эти неравнодушные работницы отдавали себя всецело любимому делу, — подчеркивает Марина Михайловна. — Как сказал академик Лихачев: «В музее должны работать люди если не вечно, то всю свою трудовую жизнь»! Специфика нашей работы — в накоплении информации, пополнении фондов, сборе и сохранении информации и документов для будущих поколений, ведь без истории нет будущего».

    Нынешним сотрудникам музея приходится разрабатывать десятки тематиче-ских экскурсий — для иностранных руководителей и других официальных гостей, для детей, студентов (в том числе по углублению в специальность). Причем, экскурсии идут не только в зале музея, но и на ГСК, на автобусном заводе, в «литейке», «кузнице» и «гальванике». И сопровождают гостей по заводу нередко тоже с обзорной экскурсией.

    Словом, владеть надо всеми темами и техническими вопросами, ведь спрашивают буквально обо всем — от гаек и марок металла до конечного продукта и сотрудничества с другими предприятиями и странами. Можно себе представить, насколько эрудированны сотрудники музея, сколько литературы им приходится «перелопачивать»! На их хрупких плечах также оформление стендов, подписка на СМИ по всему заводу, хронологическое пополнение картотеки, которая, кстати, ведется с 1944 года. Поэтому в музее очень благодарны специалистам УИТ, внедрившим новую компьютерную программу, которая помогает оперативно вносить информацию и пользоваться картотекой. А увлеченные своей работой, энергичные работники музея делают все, чтобы сохранить историю МАЗа.

     Олеся МИХАЛЕНКО 



версия для печати