Архив новостей
Показать

Главная Новости СМИ О НАС 2013 3 НЕВОСПОЛНИМАЯ УТРАТА…

НЕВОСПОЛНИМАЯ УТРАТА…

25 февраля 2013 года на 86-м году ушел из жизни видный ученый, руководитель высочайшего профессионального уровня, один из организаторов отечественного машиностроения Герой Беларуси Михаил Степанович Высоцкий.

На Минском автозаводе он известен как генеральный конструктор, создавший отечественную школу конструирования и исследования автотехники марки «МАЗ».

Родился Михаил Степанович 10 февраля 1928 года в деревне Семежево Слуцкого округа (ныне это Копыльский район Минской области).

Пришел на МАЗ в 1949 году после учебы в Минском автомеханическом техникуме (МАМТ). В 1955 году окончил Московский всесоюзный заочный машиностроительный институт, после чего в его трудовой биографии сменяют друг друга должности: конструктор, ведущий конструктор, начальник конструкторского бюро. С 1961 года он уже и. о. главного конструктора Минского автомобильного, с 1975 года – главный конструктор и начальник УГК ПО «БелавтоМАЗ». Его вклад в создание большегрузных автомобилей приносит ему известность и признание, как в Беларуси, так и за ее пределами.

Михаил Степанович прожил славную жизнь, вся она – пример беззаветного служения Отечеству. Ученый-конструктор проработал на МАЗе ровно полвека и оставил после себя яркий след, вырастил достойную смену, продолжающую его дело на благо всей страны.

     Герой Беларуси Михаил Степанович Высоцкий до последнего дня своей жизни оставался верен избранной им профессии. Он был заместителем директора по научной работе в области автомобильной и карьерной техники – генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь государственного научного учреждения «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси». Он также — известный ученый в области механики и комплексного проектирования мобильных машин, академик, доктор технических наук, профессор и выдающийся конструктор, создавший отечественную школу конструирования и исследований грузовых автомобилей.

     Трудовую деятельность Михаил Степанович начал на Минском автомобильном заводе после окончания в 1949 году Минского автомеханического техникума — был конструктором и одновременно обучался во Всесоюзном заочном машиностроительном институте в Москве, который окончил в 1955 году. Работал на Минском автозаводе 50 лет, из которых 35 лет – главным конструктором, а с 1975-го был главным конструктором — начальником управления главного конструктора Производственного объединения «БелавтоМАЗ», в которое вошли все автомобильные заводы республики.

     Деятельность М. С. Высоцкого связана с установлением и укреплением связи науки с производством, ориентацией научного потенциала академической, вузовской и отраслевой науки на решение наиболее актуальных проблем, стоящих перед отечественным машиностроительным комплексом. Уже в 1974 году по его инициативе был создан академический Отдел грузовых автомобилей (ОГрА) двойного подчинения — АН БССР и Минскому автозаводу. В 1975 году открыто учебно-научно-производственное объединение «МАЗ-БПИ», а в его рамках – кафедра «Большегрузные автомобили и автопоезда» Белорусского политехнического института (ныне – БНТУ), руководителем которой академик Высоцкий являлся до недавнего времени. Его стараниями было создано и научно-производственное объединение «Автофизтех».

     С именем М. С. Высоцкого связаны наиболее значительные достижения Минского автозавода: разработка принципиально новой компоновки большегрузных автомобилей «кабина над двигателем», создание концептуального модульного автопоезда МАЗ-2000 «Перестройка», получившего золотую медаль на Парижском салоне автомобилестроения в 1988 году, создание шести поколений магистральных автопоездов.

     М. С. Высоцкий был одним из инициаторов организации на МАЗе отечественного крупномасштабного производства автобусов и руководил созданием первых моделей пассажирской техники совместно с немецкой фирмой «Неоплан». Это послужило основой для современного производства по выпуску широкого семейства унифицированных автобусов, ориентированного на полное обеспечение потребностей Беларуси и поставку на экспорт.

     Работая с 1992 года по 1997-й вице-президентом АН БССР, М. С. Высоцкий смог консолидировать усилия ученых и заводских специалистов уже не только в интересах Минского автозавода и ПО «БелавтоМАЗ», но и всей автотракторостроительной отрасли республики, что позволило пережить острый экономический кризис в период разрушения СССР, обеспечить становление национального автомобиле- и автобусостроения и выйти на устойчивое динамичное развитие отрасли, экспортного потенциала республики.

     С 1993-го по 2001 год М. С. Высоцкий – директор созданного по его инициативе Научного центра проблем механики машин НАН Беларуси, с 2001 года – генеральный директор Научно-инженерного республиканского унитарного предприятия (НИРУП) «Белавтотракторостроение» НАНБ, с мая 2006 года – директор государственного научного учреждения «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси». В июне 2012 года он стал заместителем директора по научной работе в области автомобильной и карьерной техники – генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь ОИМ НАНБ.

     В 1995 году для координации научно-технической деятельности автотракторостроения по инициативе Высоцкого при поддержке Президента Беларуси и одобрении государственного заказчика в лице Министерства промышленности под его руководством была разработана государственная научно-техническая программа (ГНТП) «Белавтотракторостроение» на 1996—1998 годы, а затем на 1999—2000 и 2001—2005 годы. Он же являлся инициатором и научным руководителем государственной программы фундаментальных (ориентированных фундаментальных) исследований «Механика» на 1996—2000 и 2001—2005 годы, которая была научным обеспечением в области фундаментальных исследований программы «Белавтотракторостроение».

     В 2002 году во исполнение поручения Президента Беларуси разработана и с 2003 года выполнялась государственная целевая программа развития автотракторостроения и комбайностроения Республики Беларусь на 2003—2005 годы и на период до 2010 года «Автотракторокомбайностроение». 

     В 2002 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь М. С. Высоцкий назначается генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь.

     В 2005 году под его руководством разработана и в 2006 году утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь укрупненная государственная научно-техническая программа «Машиностроение», состоящая из 5 подпрограмм: «Автомобилестроение, специальная техника, автотракторная электроника и электромеханика», «Тракторостроение», «Дизелестроение», «Комбайностроение», «Карьерная техника» — с участием более 80 предприятий и организаций, среди которых — все ведущие предприятия автотракторокомбайностроения, 12 академических институтов, 6 государственных университетов, ряд отраслевых НИИ и КБ. Для разработки, освоения и внедрения передовых технологий проектирования новых конкурентоспособных моделей автотракторной и сельскохозяйственной техники М. С. Высоцкий инициировал создание Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля.

     Постановлением Совета Министров Республики Беларусь М. С. Высоцкий был назначен заместителем руководителя государственной комплексной целевой научно-технической программы «Машиностроение», вобравшей в себя 7 государственных научных и научно-технических программ-разделов, направленных на обеспечение устойчивого инновационного развития отечественного машиностроения. 

     В рамках указанных программ разработаны и освоены промышленностью более 100 видов новых базовых моделей техники: 15 автомобилей и автобусов, 13 — самосвалов и другой карьерной техники, 23 — тракторов и специальной автотракторной техники, 16 самоходных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники, 20 специальных строительно-дорожных и коммунальных машин, 6 новых дизельных двигателей.

     Михаилом Степановичем развита теория виртуального проектирования и испытаний мобильных машин, получены значительные результаты в области динамики автомобильных и железнодорожных цистерн.

     Научно-организационная деятельность академика Высоцкого сочеталась с высокорезультативной научной деятельностью. Им опубликовано более 450 научных трудов! Издано 19 монографий, в том числе — «Мобильные транспортные машины. Взаимодействие со средой функционирования» (1998), удостоенная премии НАН Беларуси. Он получил 145 авторских свидетельств и патентов, большинство из которых послужили основой для повышения конкурентоспособности выпускаемых и создания новых видов автотракторной техники.

     М. С. Высоцким подготовлено 6 докторов, 18 кандидатов наук и создана белорусская школа механики и комплексного проектирования мобильных машин, получившая широкое международное признание.

     Михаил Степанович Высоцкий награжден государственными премиями СССР (1970) и БССР (1986). Ему присвоены почетные звания «Заслуженный деятель науки и техники БССР» (1976), «Заслуженный работник промышленности СССР» (1991).

     Награжден орденами: Трудового Красного Знамени (1967), Ленина (1974), Отечества III степени (1998) и II степени (2004). 

    Высокой оценкой заслуг академика Высоцкого явилась в 2002 году Благодарность Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путина за образцовое выполнение воинского долга и самоотверженное служение Отечеству.

     В 2003 году М. С. Высоцкий награжден Почетной грамотой Парламентского собрания Союза Беларуси и России за большой личный вклад в развитие экономической интеграции Беларуси и России, активное участие в союзном общественном строительстве.

     В 2006 году Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2006 г. № 135 за исключительные заслуги в социально-экономическом развитии Республики Беларусь, личный вклад в становление и развитие национального автомобиле- и автобусостроения, белорусской научной школы механики и комплексного проектирования мобильных машин, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, подготовку научных кадров М.С. Высоцкому присвоено звание «Герой Беларуси».

     В 2008 году М. С. Высоцкому объявлена Благодарность Президента А. Г. Лукашенко, в этом же году Михаил Степанович был удостоен звания Почетный гражданин города Минска и Почетный гражданин Минской области. В 2008-м, 8 февраля, президентом России Владимиром Путиным Высоцкому был вручен орден Петра Великого – за большой личный вклад в сотрудничество между нашими братскими народами. А в 2012-м ему объявлена Благодарность премьер-министра Республики Беларусь.

     25 февраля 2013 года белорусская конструкторская школа, все отечественное машиностроение понесли тяжелую утрату, которую невозможно будет восполнить. Светлая память Михаилу Степановичу…

      Подготовили Олеся МИХАЛЕНКО, Наталья СЧАСТНАЯ
 



версия для печати