Архив новостей
Показать

Главная Новости СМИ О НАС 2013 10 ЕЩЕ РАЗ О«ЛЕГКОВОМ» АЭРОДРОМНИКЕ

ЕЩЕ РАЗ О«ЛЕГКОВОМ» АЭРОДРОМНИКЕ

В праздничном номере «Автозаводца» за 27 сентября нынешнего года был опубликован материал «Легковой»… аэродромник «МАЗ». Рассказ об этой уникальной машине заинтересовал наших читателей. Большинство молодых заводчан о ней вообще ничего не слышали и после публикации спрашивали о судьбе автомобиля. Но еще до того созрело решение — я обязательно продолжу собирать сведения об этом уникальном авто.

Впрочем, оказалось это делом совсем нелегким.

За давностью лет даже ветераны автозавода, по большому счету, могли вспомнить лишь то, что такой автомобиль существовал. И собирался он «в нед- рах» экспериментального цеха. Даже в музее Минского автозавода сохранилось совсем немного сведений об этом необычном «седане» и несколько его фотографий.

Как мы уже сообщали, разработкой аэродромного тягача на Минском автозаводе занялись в 1956 году. И, благодаря нашим коллегам из «Автозаводца» тех лет, теперь достоверно известно то, что опытный образец МАЗ-541 появился на свет почти три года спустя. 26 декабря 1959-го «Автозаводец» вышел со следующей информацией на самой главной, первой странице (или, как ее называют журналисты, — полосе): «У нас на заводе изготовлен опытный образец аэродромного тягача МАЗ-541. Он предназначен для буксировки тяжелых пассажирских самолетов ТУ-104 и ИЛ-18 в аэродромных условиях Гражданского флота. Машина отправлена в Москву на Внуковский аэродром для прохождения испытания».

     Судя по всему, испытания тягача тогда прошли успешно. Потому что незадолго до полета Гагарина в космос на Минском автозаводе был издан Приказ № 11 от 7 января 1961 года — «Об изготовлении 4-х штук аэродромных тягачей МАЗ-541». Этим документом тогдашнему начальнику экспериментального цеха А. С. Соловьеву было поручено изготовить в первом квартале 1961 года четыре аэродромных тягача для выполнения правительственного задания.

     Этим, к сожалению, повествование о судьбе автомобиля-гиганта МАЗ-541 обрывается…

     Но еще более занимательной выглядит «история» с техническими характеристиками аэродромного тягача. 
     Вот, например, данные из музея истории МАЗа:

     Колесная формула — 4х4;
     Полная масса, кг — 28000;
     Длина, мм — 7800;
     Ширина, мм — 3400;
     Высота, мм — 2200;
     База, мм — 4200;
     Максимальная скорость — 30 км/час
.

    А вот такие же сведения, но уже из Интернета, со ссылкой на книгу Л. М. Шугурова «Автомобили России и СССР»:

    «Длина, мм — 7797;
     Ширина, мм — 3400;
     Высота, мм — 2802;
     База, мм — 3403;
     Масса, кг — 28230;
     Допустимая масса буксируемого прицепа, кг — 85000;
     Двигатель — Д-12А:
     число цилиндров —12;
     мощность, л.с. — 300;
     число передач — 3х2;
     Колёсная формула — 4x4;
     Скорость максимальная, км/ч — 30».

    Скупые и противоречащие друг другу сведения делают МАЗ-541 легендарным автомобилем советского машиностроения — уже в переносном смысле слова. Автомобилем, с которым связано больше домыслов, чем фактов.

     Очень хочется верить, что нам еще удастся отыскать правдивые сведения об уникальном мазовском тягаче, а если повезет, — и тех людей, что были причастны к его созданию.

     Между прочим, аэродромный тягач МАЗ-541 очень интересен и для коллекционеров масштабных моделей машин. По меньшей мере, сегодня эти люди тоже активно собирают сведения об уникальном авто. И, может быть, в будущем мы сможем полюбоваться хотя бы на маленькую модель этого чуда советского автомобиле-строения.

     Наталья СЧАСТНАЯ
     Фото из архива музея истории МАЗа
 



версия для печати