Архив новостей
Показать

Главная Новости СМИ О НАС 2012 9 ЧЕМ БЛИЖЕ К ЗАВЕТНОЙ ДЕСЯТКЕ, ТЕМ УПОРНЕЙ БОРЬБА

ЧЕМ БЛИЖЕ К ЗАВЕТНОЙ ДЕСЯТКЕ, ТЕМ УПОРНЕЙ БОРЬБА

В жизни команды «МАЗ-СПОРТавто» за послед-ний месяц произошли положительные изменения. Двигатели обоих спортивных автомобилей уже отправились на родные заводы, где сейчас проходят диагностику.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ — МОТОРЫ

Этот процесс контролирует представитель команды — инженер-конструктор, специалист по двигателям Максим Новиков. На Тутаевском моторном заводе идет дефектовка силового агрегата «старшей» боевой машины. Определяются масштабы работ: что необходимо заменить, какие запчасти нужно закупить дополнительно. Ведь это не серийный двигатель, а разработанный на основе такового — специально для белорусской раллийной команды. В планах спортсменов — по возможности «подтянуть» параметры старого тутаев-ского двигателя до уровня нового, ярославского. При этом мощность силового агрегата тутаевцы готовы повысить. Но не увеличением рабочего объема, а за счет настроек топливной аппаратуры.

     В Ярославле проходит диагностику, регламентные работы и настройку необходимых параметров второй двигатель, от более современной гоночной машины. В Минск он вернется в октябре и будет установлен на спортивный автомобиль.

     А тем временем на Мин-ском автомобильном начались совместные с ЭЦ-1 работы по подготовке самих машин к предстоящему старту на «Дакаре-2013». Для второго гоночного автомобиля в экспериментальном цехе дорабатывается передний мост Sisu: взамен вышедшего из строя на «Шелковом пути».

     ПЕРВЫЙ БОЕВОЙ… И ПОМОЩНИКИ НА СЕРПАНТИНАХ

     А вот первый боевой автомобиль потребует куда больше внимания. Машину хотят серьезно облегчить: на него установят такие же, как на новейшей машине, мосты Sisu (задний уже имеется, а передний надеются получить в течение месяца), заменят каркас надстройки и ее облицовку — часть элементов, как и прежде, будет из стекловолокна, а остальное из более легкого алюминия. А также кабину (она будет немного доработана, по сравнению со вторым прототипом). В Могилеве, кстати, модернизируются и прицепы-лафеты.

     Кроме боевых машин, к «Дакару-2013» готовятся и автомобили технической поддержки. «Старшую техничку» тоже ожидают кардинальные изменения. Во-первых, прежнюю кабину заменят новой, тоже двухрядной. И вместо трех человек в машине смогут разместиться уже пятеро. При этом, по словам руководителя группы технической поддержки «МАЗ-СПОРТавто» Дмитрия Боборыко, спального отсека наши гонщики лишатся. Впрочем, он как раз и не был востребован на гонках.

     Кроме того, на обеих «техничках» появятся ретардеры — специальные устройства, расположенные обычно на вторичном (реже на первичном) валу КПП и предназначенные для снижения его скорости вращения. Другими словами — для притормаживания автомобиля без помощи рабочей тормозной системы. Ретардеры — отличные помощники водителям в горных условиях: на длительных спусках и серпантинах горных дорог, которые на «Дакаре», надо сказать, — совсем не редкость! И не раз доставляли пилотам «техничек» немало острых ощущений.

     МАЗ и КамАЗ: КТО БЫСТРЕЕ… НА ФИНИШЕ?

     Автоспорт совсем не зря называют «борьбой кошельков». Для того, чтобы построить хорошую машину и внести в нее толковые инженерные решения — требуется немало денег. Затраты, как правило, окупаются — рекламой и повышением имиджа предприятия. Не случайно все мировые автомобильные производители имеют свои команды — будь то раллийные, или для кольцевых гонок… Для успеха на спортивном поприще необходимы сразу несколько факторов — и должный уровень техники, и слаженность работы экипажей. Последняя достигается тренировками.

     Начать тренироваться наша команда планирует, как только будет подготовлена более новая боевая машина, и на нее установят вернувшийся из Ярославля двигатель. Ведь тренировки…

    — …Это один из ключевых моментов в любом виде спорта. И то, чего сегодня нам очень не хватает, — говорит начальник команды «МАЗ-СПОРТавто» Валерий Козловский. — «КАМАЗ-мастер», на который сегодня равняются все раллийные команды, имеет тренировочные автомобили, полностью повторяющие боевые. И возможность тренироваться даже тогда, когда спортивная техника находится в пути или проходит подготовку к очередным соревнованиям. У нас такой возможности нет. У команды «МАЗ-СПОРТавто» пока только две боевые машины, которые нужно готовить к гонке. И времени на тренировки, к сожалению, почти не остается. 

     Однако, невзирая на сложности, белорусская раллийная команда движется вперед семимильными шагами. Без малого два года тому назад у конструкторов МАЗа вообще не было опыта создания спортивных машин. Начинать пришлось с нуля, в то время как соперники новой «мазовской» команды уже имели опыт участия в ралли не один год. А то и десятилетие. И потому путь в большой автоспорт оказался тернист: соперников приходится догонять. Да на фоне их стремительного движения вперед!

     Когда в ралли пришел тот же КамАЗ — а это был 1988 год, — ситуация была намного проще. Ведь все участники гонки находились в примерно равных условиях: опыта длиной в десятилетия тогда не было ни у кого из участников ралли-марафона «Париж — Дакар». И, тем не менее, чтобы впервые финишировать на самой знаменитой раллийной гонке, Камскому автозаводу понадобилось несколько лет. Через это, к слову, прошли многие заводские команды: и «Мереседеса», и «Татры».

     В одном из своих интервью легендарный пилот Владимир Чагин вспоминал: «В команде «КамАЗ-мастер» я с самого начала. Мне посчастливилось быть в первых рядах, когда много лет назад, в 1988 году, наш бессменный руководитель Семен Якубов решил принять участие в «Дакаре». Тогда, естественно, и речи не было о финише, хотя бы просто стартовать и посмотреть, что это такое. Мы долгие годы учились финишировать, учились строить автомобиль, который сможет это сделать, и в 1996 году пришла наша первая победа».

     Финиш команды «МАЗ-СПОРТавто» состоялся с ее первого участия в «Дакаре». И уже одним этим наши спортсмены вписали свои имена в историю белорусского автоспорта. 

    — Теперь на нас смотрят иначе: исчезли саркастические улыбки, — отмечает Валерий Козловский. — И нас воспринимают как равных, как серьезных соперников, а не дилетантов. Результаты команды на гонках показывают, что мы можем тягаться и с «Мерседесами», и с «Татрами», и даже с отдельными экипажами команды  «КАМАЗ-мастер».

     Хочется верить, что история достижений команды «МАЗ-СПОРТавто» на этом не закончится. Что за маленькими победами придут и большие. Хотя, конечно, дорога к ним не будет короткой. Ведь чем ближе к заветной десятке, тем упорней и жестче борьба за каждую верхнюю строчку в классификации. И за каждым таким, кажется, небольшим достижением — огромный труд конструкторов, механиков, экипажей.

     БЛИЦ-ОПРОС

     Наши вопросы пилотам команды
    — Какой из ралли-рейдов в нынешнем сезоне показался наиболее сложным?

     Александр Василевский:
   — «Шелковый путь-2012». Шли затяжные и проливные дожди. Именно это затрудняло гонку — машины застревали в грязи. На последнем как раз этапе мы почти два часа «просидели» в такой грязевой ловушке. Откапываться вручную пробовали безуспешно. Вытащить нас помогли трактора.

    Сергей Вязович:
   — «Шелковый путь-2012». Приятно поразили дружелюбные отношения между гонщиками и на бивуаке, и на спец-участках. И, конечно же, запомнился финиш — это радостное событие, последовавшее после всех испытаний гонки. 
    — Какой новый опыт дал нынешний сезон?

     А.В.
   — Для меня ничего нового, в общем-то, не было. По условиям соревнования нынешнего года были идентичны прошлогодним. Неприятный сюрприз преподнесла разве что погода.

    С.В.
   — Впечатлили и масштабы самой гонки, то есть расстояния, протяженности спецучастков. И те физические нагрузки, которые испытывают экипажи. Прежде в таких гонках участвовать не доводилось. Опыт последних соревнований востребован при подготовке к «Дакару-2013». Сейчас ведется «подгонка» спортивных автомобилей под стиль управления конкретного пилота.
   — Какие цели лично вы ставите перед собой на «Дакаре-2013»? И что, на ваш взгляд, необходимое условие для их достижения?

    А.В.
   — Хотелось бы войти в десятку сильнейших. Сейчас переоборудуем нашу первую боевую машину: она станет более легкой. И это даст выигрыш в скорости, улучшится ее проходимость. Очень нужны тренировки экипажей, а также для всей команды — занятия в бассейне и тренажерном зале. Это — важная часть подготовки к «Дакару», поскольку на гонке все — и экипажи, и механики — испытывают очень большую физическую нагрузку.

    С.В.
   — Задача номер один — финишировать лучше результата прошлого года, придерживаясь выбранной командой стратегии. А финиш и конкретные результаты будут пропорционально зависеть от работы, проделанной командой при подготовке к «Дакару». Это, в первую очередь, технически исправный автомобиль и слаженность работы всех: и экипажей, и группы технической поддержки.
 



версия для печати