Архив новостей
Показать

Главная Новости СМИ О НАС 2012 8 ЕЩЕ ОДИН ГОД ИСТОРИИ НАШЕЙ…

ЕЩЕ ОДИН ГОД ИСТОРИИ НАШЕЙ…

В этот день настроение было приподнятое у всех. С самого утра 9 августа на территории завода звучала музыка. Люди шли на работу с улыбкой, кто-то даже напевал и пританцовывал. Оно и понятно: День рождения – всегда праздник. Не только для родного предприятия, но и для каждого, кто здесь трудится.

Какой сегодня день?

По пути на работу со стороны центральной проходной МАЗа доносились звуки знакомых мелодий разных лет. «Заводскую проходную, что в люди вывела меня» в исполнении Николая Рыбникова сменил Кирилл Слука, напевая «Минск – это я, это ты у меня, это жизни моей страница». Затем звучали песни «Веселых ребят», «Песняров», «Сябров» и современных популярных исполнителей. А над проходной развевался транспарант «С праздником, автозаводцы!». Какой сегодня день? – спрашивали отдельные заводчане. И, узнав, что сегодня – день рождения завода, поздравляли друг друга.

     А начались мероприятия, посвященные торжеству, задолго до 9 августа. Первыми стартовали спортсмены МАЗа, вышедшие на легкоатлетический пробег и принявшие участие в шашечном турнире, посвященном 68-летию автозавода.

       А помнишь, как всё начиналось?!

     Предпраздничная эстафета была поддержана и ветеранами Минского автомобильного. Еще накануне Дня рождения, 8 августа, в нашем Дворце культуры состоялось заседание клуба «Ветеран». На него были приглашены автозаводцы, которые в 1944 году пришли на руинный пустырь, чтобы возводить МАЗ, и проработали на предприятии до пенсии! К сожалению, осталось в живых из них только 12 человек. А дойти до своих бывших коллег смогли и вовсе лишь четверо – Лидия Ивановна Андриевская, Анатолий Михайлович Баданин, Михаил Прокофьевич Зубович и Николай Иванович Шевно.

     Так сложилось, что начало их трудового пути совпало с началом становления гиганта советской, а затем и белорусской автомобильной промышленности – Минского автозавода. Они были «первопроходцами», и им пришлось несладко. Несмотря на трудности сегодняшнего времени, можно сказать, что нынче нам работается легко, ведь продолжать дело все-таки проще. А молодые партизаны начинали с нуля…

     Очень верно по этому поводу подметила председатель клуба «Ветеран» Александра Витальевна Наркевич: «Много космонавтов слетало в космос, кого-то мы знаем, кого-то – нет. 

     Но наибольшего уважения, почитания и памяти заслуживает лишь первый. Его всегда будут помнить. Точно так же можно сказать и о вас: вы навсегда своим трудом и заслугами перед МАЗом вписали себя в историю предприятия!».

     В 22 года пришел на Минский автомобильный Михаил Зубович. И задержался почти на четыре десятилетия! Семь классов школы, отличное образование для послевоенного времени, позволили молодому парню, как бы сказали теперь, пополнить ряды ИТР. Сначала была должность старшего бухгалтера, затем, на протяжении 25 лет, – начальника производственно-диспетчерского бюро в «кузнице». А на пенсию Михаил Прокофьевич уходил заместителем начальника цеха. 

     Раненый партизан Николай Иванович Шевно тоже по меркам 40-х гг. считался человеком образованным – за плечами 7 лет учебы. 

     За 47 лет заводского стажа приходилось работать и бухгалтером, и начальником ПДБ, и заместителем начальника цеха. Какое-то время руководил деревообрабатывающим цехом, переименованным впоследствии в цех производства товаров народного потребления. После выхода на официальную пенсию ещё 7 лет трудился в отделе технического контроля – начальником бюро, а затем просто контролером ОТК.

     Единственная женщина, пришедшая на торжественное чествование ветеранов, Лидия Ивановна Андриевская, начинала паспортисткой ЖКО. Потом был главный сборочный конвейер, ОТК, производственный отдел и отдел кооперации, автоприцепное производство. И так до 1992 года.

     Судя по многообразию должностей и работ, выполняемых первыми автозаводцами, они были «универсалами», всему учились, и, что самое главное, у них всё получалось.

     Сегодня ветераны Мин-ского автомобильного в почтенном возрасте, они «богатые» дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки. Казалось бы, дел ещё хватает – воспитание внуков и правнуков, забота о собственном здоровье. Но всегда особенно приятно становится на душе у бывших заводчан, когда приходит открытка с родного МАЗа, когда звонят и интересуются их здоровьем. Они держатся. Улыбаются и хотят жить. Им есть что рассказать о своей судьбе подрастающему поколению. И у них действительно есть чему поучиться молодежи – трудолюбию, бескорыстности, терпению, умению работать на голом энтузиазме. И всё только ради того, чтобы имя «МАЗ» звучало гордо!

     Поздравить заслуженных ветеранов пришли представители администрации и профсоюзного комитета: начальник управления кадров, и. о. заместителя генерального директора по кадрам и режиму, председатель заводской «первички» ОО «Белая Русь» Казимир Иосифович Шевчик и заместитель председателя профкома Людмила Викторовна Воблова.

     Много теплых и, уверена, искренних слов прозвучали в адрес первых автозаводцев – всегда оставаться такими задорными, жизнерадостными, веселыми и отзывчивыми. Но самым главным и важным пожеланием стало одно – чтобы в дома наших первостроителей как можно реже заходили люди в белых халатах.

     Ни один День рождения не обходится без подарков! Ветераны уходили с праздничного чаепития с цветами и пледами в руках. Тем, кто не смог прийти в этот день во Дворец культуры, всё было доставлено на дом.

     Руководитель ветеран-ского клуба А. Наркевич поблагодарила гостей за поздравление и выразила огромную признательность лично генеральному директору Александру Боровскому за поддержку, которую оказывают на МАЗе бывшим работникам.

     К слову, в полку ветеранов буквально на днях прибыло. Накануне 68-й годовщины со дня основания завода генеральным директором был подписан приказ о присвоении звания «Ветеран ОАО «МАЗ» ещё 233 работникам предприятия.

     Это наша гордость

     В четверг настроение у всех было праздничное, несмотря на то, что на МАЗе был самый что ни на есть рабочий день. С утра пыхтели печи в кузнечном, плавила металл «литейка», гудели станки и отбивали ритм молоты и прессы, а на главном конвейере собирали новые автомобили. Тем не менее, и по эту сторону проходной 9 августа звучала музыка. Журналистам «Автозаводца» посчастливилось стать свидетелями подготовки к открытию праздничной программы, посвященной 68-й годовщине основания Минского автомобильного завода, – выставки автомобильной техники.

     По Магистральной улице автозавода величаво двигалась автоколонна, которую возглавлял завсегдатай наших выставок – «капотник». За ним следовали: автомобиль с манипуляторной установкой «FASSI», автокраны, автобетононасос, тягачи, бортовые грузовики и автобусы. А рядом, выполняя производственные задачи, торопясь доставить в цех необходимые материалы, спешила электротележка. Она казалась такой крохотной по сравнению с большегрузной техникой новых образцов. Но и эта электрическая «малышка» вносит свой вклад в производство новых автомобилей.

     Уже к 9.00 автотехника нашей марки красовалась у центрального входа в заводоуправление, образуя своеобразный железный коридор. Она привлекала внимание не только заводчан, но и прохожих. Аннотации, прикрепленные к кабинам машин, знакомили посетителей экспозиции с техническими характеристиками представленных моделей, а водители с удовольствием отвечали на вопросы. К слову, новейшая техника «МАЗ», прибыв на площадку для праздничных мероприятий первой, покинула ее последней – выставка работала вплоть до окончания первой смены.

     Милости просим к столу

     При подготовке к праздничным мероприятиям были задействованы многие службы и подразделения МАЗа: их обязанности были строго закреплены приказом генерального директора, подписанным задолго до памятной даты. Так, например, музыкальное сопровождение праздника обеспечивал отдел связи и телекоммуникаций. Дворец культуры занимался подготовкой концертной программы. А заводской комбинат общественного питания был ответственен за то, чтобы День завода запомнился работникам вкусными угощениями и лакомствами.

     В полдень возле центральной проходной КОП организовал выездную торговлю. В продаже в широком ассортименте была представлена кулинарная продукция, кондитерские изделия, чай, кофе и прохладительные напитки. Продавцы комбината Татьяна Гриб и Светлана Бурая приветливо встречали посетителей и даже в ненастную погоду сдабривали выпечку собственного производства заводских столовых улыбкой и добрым словом.

     Без преувеличения можно сказать, что стол в торговом ряду КОПа ломился от яств. Сюда приятным ароматом притягивали булочки с маком и творогом, расстегаи с рисом и грибами, пряники, кексы, блинчики, смаженки и пиццы. Во время обеденного перерыва и пересменки у торгового ряда даже выстраивались очереди: заводчане спешили подкрепиться бутербродами, представленными в большом разнообразии, или сосиской в тесте, а также прихватить что-нибудь вкусненькое к чаю. И по мере того, как росла очередь у торговой точки КОПа, пустели большие блюда на прилавке. В общем, праздник получился не только зрелищным, но и сытным.

     Нам песня строить и жить помогает

     И уж чего точно не ожидали заводчане, завершая первую смену или направляясь на завод ко второй, так это музыкального поздравления от Народного фольклорного ансамбля «Вербiца» Дворца культуры МАЗа прямо у заводской проходной. В 14.00 ступени возле Доски почета Минского автомобильного превратились в сценическую площадку для артистов.

     «Время такое быстрое, 
     Мчится за годом год.
     Кажется, только выстроен
     Автомобильный завод!

     А между тем прошло уже 68 лет». Такими словами открыла концертную программу ведущая Н. С. Иванова – руководитель образцового драматического театра ДК МАЗа. Она поздравила собравшихся автозаводцев с праздником, кратко рассказала об истории предприятия, вспомнила его первостроителей.

      Действительно, темпы возведения завода и освоения белорусского автомобиля были поистине небывалые. Уже 6 октября 1946 года заводская «литейка» дала первую плавку. 9 августа 1947 года на заводе приступили к серийному выпуску передних осей и карданных валов. А в том же году в день праздника – 7 ноября – по центральной магистрали белорусской столицы прошла колонна не известных до этого автомобилей. Это были первые самосвалы МАЗ-205, сконструированные и изготовленные на Минском автозаводе. Один из них навечно «прописался» у завод-ской проходной.

     Но, конечно, главная ценность предприятия – это люди. Трудное время рождало героев труда и… поэтов. Так, печник ЛЦКЧ Казимир Гляйхенгаус посвятил немало стихов родному предприятию, а одно из них адресовал автозаводцам-первостроителям – ветеранам завода, героям труда, лауреатам премий и орденоносцам. Это поэтическое послание и прозвучало в день 68-й годовщины основания МАЗа у заводской проходной.

     Во время концерта слова благодарности и глубокой признательности организаторы высказали не только тем, кто стоял у истоков предприятия, но и всем, кто позднее – в 50-80-е, да и нелегкие 90-е – отдавал и отдает сегодня МАЗу свои силы, опыт и знания. Кому он обязан тем, что стал одним из ведущих производителей большегрузной автомобильной и пассажирской техники.

     Не секрет, что во все времена работать с настроением и справляться с трудностями нам помогает песня. А в праздник без нее и вовсе не обойтись. Ансамбль «Вербiца» под руководством Александра Свирского более двух часов дарил хорошее настроение автозаводцам, сделав перерыв в выступлении разве что на время дождя. Но даже кратковременное ненастье не спугнуло зрителей. Они спрятались под «козырьком» проходной в ожидании продолжения концерта, а в эти минуты звучал «Марш автозаводцев». Фольклорный коллектив ДК МАЗа исполнял народные песни, которые с удовольствием подпевали заводчане, приглашал потанцевать «Краковяк» и «Польку», читал байки, в том числе про автозавод. Из «зрительного зала» доносилось: «Какой чудесный праздник! Совсем с другим настроением идешь на работу…». И эти слова, пожалуй, самая лучшая награда для артистов. А также для всех, кто принял участие в подготовке концерта: а это директор ДК А. В. Грамович, заведующая отделом Т. А. Рогач и, конечно, руководитель «Вер- бiцы», ведущая и звукорежиссеры.

     Кроме того, пока шел концерт активисты завод-ской первичной организации ОО «БРСМ» провели молодежную акцию. Они раздавали заводчанам флайера с электронным адресом странички в интернете и контактным телефоном лидера первички МАЗа, по которому можно обращаться со своими идеями и предложениями, а также узнать, чем живет сегодня молодежь автозавода. К слову, информгруппа нашего предприятия «В контакте» (http://vk.com/brsm_maz) по итогам мониторинга ОО «БРСМ» признана лучшим информационным порталом, отображающим жизнь трудовой молодежи. Так что присоединяйтесь!

     Ирина МЯСНИКОВА, Ульяна СМЫК

     Фото Петра ВЕРБИЦКОГО
 



версия для печати