Архив новостей
Показать

Главная Новости СМИ О НАС 2012 8 О ЧУЖОЙ КОНТРОЛЬНОЙ И СВОИХ ВАРИАНТАХ

О ЧУЖОЙ КОНТРОЛЬНОЙ И СВОИХ ВАРИАНТАХ

Команда «МАЗ-СПОРТавто» начинает работу над третьим боевым автомобилем. Правда, на «Дакар» 2013 года эта машина еще не поедет… Об этом и о других планах наших спортсменов на ближайшее время на встрече в редакции рассказали начальник команды Валерий Козловский и руководитель конструкторского отдела «МАЗ-СПОРТавто» Дмитрий Вихренко.

Новый боевой автомобиль

Как и ожидалось, с 2014 года компания ASO — организатор ралли-марафона «Дакар» — вводит новое ограничение по объему двигателя. Для грузовиков он не должен превышать 16 литров. Подтверждение этой информации появилось около полумесяца тому назад. И команды, выступавшие на гоночных «карах» с более объемными «движками», вынуждены были активизировать свои усилия по поиску новых моторов, или даже новых партнеров-производителей. Сделала это и команда «МАЗ-СПОРТавто»: ведь оба двигателя, используемых на наших «болидах» сейчас, превышают по своему объему новые ограничения ASO.

     — Еще весной, предугадывая ситуацию, мы начали переговоры с производителями силовых агрегатов, которые потенциально могут изготовить для нас спортивный двигатель необходимого объема. И на сегодняшний день наиболее вероятным нашим партнером в этом может стать Cummins, — рассказал Валерий Козловский. — В ассортиментной линейке этой фирмы есть несколько серийных двигателей, которые подходят нам и по объему, и по техническим характеристикам при условии их доработки. Кстати, на «Дакаре-2012» команда «Астана» уже опробовала похожий мотор Cummins. И он зарекомендовал себя неплохо. Но работа с производителями продолжается, мы завершим изучение рынка двигателей до сентября и тогда сделаем свой окончательный выбор. После этого начнем разрабатывать конструкторскую документацию на новый третий боевой автомобиль команды. Он, как предполагается, выйдет на старт «Дакара» в 2014 году, а испытать его в боевых условиях мы намерены уже следующим летом — на «Шелковом пути-2013».

     О предстоящем «Дакаре»

     Ралли-марафон «Дакар-2013», который стартует в перуанской столице городе Лима 5 января будущего года, станет завершающей для команды «МАЗ-СПОРТавто» гонкой сезона. Ведь именно этот изнурительный ралли-марафон на протяжении двух недель подводит своеобразный итог достижениям команд за предшествующий год: работе конструкторов и механиков, совершенствованию мастерства экипажей.

     Маршрут гонки организаторы до последнего держат в секрете. Известно лишь, что он точно не будет легким. Гонка стартует в Перу. Между тем, именно перуанские этапы «Дакара-2012» стали самыми сложными для нашей команды: невероятно трудно было преодолевать сложнейшие дюны и барханы, непростой была и навигация, говорит Валерий Козловский:

     — В нынешнем году перуанские этапы завершали ралли-марафон, и у нас было время «вкатиться» в гонку, немного адаптироваться к непривычным суровым условиям маршрута. Сейчас в Перу все только начнется. И на «вкатывание» у экипажей времени уже не будет. С самыми большими сложностями предстоящего «Дакара» нам, вероятно, придется столкнуться в первые же дни.

     Тем не менее, задача минимум для нашей команды — войти в первую двадцатку. И для этого, по мнению ее руководителя, сегодня есть все предпосылки.

     Первая предпосылка

     Первой из таких предпосылок является растущее мастерство наших пилотов и экипажей в целом. Прогресс белорусов на «Шелковом пути-2012» оценил и уже бывший руководитель команды «КАМАЗ-мастер», многократного победителя «Дакара», Семен Якубов. Об этом говорят и результаты нашей команды на ралли-рейдах в нынешнем году: как промежуточные, так и итоговые, когда «МАЗ-СПОРТавто» на протяжении всего сезона неизменно улучшала свои позиции в генеральной классификации.

     В процессе подготовки наших спортсменов к «Дакару» 2013 года в графике команды предусмотрены тренировки как в Беларуси, так и за рубежом. На сегодняшний день разработано около семи тренировочных маршрутов в Минской области. Тренироваться команда планирует и на бывшем военном полигоне «Дретунь» в Полоцком районе. Кроме того, неожиданно плодотворным оказалось и участие наших спортсменов в недавнем праздновании 140-летия города Осиповичи: удалось достичь предварительной договоренности о подготовке «МАЗ-СПОРТавто» на территории местного военного полигона. Тренировочный маршрут там, по оценкам спортсменов, в будущем может стать одним из основных для команды.

     Имена тех, кто будет представлять белорусскую автомобильную марку на самой престижной раллийной гонке мира, станут известны к концу ноября. Когда пройдут тестовые заезды, на которых и определится окончательный состав «дакаровских» экипажей. После того, как техника паромом отправится в Латинскую Америку, пилоты и штурманы основных и резервных экипажей «МАЗ-СПОРТавто» вылетят в Африку на недельную тренировку в африканских песках и дюнах.

     …И вторая

     Наконец, еще одна составляющая успеха в автоспорте — машины. На «Дакаре -2013» команда «МАЗ-СПОРТавто» по-прежнему будет представлена двумя имеющимися боевыми автомобилями. Но к завершающей гонке сезона наш первый гоночный грузовик будет серьезно модернизирован. Двигатель с этой машины в ближайшее время отправится на родной Тутаевский моторный завод, где пройдет диагностику, ремонт, обслуживание, настройку параметров и будет усовершенствован. 

     С Ярославлем достигнута договоренность о диагностике, ремонте и настройке параметров второго, ярославского двигателя. 

     На обоих спорткарах Минского автомобильного завода к «Дакару» будут установлены новые колесные диски. Это, по словам начальника команды, поспособствует решению той проблемы, с которой спортсмены впервые столкнулись на минувшем «Дакаре», — «разувание резины» при пониженном давлении в шинах. Новые диски, как предполагается, внесут свою лепту и в решение другой важной задачи – облегчения боевых автомобилей. А, значит, наши экипажи будут меньше времени тратить на «откапывание» машин в песках спецучастков.

     Облегчен, в первую очередь, будет первый спорткар. Кроме новых колесных дисков, на нем установят такие же, как на его собрате, более легкие мосты Sisu и новую раму — ее изготовят на заводе «Могилевтрансмаш» из высокопрочной финской стали. Появится новая кабина и каркас надстройки с новой облицовкой. С учетом всех изменений первый гоночный «МАЗ» «похудеет» на 1,2 – 1,4 тонны. Это — серьезный вклад в «копилку» наших будущих достижений.

     Вдвое быстрее

     Изменения коснулись и рулевых колонок боевых автомобилей.

     — Если в серийных грузовиках при обычном движении водитель неудобств не ощущает, то в гоночном, — говорит Дмитрий Вихренко, — когда пилот сидит, плотно пристегнутый к сиденью спортивными ремнями безопасности, отлогое расположение рулевой колонки мешает технично управлять автомобилем. Учитывая это, мы расположили рулевое колесо более вертикально, установили еще один карданный шарнир. В результате управлять гоночным грузовиком пилоту будет намного легче.

     Эти изменения уже прошли апробацию «Шелковым путем-2012» на втором гоночном грузовике. Теперь новая рулевая колонка появится и на первой боевой машине.

   — Кроме того, силами спортивной команды ведутся работы по совершенствованию системы ЦНШ, электрооборудования, рессор, — продолжает тему Валерий Козловский. — И это далеко не все. Вообще автоспорт – это испытание новых конструкторских идей и инженерных разработок в жестких условиях. И по мере того, как они будут показывать себя в дальнейшем, можно принимать решение об их применении на серийных автомобилях, предварительно, конечно, рассчитывая экономическую целесообразность и учитывая мнение конечного потребителя.

     Не могла не задать своим собеседникам несколько провокационный вопрос: какие технические или конструктивные решения удается подсмотреть на гонках у соперников?

     Оказалось, подсматривают. Но по мелочи: например, как изготовлен кронштейн, или из какого материала обшивка. В основных же конструктивных решениях спортивные грузовики, по словам Дмитрия Вихренко, похожи друг на друга.

     — Для того, чтобы приблизиться к лучшим образцам раллийной техники команд, которые уже много лет участвуют в гонках, нам нужно двигаться вдвое быстрее, ведь они тоже не стоят на месте, — резюмировал начальник команды. — Но для того у нас есть и интеллект конструкторов, и «золотые» руки высококлассных механиков, а главное — желание двигаться вперед. Мы уже прошли тот уровень, когда, ничего не зная о грузовых спортивных автомобилях, по крупинкам набирались опыта. Теперь совершенствование спортивных «МАЗов» идет силами наших конструкторов. Мы уже можем гордиться тем, что не «передираем» чью-то контрольную, как школьники, а способны самостоятельно решать сложные задачи. Хотя за советами к более опытным командам, конечно, обращаемся.

 



версия для печати