Архив новостей
Показать

Главная Новости СМИ О НАС 2012 6 «МЫ ПОМНИМ, КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ…»

«МЫ ПОМНИМ, КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ…»

На днях исполнилось двадцать лет автобусному заводу МАЗа. Вот уже четыре пятилетки это структурное подразделение предприятия выпускает современную технику, пользующуюся спросом не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами.

Во времена Советского Союза на территории БССР автобусы вообще не выпускались. После разрушения СССР в Беларуси возникла необходимость в их производстве. Одним из решений проблемы стало создание АМАЗа. Вначале планировалось обеспечивать его автобусами только отечественные автопарки. Но с течением времени производственные мощности расширялись, совершенствовались модели. И начались поставки минских автобусов не только в страны ближнего, но и дальнего зарубежья.

     Началось и тесное сотрудничество с иностранными потребителями. По их заказам и техническим требованиям в Минске стали выпускать специальные автотранспортные средства. Появлялись совместные проекты. Было создано много интересных моделей. Производство одних продолжается, другие – уже история.

     Автобусы выпускали в Нижнем Новгороде

     К сожалению, не выпускаются автобусы на совместном предприятии в Нижнем Новгороде, созданном Минским автозаводом и промышленной группой «Самотлор — НН». Нижегородцы занимались изготовлением специализированной автотехники различного назначения.

     В начале нынешнего столетия была разработана программа сотрудничества между Нижегородской областью Российской Федерации и Республикой Беларусь на 2006 – 2010 годы, одобренная правительствами нашей страны и нижегородского региона. В нее включили и проект совместного производства низкопольного городского автобуса большой вместимости на базе МАЗ 103. Эта идея возникла в 2005 г.

     МАЗ 103 «Столичный»

     Первой моделью совместного предприятия стал городской 3-х дверный автобус МАЗ 103, получивший название «Столичный». Из Минска в Нижний Новгород, а точнее, в город Семенов, поступали машинокомплекты. А в России производилась их окончательная сборка. Машина имела пассажировместимость 90 человек и 27 посадочных мест.

     По сравнению с белорусским вариантом, «россиянин» претерпел некоторые конструктивные изменения. У него изменилась передняя маска, появились новая модульная светооптика «Hella», рейсо-указатель (бегущая строка) и электронный речевой информатор.

     В салоне были установлены 27 антивандальных сидений, другие поручни и улучшенная система освещения и отопления. Пол изготавливался на основе антискользящего покрытия производства шведской фирмы ALTRO.
Первые 85 автобусов вышли на городские линии в конце 2006 года. Автотранспортные средства оснащались двигателями Минского моторного завода, Mercedes Benz и Deutz.

     Для перевозки инвалидов

     В Москве на «Автосалоне-2006» была впервые продемонстрирована модификация автобуса МАЗ 103, предназначенная для транспортировки людей с ограниченными физическими возможностями. Специально для беспрепятственной посадки и высадки инвалидов-колясочников использовался электрогидравлический выдвижной трап, которым было оснащено автотранспортное средство. Рампа с электродвигателем позволяла без посторонней помощи въехать на коляске в салон или выехать. Этим же механизмом могли воспользоваться пассажиры с детскими колясками.

     Проект «Школьный автобус»

     В 2006 году Министерство образования и науки Россий-ской Федерации начало реализацию масштабного национального проекта «Образование». В его рамках предполагалось довести оснащение отечественных школ до требований, принятых во всем мире. Одним из его важнейших направлений стала программа «Школьный автобус». Предполагалось обеспечить потребности школьных учреждений, особенно сельских, необходимым количеством специального автотранспорта.

     Три свои модели автотехники для перевозки школьников разработали и специалисты ПГ «Самотлор — НН». Это были комфортабельные микроавтобусы «Семар», созданные на шасси автомобиля «ГАЗель», и Volkswagen LT-46. Третьим представителем предприятия стал большой красивый и удобный автобус МАЗ 103. В отличие от уже выпускавшейся модели, данная модификация с высоким уровнем комфорта была рассчитана на перевозку 46 учеников и трех человек сопровождения. Он имел широкий просторный салон и панорамные стекла с теплопоглощающим тонированным покрытием, которые не позволяли пассажирам утомиться даже в дальней дороге. Внутри нижегородцы установили удобные анатомические сидения. Кроме этого, автотранспортное средство имело яркую окраску, дополнительную световую сигнализацию и предупредительные знаки «Осторожно, дети». Такое оснащение позволяло привлекать внимание других участников движения и обеспечивать дополнительный уровень безопасности.

     Во вторые выходные сентября 2006 года белорусская столица праздновала День города. А накануне праздника Минск принимал у себя мэров крупнейших городов СНГ, участников 10-й сессии ассамблеи столиц и крупных городов. Одним из главных праздничных мероприятий стала «Выставка достижений народного хозяйства», в которой приняли участие предприятия города. Экспозиция разместилась на открытой площадке возле Национальной библиотеки, где проходила международная встреча. Демонстрировался здесь и школьный автобус из Нижнего Новгорода.

     Не осуществился…

     На совместном предприятии минчан и нижегородцев планировалась к производству еще одна модель автобуса. Им должен был стать двухдверный 41-местный МАЗ 103С, предназначенный для пригородного сообщения. Он имел общую пассажировместимость 90 человек. Однако по ряду объективных и субъективных причин этот проект так и не осуществился.
     (В статье использованы материалы российской печати и архивы автора).

     Юрий ВЛОДАВСКИЙ
     Фото автора



версия для печати