Архив новостей
Показать

Главная Новости СМИ О НАС 2012 4 ДАЕШЬ СНГ МИНСКИЕ ЗЕРНОВОЗЫ!

ДАЕШЬ СНГ МИНСКИЕ ЗЕРНОВОЗЫ!

Украинские аграрии заинтересовались зерновозами производства Минского автомобильного завода. Они выступили с предложением покупать у МАЗа не только готовые автомобили, но и специальные шасси для установки самосвального оборудования для перевозки зерна. И такой интерес со стороны партнеров из братской республики к белорусским зерновозам не случаен. Автомобили имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с аналогами других производителей.

Авто для аграриев
Как рассказали в управлении главного конструктора, изначально зерновозы создавались по техниче-ским требованиям украинских заказчиков. Новая модель автотехники была создана на базе имеющихся машин в короткие сроки и так же быстро завоевала популярность у потенциальных покупателей как белорусских аграриев, так и зарубежных.

    — Минский автомобильный завод обладает более чем 50-летним опытом разработки и производства самосвальной автотехники, которая эксплуатируется во многих отраслях народного хозяйства, — рассказал начальник отдела серийных автомобилей УГК Алексей Микульчик. — В последние годы самосвалы «МАЗ» стали еще более активно использоваться в сельскохозяйственном производстве. С 2005 года Минский автозавод осуществляет поставки автомобилей-самосвалов для предприятий агропромышленного комплекса Беларуси и других стран. И с каждым годом интерес аграриев к этой автотехнике растет. Так, за 2011 год было собрано 150 зерновозов, что в 2,5 раза больше, чем в предыдущем году.

     Анализируя опыт эксплуатации самосвалов «МАЗ» в агропромышленном комплексе, в УГК отмечают, что в данной сфере существует устойчивый спрос на самосвальные автопоезда в составе самосвалов и самосвальных прицепов.

   — Важным преимуществом таких автомобилей является повышенная вместимость кузовов, поскольку значительная часть сельскохозяйственных сыпучих грузов (таких как зерно, овощи, силосная и сенажная масса и др.) имеет большой удельный объем и малую плотность, а, следовательно, малый удельный вес, — пояснил ведущий инженер-конструктор управления Геннадий Григорович. — Помимо соответствия требованиям, которые предъявляются к транспортным средствам, двигающимся по дорогам общего пользования, автомобили-самосвалы, работающие в сельском хозяйстве, должны отвечать ряду других критериев, позволяющих двигаться в полевых условиях. То есть не иметь слишком большой вес, обеспечивать оптимальное распределение нагрузки по осям и давление на грунт.

    Кроме того, автомашины, непосредственно участвующие в полевых работах, должны поддерживать минимальную устойчивую скорость движения, чтобы иметь возможность двигаться рядом с уборочной техникой. А конструкция и размеры кузова автомобиля-самосвала, механизма опрокидывания кузова и габаритные размеры автомобиля должны позволять ему производить загрузку из бункера уборочной техники, заезжать на эстакады и весоизмерительные устройства и разгружаться в бункеры элеваторов и овощехранилищ, на ленты транспортеров и прочих подобных устройств.

      Грузоподъемность — больше, топлива — меньше
     Учитывая все эти параметры, конструкторам нашего предприятия удалось создать такие автомобили и прицепы к ним. Причем эти модели превосходят серийные образцы автомобилей по объемам перевозимых сель-скохозяйственных грузов в среднем в 2,3 раза, прицепов — в 2,4. Так, например, МАЗ-555102-4227 способен перевозить 9,5 тонны зерна пшеницы против 4,3, перевозимых МАЗ-555102-225, а новый прицеп увеличил массу перевозимого зерна с 4,8 тонны (МАЗ-857100-020) до 10,5 (МАЗ-857100-4022). Автопоезд МАЗ-5516А8+856102 перевозит 34,3 тонны пшеницы, а серийный автопоезд МАЗ-5516А5+856100 — 17 тонн.

   — Созданные автомобили могут использоваться в составе самосвального автопоезда и поставляются в сельскохозяйственные предприятия Беларуси вместе с прицепами-самосвалами типа МАЗ-857100 и МАЗ-856102, — продолжает разговор Геннадий Леонидович. — Вследствие этого значительно улучшаются технико-эксплуатационные и экономические показатели выполнения транспортной работы. В сравнении с одиночным автомобилем-самосвалом производительность самосвального автопоезда выше на 40-60%, удельный расход топлива ниже на 30-37%, следовательно, ниже себестоимость транспортной работы. Применение созданных самосвальных автопоездов позволяет также рационализировать ряд технологических процессов сельхозпроизводства, что является еще одним резервом повышения его рентабельности.

     Немаловажной составляющей увеличения рентабельности производимой продукции является рациональное использование топливно-энергетических ресурсов. Применение новой самосвальной автотехники значительно увеличивает степень использования грузоподъемности и пробега, что существенно снижает расход топлива. Кроме того, на зерновозах «МАЗ» установлена электронная система контроля расхода топлива, которая позволяет водителю выбирать более экономичный способ движения автомобиля (или автопоезда), а также является дисциплинирующим фактором для недобросовестных водителей.

     Что касается конструкции автомобилей для сельского хозяйства, то, создавая новые автомобили, проектировщики учли опыт отечественных и зарубежных коллег и оснастили автомобили-самосвалы МАЗ-5551А2 кузовом с трехсторонней разгрузкой объемом 12,5 м3, а автомобили МАЗ-5516А8 кузовом с боковой разгрузкой объемом 22 м3. Предназначенные для сцепки с ними самосвальные прицепы МАЗ-857100 и МАЗ-856102 имеют кузов с боковой разгрузкой объемом 14,5м3 и 22 м3 соответственно. Боковые борта самосвалов и прицепов могут иметь различное конструктивное исполнение, в том числе они могут быть двустворчатыми распашными с комбинированной навеской.

    — Такое конструктивное решение позволяет осуществлять разгрузку самосвала на ленты транспортеров, а также в других подобных условиях с ограниченным свободным пространством, — пояснил Геннадий Григорович.

     В гамме автомобилей-самосвалов для сельского хозяйства предусматриваются комплектации с ходо-уменьшителем — двухступенчатым планетарным цилиндрическим редуктором, установленным между коробкой передач и ведущим мостом. Данное устройство функционально позволяет автомобилю двигаться как в обычном режиме (прямая передача редуктора), так и в режиме «ползучей» скорости (понижающая передача редуктора). Ходоуменьшитель дает возможность использовать автопоезд при совместной работе с тихоходной сельскохозяйственной техникой. Это особенно важно при ускоренных темпах уборки сельхозпродукции и позволяет рационально использовать технику, сводя к минимуму потери рабочего времени от ее простоя под погрузкой и разгрузкой.

        Сравним!
    Специфика работы сельского хозяйства предъявляет особые требования к надежности, безотказности и долговечности автомобилей. И хотя зерновозы зарекомендовали себя с положительной стороны, пройдя испытания временем и не одной уборочной страдой, сколь долго бы они не служили владельцу, настанет момент выполнения регламентных профилактических работ и текущего ремонта при имеющейся материально-технической базе сельхозпредприятия. Конструкция автомобиля и прицепа, а также их отдельных узлов и агрегатов (ходоуменьшитель, платформа и т. п.) максимально унифицирована с конструкцией имеющихся в производстве МАЗа аналогов и позволяет эффективно использовать уже существующие технологии изготовления как самих узлов, так и автопоезда в целом. Это существенно сказывается на цене последнего, особенно по сравнению с аналогами импортного производства.

   — Таким образом, по основным технико-эксплуатационным показателям (грузоподъемность, масса снаряженного транспортного средства, мощность двигателя, безопасность, размерные и весовые параметры, уровень комфортности рабочего места водителя) самосвальные автопоезда производства Минского автозавода соответствуют аналогам ведущих мировых производителей. А по отдельным показателям даже превосходят. И вместе с тем зерновозы МАЗа имеют лучшую приспособленность к эксплуатации в условиях сельского хозяйства, — подвел итог нашей беседы начальник отдела серийных автомобилей УГК Алексей Микульчик.

     К слову, результаты сравнительного анализа автомобилей для перевозки зерна производства ОАО «МАЗ» и «КамАЗ» указывают на существенные преимущества наших зерновозов. Так, например, автопоезд МАЗ-5516A8+856102 общей грузоподъемностью 40 тонн обеспечивает перевозку зерна в объеме 22+22 м3. При снаряженной массе автопоезда «МАЗ» 23 тонны, автопоезд КамАЗ-6520+8538 имеет снаряженную массу немногим более 20 тонн, но при этом грузоподъемность нашего зерновоза составляет 40 тонн против 30-ти у «КамАЗа». Таким образом, удельная грузоподъемность у «МАЗа» — 1.74, а у «КамАЗа» — 1.49. Отметим также, что объем перевозимого груза у «КамАЗа» не соответствует грузоподъемности: при плотности пшеницы 0.78 т/м3 наступает перегруз автопоезда, в то время как у «МАЗа» имеется запас, и по требованию потребителя объем перевозимого груза может быть увеличен. Кроме преимущества в технических характеристиках (снаряженная масса автомобилей и грузоподъемность), ОАО «МАЗ» ведет активную работу по снижению массы своих изделий. Так, переход на двигатели «Cummins» позволит снизить снаряженную массу автомобилей в среднем на 400 кг, что даст дополнительные преимущества перед конкурентами.

     Поэтому потенциальные покупатели, заинтересованные в высокой эффективности перевозок зерна, обеспечении должного уровня конкурентоспособности и качества транспортных работ, наверняка остановят свой выбор на автотехнике Минского автозавода.

     Ирина МЯСНИКОВА
     Фото Петра ВЕРБИЦКОГО
 



версия для печати