Архив новостей
Показать

Главная Новости СМИ О НАС 2012 3 ПО МАРШРУТУ: ОСИПОВИЧИ – БОБРУЙСК – МОГИЛЁВ – ЖОДИНО — ДЗЕРЖИНСК

ПО МАРШРУТУ: ОСИПОВИЧИ – БОБРУЙСК – МОГИЛЁВ – ЖОДИНО — ДЗЕРЖИНСК

Вот и завершился десятидневный пробег команды «МАЗ-СПОРТавто» по городам, где расположены заводы объединения «БелавтоМАЗ». Напомним, стартовал он 12 марта. А первыми точками на карте маршрута стали Гродно, Барановичи и Клецк. Тепло встречали спортсменов не только на предприятиях-сателлитах МАЗа, но и в самом центре городов, куда сходились и съезжались люди, чтобы посмотреть на «дакаровские» машины и пообщаться с гонщиками.

Очередная наша остановка – в Осиповичах. Здесь команду «МАЗ-СПОРТавто» чествовали как национальных героев. С самого утра на площади перед райисполкомом уже выстроились шеренги школьников с белорусскими флагами и воздушными шарами. А встречали спортсменов, как издревле повелось на белорусской земле, хлебом-солью девушки в национальных костюмах. Гостей из Минского автозавода представил своим землякам председатель районного Совета депутатов Александр Пузик.

    — Впервые команда «МАЗ-СПОРТавто» участвовала в самой экстремальной трансконтинентальной гонке – ралли-марафоне «Дакар-2012», который ежегодно проводится, начиная с 1978 года, — отметил Александр Викторович. — В первый раз Беларусь была представлена в этой знаменательной гонке в 2007 году. Наш соотечественник Сергей Шкель выступал в зачете внедорожников. В 2010 году появилась команда от Минского автомобильного завода. Гонка 2012 года — ее первое выступление в ралли-марафоне «Дакар». В ней участвовало два экипажа команды «МАЗ-СПОРТавто». И один из них показал очень хороший для дебюта результат — 31-е место в общем зачете. Хотя престижным считается просто финишировать на этой сложнейшей гонке. На трассе Латинской Америки команда «МАЗ-СПОРТавто» продемонстрировала свое мастерство и качество продукции отечественного машиностроения. Машины белорусского завода выдержали все испытания!

     Затем Александр Пузик поздравил членов команды «МАЗ-СПОРТавто» с удачным финишем и поблагодарил их за достойное выступление, выразив надежду, что белорусская команда и в дальнейшем будет достойно представлять нашу страну в большом автоспорте.

     На всех предприятиях, входящих в ПО «БелавтоМАЗ» (в Осиповичах – на ОЗАА, в Бобруйске – на ТАиМе, в Могилеве – на «Могилевтрансмаше», в Жодино – на КЗТШ, в Дзержинске – на ДЭМЗе), проходили встречи команды «МАЗ-СПОРТавто» с заводчанами. На заводской территории или у главной проходной люди могли пообщаться со спортсменами МАЗа, сфотографироваться на фоне «дакаровских» машин, посидеть за рулем «боевого» автомобиля или «технички». Побывал на этой импровизированной автовыставке и ведущий конструктор бюро прицепной техники завода «Могилевтрансмаш» Дмитрий Летковский – это он разрабатывал прицеп-лафет для перевозки гоночного «МАЗа».

   — Работу делали в предельно короткие сроки, — вспоминает Дмитрий Анатольевич. – Прицеп разрабатывался индивидуально под спортивный автомобиль, хотя кое-какие наработки для автовозов у нас уже были. Специфика этой работы – у данного прицепа должна быть низкая погрузочная высота. Поэтому заезжает автомобиль на лафет не по привычному настилу, а прямо по колесам прицепа. Сейчас спортсмены рассказали, какие вопросы возникали у них в процессе эксплуатации новинки, поделились своими соображениями, что следует доработать. В дальнейшем эти предложения обязательно учтем.

    …Как повела себя техника в сложных условиях Южной Америки, как был организован быт команды на бивуаке, что пьют-едят спортсмены во время гонки и главное – какие впечатления оставил после себя «Дакар» — вопросы в разных городах в адрес гостей звучали, в общем-то, похожие. Машины не подвели, серьезных проблем техника не доставляла, хотя совсем без поломок, конечно же, не обошлось: в первую очередь, забот гонщикам добавляла часто «разувающаяся» резина, коренной лист рессор и рулевая тяга. Это, пожалуй, самые крупные поломки, с которыми пришлось иметь дело. А с бытом на «Дакаре» все обстояло хорошо, рассказали спортсмены. На бивуаке было организовано питание участников команд, сухпаек выдавался гонщикам и в дорогу. Ведь многие из участников ралли-марафона добирались до финиша этапа уже затемно, а то и на следующее утро. Вернувшись на бивуак после финиша, наш экипаж получал возможность поспать несколько часов перед очередным стартом, а механики команды тем временем готовили к новому дню «боевые» машины. Поутру автомобили технической поддержки тоже отправлялись в путь – но не к спецучастку, как их гоночные собратья, а по обычным дорогам общего пользования – к очередному бивуаку, где у наших механиков была возможность немного отдохнуть до приезда экипажа. Впрочем, однажды испытать немало острых ощущений довелось и пилотам автомобилей технического сопровождения. В Андах организаторы преподнесли «технарям» небольшой сюрприз: путь по серпантинам крутой и узкой грунтовой дороги в горах. Трехосным «техничкам» с прицепами ехать здесь было невероятно трудно – и порой казалось, колеса зависали над пропастью, вспоминает руководитель группы автомобилей технической поддержки команды «МАЗ-СПОРТавто» Дмитрий Боборыко. Но и группа технической поддержки, и наши экипажи тяготы «дакаровской» трассы выдержали с честью.

      Всюду, где только останавливались «боевой» автомобиль и машина технической поддержки, — будь то завод, городская площадь или школьный двор, в адрес наших спортсменов звучали слова восторга и пожелания удачи. А директор жодинского Кузнечного завода тяжелых штамповок Геннадий Тумилович преподнес спортсменам – на счастье и успех – сделанную заводскими умельцами подкову. Нужно думать, она сослужит команде свою добрую службу: ведь задачи перед собой спортсмены МАЗа ставят смелые: на «Дакаре-2013» — войти в первую двадцатку (на одном из этапов они уже финишировали 21-ми). А еще через год – побороться и за место на пьедестале! К слову, памятные медали «Дакара» получили все члены дошедшего до финиша экипажа под стартовым номером 545: Александр Василевский, Валерий Козловский и Антон Запорощенко. Теперь дело – за статуэткой бедуина, которая достается лишь победителям и призерам самого престижного ралли-марафона.

     «Дакар» – это своего рода ежегодный мировой чемпионат, демонстрация всего, чего достигли за предшествующий период конструкторы, создатели спортивных машин, пилоты, штурманы и механики. И наша команда к следующему «Дакару» ставит задачу усовершенствовать и свое мастерство, и технику. Главная проблема, которую предстоит решить, — снижение массы гоночных автомобилей и одновременно улучшение их развесовки. Ведь те несколько «лишних» тонн, которые отличают «боевой» «МАЗ», например, от «КамАЗа», играют огромную роль в серьезных песках, на больших дюнах и барханах, сказываясь на скорости и проходимости машины.

    …Кому-то задача, которая стоит перед нашими спортсменами, вполне может показаться несбыточной мечтой. Ведь даже к финишу на «Дакаре» многие команды идут годами. Но ребята уверены в своих силах. И даже соперники теперь относятся к белорусам иначе, воспринимая их уже не как амбициозных новичков, а как серьезных, быстро прогрессирующих конкурентов.

    …А тем временем, пока длился пробег команды «МАЗ-СПОРТавто» по заводам-сателлитам МАЗа, из Франции пришла новость: пятый по счету в Южной Америке «Дакар-2013» стартует в столице Перу Лиме 5 января будущего года, а финиширует в чилий-ском городе Сантьяго 20 января. Так что, Новый год наши спортсмены снова встретят на южноамериканском континенте. Во время гонки экипаж Василевский – Козловский – Запорощенко отметит и личные праздники. День рождения механика Антона Запорощенко приходится на второй день старта, 17 января день рождения у пилота Александра Василевского, а в день финиша – у штурмана и начальника команды Валерия Козловского.

     Конечно, экипаж машины «боевой» подбирался вовсе не по принципу «дней рождения», пошутили в ответ жодинским заводчанам гонщики. Это случайно получилось, что финиш на «Дакаре-2012» стал для них приятным подарком. Остается надеяться, что судьба преподнесет нашим спортсменам не худший подарок и в следующем году. А пока… Пока ребята готовятся к новому старту: в середине апреля они отправляются в Россию на новую гонку – «Золото Кагана».

     Наталья СЧАСТНАЯ
     Фото автора



версия для печати