Архив новостей
Показать

Главная Новости СМИ О НАС 2012 3 ВЛАДИМИР АНДРЕЙЧЕНКО :«Я СЧИТАЮ, ЧТО У МАЗА ХОРОШЕЕ БУДУЩЕЕ»

ВЛАДИМИР АНДРЕЙЧЕНКО :«Я СЧИТАЮ, ЧТО У МАЗА ХОРОШЕЕ БУДУЩЕЕ»

Андрейченко

Подробности

Владимир Андрейченко: «Я считаю, что у МАЗа хорошее будущее»

В прошлом номере «Автозаводца» мы уже сообщали о визите на Минский автомобильный завод председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимира Андрейченко. Сегодня мы более подробно расскажем о том, что увидел на предприятии спикер нашего парламента, о чем говорил с работниками МАЗа. 

Разительные перемены

Еще в начале своего визита Владимир Павлович заметил, что последний раз посещал завод около пяти лет назад, и те изменения, которые он увидел, приятно поразили его. Заметно изменились, похорошели здания производственных корпусов, приведена в порядок территория, заметно омолодился коллектив.

Посещение, традиционно, началось с осмотра выставки новой техники. Владимир Андрейченко останавливался возле каждой модели автотехники, расспрашивал об их технических характеристиках, возможностях. Генеральный директор Александр Боровский и сопровождавшие их руководители МАЗа подробно отвечали на вопросы спикера. А он, когда узнал что на «МАЗы» устанавливаются в основном двигатели ЯМЗ, поинтересовался: нет ли опасности в привязке только к одному поставщику? На что Александр Васильевич пояснил, что Минский автозавод ушел от поставок с одного Ярославского моторного. Есть также другие поставщики.

Следующий вопрос Владимира Андрейченко касался создания Единого экономического пространства и Таможенного союза. «Стало ли МАЗу легче с реализацией продукции»? — спросил он. «Реализация в Россию идет. Стало легче торговать с Казахстаном. Более того, буквально на днях пришло предложение одной крупной казахской компании, которая предлагает создать сборочное производство», — ответил генеральный директор. Эффект от такого важного решения должен быть еще более весомым в будущем, считает Андрейченко. Однако уже по итогам января, проинформировал он, положительное торговое сальдо по республике составило 315 млн. долларов.

После осмотра машин с новой кабиной спикер поинтересовался: кто ее разработчик? На что получил ответ, что это полностью разработка МАЗа, что на предприятии сейчас применяются более прочные современные лакокрасочные покрытия и что в данный момент наши конструкторы «колдуют» над новым дизайном кабин. А осмотрев машины с правосторонним расположением руля и узнав о том, что МАЗ намерен осваивать индийский и другие азиатские рынки сбыта, Владимир Андрейченко одобрил эти шаги руководства предприятия.

Александр Боровский обратил внимание высокого гостя на модель зерновоза, который намного лучше аналога, изготавливаемого на Камском автозаводе. Нынче мы конкурируем с последним на украинском рынке. Сравнив технические характеристики, спикер согласился, что преимущество МАЗа здесь неоспоримо. Но тут же выразил сомнение: «Не будет ли этот автомобиль простаивать после одного месяца уборочной страды»? «Не будет, — ответил генеральный директор. — Сельчане смогут возить на этой машине картофель, минеральные удобрения, органику и многое другое». И тут же высказал свое пожелание, чтобы и на белорусском рынке спрос на зерновоз был еще более высоким. Тем более что проходимость машины на полях очень хорошая, а грузоподъемность — 60 тонн. Затем генеральный директор поведал о том, что в тот же день на МАЗе ожидают приезд Чрезвычайного и Полномочного посла Украины в Республике Беларусь В. Тихонова. Эта важная встреча, которая должна поспособствовать улучшению торговли Минского автомобильного с нашей южной соседкой.

«А вот осуществленная МАЗом мечта героя Беларуси, нашего известного конструктора Михаила Высоцкого — автопоезд», — произнес генеральный, подведя спикера к новому «многозвеннику». Было заметно, что Владимир Андрейченко был поражен увиденным. Он расспросил конструкторов УГК об особенностях гигантского автопоезда и о том, как работают установленные на тележках двигатели Минского моторного завода.

Следующим этапом стал осмотр пассажирской техники. Здесь особое внимание спикера привлек не только новый междугородный, но и школьный автобусы. В. Андрейченко вошел в салон «школьника», посидел в кресле — проверил, удобно ли оно, поинтересовался обеспечением безопасности юных пассажиров. И, получив исчерпывающие пояснения, остался доволен увиденным.

Затем Владимир Павлович посетил главный сборочный конвейер, где его гидом стал директор В. Степанов. Он провел высокого гостя по всей линии сборки машин, рассказал о том, как шло строительство продолжения  конвейера. А спикер парламента, по ходу экскурсии, несколько раз делал незапланированные остановки и интересовался у заводчан уровнем заработной платы. У некоторых спрашивал: довольны ли те своей нынешней работой? И получал утвердительные ответы.

В ходе беседы генеральный директор подробно рассказал Владимиру Андрейченко о том, как предприятие выходило из кризиса, отдавало государству старые многомиллиардные долги, о теперешней стратегии и тактике МАЗа по улучшению качества выпускаемой продукции и инвестициях в производство.

 

Открытый разговор

В завершение визита председатель Палаты представителей остановился возле группы работников АСЗ, с которыми состоялась продолжительная и очень важная беседа. Ее мы приводим полностью:

«Цель моего визита — узнать, как у вас обстоят дела, как вы работаете в текущем году и какое у вас настроение? Что касается работы Палаты представителей, то кроме законодательной работы мы очень серьезно занимаемся вопросами международной деятельности.

И когда встречаемся с различными иностранными делегациями, послами, которые приезжают в Республику Беларусь, сами выезжаем, то всегда обсуждаем вопросы внешней торговли нашей республики и, в частности, отдельных предприятий. Поэтому при встречах за границей никогда не обходим стороной тему сотрудничества с МАЗом и всегда стараемся взаимодействовать с этими странами и, конечно, продвигать продукцию Минского автомобильного завода.

Я в прошлом году был с визитом во Вьетнаме, в поза-прошлом в Китае, Сирии. Совсем недавно мы с вашим генеральным директором встречались с послом Украины в Республике Беларусь, и после этой встречи посол собирается посетить завод. Есть намерение открыть на Украине сборочное производство «МАЗов».

Я очень доволен теми изменениями, которые постоянно происходят на вашем заводе, и особенно в последние два-три года. Важно, что предприятие смотрит в будущее. Вы хорошо закончили и прошлый год по объемным показателям, но самое главное, что вы всю эту продукцию производите для поставок на внешний рынок. Объемы производства за два месяца 2012 года составили на МАЗе 127% по отношению к уровню прошлого года, а экспорт вашей продукции увеличился на 40%.

Сегодня одна из главных задач республики — нарастить экспортные поставки и чтобы темпы экспорта превышали темпы объемов производства. МАЗу это удается. В прошлом году вы получили положительное сальдо хорошо работается в этом году.

Второе направление, которое важно и для Беларуси, и для вас — рост реальной заработной платы. У нас был очень непростой 2011 год: вы знаете, какие были проблемы на валютном рынке с обменным курсом рубля, проблемы с потребительскими и продовольственными товарами. Произошло снижение уровня жизни нашего народа, снижение уровня доходов. Пока за
2 месяца текущего года не удалось выйти на уровень реальной заработной платы, той, которая была в январе-феврале 2011 года — отстаем почти на 7%. Поэтому также важнейшая задача для нас — повышение доходов населения. Но нужно делать это не за счет того, чтобы просто напечатать деньги и раздать их населению, а за счет роста производительности труда, качества производимой продукции, уровня рентабельности, наращивания экспортных поставок.

Ситуация с зарплатой на МАЗе очень неплохая. Если за январь средняя зарплата по республике составила 2 млн. 880 тыс., то уровень ее на вашем предприятии намного выше — сегодня она немногим более 500 долл. Сегодня стоит задача, чтобы к концу года по стране тоже выйти примерно на эту цифру. Но и вам останавливаться нельзя. Задача увеличения зарплаты на МАЗе вполне достижимая, и я считаю, что вы идете правильным путем.

Третье важное направление — техническое перевооружение предприятий. Мне сказали, что в прошлом году вы вложили 190 млрд. рублей в модернизацию и техническое перевооружение, а за 2 месяца 2012-го — порядка 20 млрд. руб. Правильно — это ключевой вопрос для любого предприятия.

Я доволен тем, что увидел на МАЗе, что в Республике Беларусь есть такое предприятие, техника которого востребована на мировом рынке. Во время ближайших визитов за рубеж мы будем рекламировать автотехнику МАЗа и ставить вопросы о создании новых сборочных производств.

Что касается положения дел в Республике Беларусь, то первые 2 месяца нас обнадеживают — ВВП вырос на 3%, продукция промышленности на 6,3%, а сельского хозяйства почти на 7%.  Поэтому правительство и Президент Беларуси ставят задачу — поднять уровень жизни наших людей.

Конечно, наверное, не всех устраивает Указ №13 Президента Беларуси, касающийся строительства жилья (по льготным кредитам, по государственной поддержке), но таковы сегодня возможности нашей страны. Если будем работать, улучшать экономику, безусловно, будут изменения и в жилищном строительстве. Что касается услуг ЖКХ, то в 2012 году — до окончания отопительного сезона — пока никаких изменений по стоимости этих услуг производить не планировалось. Ну а далее будет рассматриваться вопрос: как быть дальше? Вы знаете, что в 2012-м решены многие
вопросы по стоимости газа и нефти.

Начало работать Единое экономическое пространство. И здесь хотелось бы напомнить, что в 2010 году правительство России не оказывало поддержку российским предприятиям, покупающим белорусскую технику. Теперь этот вопрос снят. Значительно увеличился (примерно на 20%) транзит через Республику Беларусь — меньше стало всяческих барьеров между тремя государствами. Сегодня таможенный досмотр и оформление происходит на внешних границах Таможенного союза.

Думаю, что в целом нынешний год должен для нас сложиться позитивно».

 

Вопросы, вопросы…

В завершение беседы с автозаводцами председатель Палаты представителей ответил на их вопросы. Один из работников спросил: «Почему государственное пособие, выдаваемое на ребенка супруге, находящейся в декретном отпуске, всего 700 тыс. рублей в месяц? И если бы не мазовская зарплата, то прожить семье было бы фактически невозможно. А ведь государство заинтересовано в том, чтобы детей было больше — и двое, и трое».

Владимир Андрейченко ответил следующее: «Конечно, как говорится, нашим желаниям предела нет. Но, прежде всего, когда становитесь родителями, надо думать о том, как обеспечить своих детей. Что касается помощи им со стороны государства, то я считаю, что в этом плане сделано многое.

Во-первых, тем семьям, которые имеют трое детей, с этого года 75% стоимости построенной квартиры будет проплачивать бюджет. Если у вас четверо детей, то 100% от кредитуемых норм на себя берет государство.

Во-вторых, в 2012 году увеличена единовременная помощь при рождении ребенка.

В-третьих, ежемесячное пособие на каждого ребенка до трех лет в нынешнем году тоже увеличено.

Потом, совсем недавно Президент Беларуси провел совещание: и теперь детям до трех лет положены бесплатные медикаменты.

И, наконец, установлено бесплатное питание для детей до двухлетнего возраста.

Есть еще ряд других положительных моментов…

Хотя, вообще ваша постановка вопроса справедлива.

Будет улучшаться экономика — мы будем увеличивать и эти пособия. Предусматривается, чтобы к концу 2012 года выплачивать на каждого ребенка примерно 35-45% от средней заработной платы по стране. Но, повторюсь, надо улучшать экономику».

Волнует автозаводцев и рост цен. Буквально на днях опять подорожал бензин, увеличилась стоимость сахара. «Каковы перспективы стабилизации цен?» — спросили они у главы Палаты представителей.

«Получилось так, что опять начался массовый вывоз сахара из Беларуси. И правительство, рассмотрев данную ситуацию, решило, что если не принять никаких мер, то до нового сезона уборки свеклы мы не дотянем. Вывозят и бензин — в соседних государствах он намного дороже.

Поэтому цены будут немножко расти — в нынешнем году они вырастут не более чем на 19%, но будут увеличиваться и доходы населения. И темпы роста доходов будут выше темпов роста цен. Что касается продовольствия, то я думаю, что увеличение составит около 5% в первом полугодии и примерно столько же во втором», — ответил спикер. А затем добавил: «Кроме того, надо помнить, что сегодня мы платим лишь 15% от стоимости услуг ЖКХ. Остальная часть — покрывается за счет бюджета. Хотя если смотреть объективно, то поступления в бюджет — это тоже ваши деньги: подоходный налог, налоги с предприятий. Но это объективная необходимость…».

Продолжая поднятую тему, генеральный директор поведал Владимиру Андрейченко, что делается на МАЗе для недопущения снижения жизненного уровня заводчан. Особый акцент — на постоянном росте заработка, и в свете этого в течение 2012 года на заводе запланировано повышать зарплату несколько раз.

Такое решение руководства предприятия было одобрено спикером. Он также поинтересовался решением жилищных, социальных вопросов. Александр Боровский рассказал ему о заводской Программе жилищного строительства, начинающемся возведении малосемейного общежития, затем — строительстве второго, открытии после ремонта Дворца культуры, спортзала, музея МАЗа, обновлении социально-бытовых помещений и многом другом. Владимир Андрейченко внимательно слушал и одобрительно кивал головой.

 

«мне понравилось»

Уже выходя из здания АСЗ, журналисты остановили спикера парламента и спросили его: «Ну, как вам жизнь на МАЗе»?

Ответ Владимира Андрейченко был однозначным: «Несмотря на то, что прошедший год был для республики довольно тяжелым, заводчане не говорят о прошлом. Их интересует будущее — то, как будет развиваться Беларусь и предприятие.

Мне понравилось то, что все усилия руководства МАЗа (и рабочие это понимают) сосредоточены на основных направлениях — повышении заработной платы за счет роста производительности труда, внедрения новой техники и технологий, наращивания экспорта, экономии и бережливости. Прошла болезненная процедура оптимизации кадров и сегодня на МАЗе оптимальное количество работников — столько, сколько нужно предприятию. Все делается правильно. Я считаю, что у МАЗа хорошее будущее».

 Юрий ДУДИНОВ

 

MsoNormal



версия для печати