Архив новостей
Показать

Главная Новости СМИ О НАС 2012 2 ЖИЗНЬ – НЕ ТЕ ДНИ, ЧТО ПРОШЛИ, А ТЕ, ЧТО ЗАПОМНИЛИСЬ…

ЖИЗНЬ – НЕ ТЕ ДНИ, ЧТО ПРОШЛИ, А ТЕ, ЧТО ЗАПОМНИЛИСЬ…

В жизни человека есть рубеж, наступления которого одни ожидают с тревогой, опаской и даже страхом, а другие — с радостью и нетерпением. Речь идет о выходе на пенсию. Вероятно, среди нас есть и такие люди, которые мечтают «дожить до пенсии», а дальше… не работать, но жить долго. Это заблуждение. Не забывайте мудрую пословицу: «Не старость старит, а безделье!». Все долгожители — люди труда!

В клубе «Ветеран» ОАО «МАЗ» немало интеллигентов «старой школы», для которых профессионализм, принципиальность, честь и верность профессии, Минскому автозаводу — неприкосновенные ценности. И когда в начале февраля обозреватель одного из самых авторитетных изданий автотранспортной отрасли России — журнала «Коммерческий Транспорт» — Константин Закурдаев обратился в клуб «Ветеран» с просьбой поделиться воспоминаниями об истории создания автомобильной техники и знаменитых автомобилей «МАЗ», отказать ему, конечно, не смогли. Более того, для полноты информации попросили прийти на встречу в заводской музей бывших ведущих специалистов управления главного конструктора Ивана Францевича Демидовича, Леонида Алексеевича Горина, Ивана Петровича Табальчука, отработавших на МАЗе по 56, 46 и 48 лет соответственно. Так и состоялся этот разговор, в котором приняли участие известные конструкторы, а также председатель, зам. председателя клуба «Ветеран» (автор этого мате риала) и работники музея.

     Ветераны отметили, что нынче трудно представить эпоху, когда решение о выпуске какой-либо продукции принималось не с учетом потребностей рынка, а указаниями высших органов. А в свое время было именно так. Поэтому конструкторам Минского автозавода нередко приходилось заниматься разработкой изделий, не связанных с их непосредственной деятельностью. Многие думают, что МАЗ всегда занимался выпуском грузовых автомобилей. Но это не совсем так. К нам обращались для разработки конструкций автотранспортной техники и другого назначения.

      В середине 70-х годов во время своей поездки в США заместитель председателя Совета Министров БССР тов. Хитрун на одном из «заграничных» полей увидел в работе машину, разбрасывающую удобрения, BIG-2500A. Она понравилась советскому руководителю, и он решил поставить вопрос о выпуске аналогичной техники в республике. Идею Хитруна поддержали высшие руководители БССР, в том числе и первый секретарь ЦК — П. М. Машеров. Собственно говоря, Петр Миронович и стал основным инициатором предстоящей работы. По этому поводу вышло даже специальное постановление Политбюро. Ветераны-конструкторы сообщили журналисту: несмотря на все трудности и необычность работы, поставленная задача была выполнена. И рассказали об этом уникальном автомобиле подробнее.

    В 1977-1978 годах была разработана и испытана модель универсальной самоходной машины МВУ-30, предназначенной для поверхностного внесения минеральных удобрений и слабо пылящих известковых материалов, жидких комплексных удобрений и ядохимикатов на всех типах почв.

      Разбрасыватель представлял собой трехколесную конструкцию с закрытой цельнометаллической одноместной однодверной кабиной, расположенной над двигателем. Раму машины изготовили на МАЗе, передний управляемый мост – на Минском тракторном, рулевое управление освоили предприятия Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Все узлы оказались оригинальными. Можно сказать, что МВУ-30 стал детищем всего СССР. По задумке авторов, МВУ-30 должна была работать совместно с перегрузчиком АП-7 грузоподъемностью 7 т., созданном на шасси автомобиля Урал-377. Он предназначался для доставки удобрений к месту внесения без потерь, чтобы механизировать процесс загрузки в машины для внесения удобрений.

      Расчеты показали, что сменная выработка самоходной машины в 2,8-4 раза превосходила самолет АН-2 и в 6-8 — серийный прицепной агрегат 1РМГ-4 при значительно лучшем качестве внесения. В 2,4-3,7 раз снижался удельный расход ГСМ и высвобождалось 5-7 механизаторов.

     После завершения испытаний в 1982 году Государственная приемочная комиссия рекомендовала МВУ-30 в производство. Предполагалось создать завод по производству 5000 таких машин в год. На ее базе планировалось выпустить целое семейство спецтехники колесной формулы 5х4, 4х4 и 6х6 полной массой от 26 до 39 т. Но организовать серийную сборку МВУ-30, увы, так и не удалось. Изготовили только несколько десятков таких машин.

     Возможно, к МВУ-30 еще вернутся. Может, со временем эта модель еще потребуется отечественному сельскому хозяйству. Или концепции, заложенные в ней, и намного опередившие свое время…

      Я слушал коллег и видел, что высокий профессионализм этих конструкторов был построен, в первую очередь, на понимании того, что нужно сделать все на благо нашего общества. Но и теперь им свойственно стремление делиться своими знаниями. Хотелось бы выразить уверенность, что подобные встречи с мэтрами конструктор-ской мысли, к каковым я отношу И. Ф. Демидовича, Л. А. Горина, И. П. Табальчука, — станут традиционными. Уверен: они принесут большую пользу. На просторах бывшего Советского Союза не должны забывать имя МАЗа. Кроме того, лично мне встреча с бывшими коллегами по УГК доставила истинное удовольствие и огромную радость.

      Владимир ИВАШКЕВИЧ, зам. председателя клуба «Ветеран»
 



версия для печати