Архив новостей
Показать

Главная Новости СМИ О НАС 2012 12 «МАЗ-СПОРТавто» — О ПРОШЕДШИХ ТРЕНИРОВКАХ И ПРЕДСТОЯЩЕМ РАЛЛИ-МАРАФОНЕ

«МАЗ-СПОРТавто» — О ПРОШЕДШИХ ТРЕНИРОВКАХ И ПРЕДСТОЯЩЕМ РАЛЛИ-МАРАФОНЕ

В преддверии знаменитого ралли «Дакар» спортсмены заводской команды «МАЗ-СПОРТавто» снова побывали в песках. А именно — в пустыне Объединенных Арабских Эмиратов. Четыре дня тренировок среди дюн и барханов, езда практически в «боевом» режиме не прошли даром. Они учились определять потенциальную опасность… даже по цвету песка.

У этого «фигурального» выражения есть вполне реальная, и даже прозаичная основа. Просто песок бывает разным по своему составу, окраске, плотности и, соответственно, свойствам. Вот, например, золотистый песок — всегда мягкий, поясняет пилот команды «МАЗ-СПОРТавто» Александр Василевский. А, значит, в нем машине легко увязнуть. То есть, к определенному песку тоже нужен свой подход. Этому — и не только — наши спортсмены как раз и учились в Объединенных Арабских Эмиратах.

     Со стартом определились

     Самолет с четырьмя спортсменами МАЗа — пилотами и штурманами «боевых» машин — взял курс на Париж днем 20 ноября. На следующий день во французской столице прошла большая «дакаровская» пресс-конференция, на которой организаторы гонки — компания A.S.O. — объявили точное количество участников предстоящего ралли-марафона и стартовые номера каждого из них. В «грузовом» классе на старт «Дакара-2013» выйдут 75 автомобилей. «МАЗ-5309RR» с прошедшим минувший «Дакар» экипажем в составе пилота Александра Василевского, штурмана Валерия Козловского и механика Антона Запорощенко стартует под номером 525. Экипаж Сергея Вязовича, Павла Гаранина и Дмитрия Запорощенко — № 552.

     В столицу Объединенных Арабских Эмиратов город Дубай участники «МАЗ-СПОРТавто» вылетели сразу после пресс-конференции и прибыли поздним вечером. А на следующий день, в четверг, на джипах «Тойота Лэнд Крузер» уже отправились в аравийскую пустыню.

     Два белорусских, а также экипажи из России и Казахстана приехали сюда на тренировки в преддверии «Дакара». Инструктором у них был сам Артур Ардавичус. Чемпион Мира ФИА по ралли-рейдам в категории Production (Т2) и топ-пилот казахстанской команды «Астана», занявший на «Дакаре-2012» третье место в категории грузовиков, он основал в Эмиратах школу, специализирующуюся на обучении безопасному управлению автомобилями и навигации в условиях песчаной пустыни. К его услугам в прошлом году прибегли и спортсмены команды «КАМАЗ-мастер»: перед ралли-рейдом «Abu Dhabi Desert Challenge», в отсутствие собственной техники, они тоже тренировались на внедорожниках Ардавичуса. Пилотам и штурманам нужно было привыкнуть к дюнам, объяснил тогда Владимир Чагин.

     В этой же школе последние два года тренировался и чешский гонщик Алеш Лопрайс — один из основных претендентов на «дакаровскую» статуэтку бедуина.

      Век живи — век учись

     Всю глубину истины, заключенной в этой общеизвестной пословице, смог ощутить даже прошедший «Дакар» белорусский экипаж. Который, казалось бы, о песках и дюнах уже должен знать все. Но… Несмотря на то, что у спортсменов на тренировки в ОАЭ было всего четыре дня, узнать и освоить довелось много нового.

     Конечно, для этого постарался сам организатор. Тренировки проходили, можно сказать, в «боевых» условиях. Подъем в 7 часов утра, завтрак — и снова в пустыню. До следующей на пути гостиницы добирались лишь к ночи. Ардавичус подобрал для своих курсантов разнообразный маршрут. Каждый новый день сулил знакомство с новым типом песков, дюн и новыми сложностями. Члены экипажей осваивали новые методы и способы преодоления дюн, приемы навигации и выбора оптимального пути в песках.

    — Эти четыре дня дали возможность научиться предугадывать, что ждет за гребнем очередного бархана, как его лучше преодолеть. Какую избрать в отношении препятствия стратегию, чтобы, во-первых, преодолеть его безопасно для машины и экипажа. А, во-вторых, — сделать это с наименьшими затратами времени. Что очень важно в гонке, где на счету каждая секунда. Другими словами: как можно встречающиеся на пути сложности обратить себе на пользу, — говорит Валерий Козловский.

   — Узнали, действительно, много интересного и полезного, — продолжает Александр Василевский. — Например, то, что дюну лучше брать с наветренной стороны — откуда начинается накопление песка. Подветренный склон дюны или бархана более крутой и вязкий. Наветренный — более пологий и длинный. Узнали и то, как откопать увязшую в песках машину, чтобы сэкономить время и силы.

   …Попасть ногой в проложенный путь

     Маршрут последнего тренировочного дня проходил, к слову, по трассе апрель-ского ралли «Abu Dhabi Desert Challenge 2012». Это одно из самых престижных и знаменитых событий в мировых ралли-рейдах входит в календарь двух мировых серий: Кубка Мира ФИА для джипов и грузовиков и Чемпионата Мира ФИМ для мотоциклов и квадроциклов. И, разумеется, трасса для такой гонки легкой быть не может.

     С умом ехать по пескам и дюнам, правильно откапываться в них — все это, как оказалось, большая наука, оделился тренировочными впечатлениями штурман уже другого белорусского экипажа Павел Гаранин. 

     Но одной теории мало: нужна практика, опыт.

     Вот объясняет что-то инструктор, — и все, казалось бы, просто. Ехать за джипом Ардавичуса каравану «курсантов», действительно, было сравнительно легко. Но стоило им оказаться с пустыней, образно говоря, один на один, как сразу начинались серьезные «приключения». Одна из тренировочных машин россий-ского экипажа чуть было не перевернулась. Но вот откапывать авто из песка приходилось всем без исключения «ученикам». И регулярно….

   …В общем, нехитрое дело — попасть ногой в проложенный путь, писал когда-то классик белорусской литературы Якуб Колас, гораздо труднее, но зато и почетнее — прокладывать путь самому…

     Трудно в учении…

     К слову, тренировочные автомобили, на которых ездили курсанты, — претерпели минимум изменений, по сравнению с серийными. Была немного изменена подвеска машин, и, конечно же, добавился каркас безопасности. Ехать на таком внедорожнике сложнее, чем на специально подготовленном. Но сложно в учении, — как говорится, легче в бою… Тут уместно будет вспомнить и вольтеровское: «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей».

    …С тем, что эта короткая тренировка на порядок подняла уровень наших экипажей, согласен и новый пилот команды Сергей Вязович. В составе «МАЗ-СПОРТавто» он дебютировал в нынешнем году на гонке «Симбирский тракт».

     — Тренировка повлияет и на стиль езды, и на тактику преодоления препятствий в пути, — считает Сергей. — Самое главное в подобных условиях — правильно выбрать темп. Нельзя, например, выскакивать на гребень дюны, не видя, что за ней. Гребни надо проходить медленно. Иными словами, — безопасно вести автомобиль по песку, исключая аварии.

     Теперь спортсменам заводской команды предстоит перенести свой тренировочный опыт на вождение более тяжелых, по сравнению с внедорожниками, грузовых автомобилей. Сделать это они смогут уже лишь на самом «Дакаре», который стартует в Перу в начале января.

     Пока наши экипажи тренировались в Эмиратах, все автомобили белорусской раллийной команды благополучно прошли техниче-ские проверки во французском портовом городе Гавр и на пароме отбыли к берегам Южной Америки: через весь Атлантический океан, Панамский канал, а затем вдоль побережья Тихого океана в перуанскую столицу Лима.

     Здесь экипажи и их машины снова воссоединятся лишь 31 декабря. И на то, чтобы проверить перед стартом автомобили, собранные аккурат перед отбытием во Францию, довести их до ума, — у механиков нашей команды останется всего-то несколько дней.

     Надеемся, техника не подведет наши экипажи. Но все же… В любом проекте важнейшим фактором является вера в успех, без веры успех невозможен, считал философ Уильям Джеймс. А, значит, главным все же остается человек.

     Наталья СЧАСТНАЯ
 
 



версия для печати