Архив новостей
Показать

Главная Новости СМИ О НАС 2012 1 МАЗ ПОКАЗАЛ ВЫСОКИЙ КЛАСС!

МАЗ ПОКАЗАЛ ВЫСОКИЙ КЛАСС!

В ночь на субботу 21 января в Национальном аэропорту «Минск» было многолюдно. Близкие, друзья, болельщики и журналисты ждали возвращения команды «МАЗ-СПОРТавто» со знаменитого ралли-марафона «Дакар». Даже малыши, которым давно полагалось спать в кроватках, приехали сюда, чтобы первыми увидеть своих — теперь уже «звездных» — пап…

Спортсменов Минского автомобильного встречали как национальных героев — под прицелом теле- и фотокамер, с букетами цветов, растяжками с лозунгами. Да так оно, собственно, и есть! Поздравления руководства МАЗа, болельщиков, дружеские рукопожатия и объятия родных, с которыми гонщики не виделись почти месяц, — все это мгновенно слилось в одну пеструю картину. Этой встрече на родной земле предшествовала изнурительная, на грани человеческих возможностей гонка, которую порой не выдерживала даже техника. Почти девять тысяч километров — по грязи, горным дорогам и иссушенным солнцем пустыням Южной Америки. Они карабкались ввысь, «перепрыгивали» через крутые, высотой с километр дюны, вязли в песках… В результате — дебютант «Дакара» из Беларуси, гоночный «МАЗ» с бортовым номером 545 не только дошел до финиша, но и занял 31-е место среди 60 финишировавших грузовиков.

    — На сегодняшний день 31 место в генеральной классификации грузовиков для новичка «Дакара» — это очень высокое достижение. Для нас — победа! И этот результат — заслуга не только экипажа, но и всей команды вместе с группой технической поддержки, — лаконично прокомментировал выступление белорусов на престижной раллийной гонке штурман экипажа № 545 и начальник команды «МАЗ-СПОРТавто» Валерий Козловский.

     В том, что ушедший в историю ралли-марафон был очень сложным — солидарны и участники «Дакара», и эксперты.

     — Эту гонку нельзя сравнить ни с этапами Чемпионата России по ралли-рейдам, ни с «Шелковым путем». Все оказалось намного сложнее. Сложнее даже наших собственных ожиданий, — поделился впечатлениями пилот экипажа 545 Александр Василевский. — Экипажи работали с 6 утра до 3-4 ночи и позже, и проезжали по 800 — 900 километров в сутки. Машина нас не подвела. Мелкие поломки были, но на такой трассе без этого никак.

     Каждый новый этап был по-своему сложным: легко спортсменам МАЗа не давалось ничего. Каждый день, начиная со второй половины гонки, 545-й стартовый номер медленно, но верно улучшал свои позиции в общем зачете. На одиннадцатом этапе наши гонщики вплотную подобрались к заветной двадцатке лидеров, финишировав 21-ми. И лишь на последних, пожалуй, самых сложных участках несколько сбавили темп.

      — Хотя мы прошли уже почти весь «Дакар», видели много сложных участков и успешно их преодолевали, здесь на пути встретили такие высокие и крутые склоны, на которые объективно не могли подняться, — вспоминает начальник команды. — Штурмовать гребни барханов приходилось по 10-12 раз. И иногда это удавалось, иногда — приходилось искать обходные пути, используя дозволенные уловки в навигации. 

      На одном из последних, перуанских, этапов участникам ралли-марафона добавила проблем песчаная буря. Из-за плохой видимости тогда заблудилось множество машин и мотоциклов. Проблемы с навигацией возникли и у белорусского экипажа.


     Главным соперником, без преувеличения, для всех марафонцев была сама трасса и природа Южной Америки. Не раз приходилось менять резину, изрезанную на горных каменистых дорогах, вызволять тяжелую машину из незнакомых вязких песков. 17 грузовиков известных мировых производителей по разным причинам выбыли из гонки. В том числе и из-за того, что не смогли противостоять силам природы. Был, к сожалению, среди них и гоночный «МАЗ» под стартовым номером 541. В конце 7-го этапа, уже ночью, он лег на бок на вершине огромной дюны. На помощь ему поспешил 545-й: оба экипажа до того момента придерживались единой стратегии — держаться рядом, чтобы в случае необходимости помочь друг другу. Но четыре с половиной часа совместных трудов успехом так и не увенчались. 545-й принял решение завершить гонку ночью, несмотря на подстерегающие опасности. А поставить на колеса упавший болид удалось только при помощи организаторов спустя почти сутки. На выручку пришел так называемый «подметальщик» — полноприводный специально оборудованный автомобиль. Жаль, что продолжить гонку 541-й не смог: в ходе спасательной операции у гоночного «МАЗа» повредили каркас безопасности, и машина была снята с соревнований. Склон был высокий и крутой, песок — вязкий, и поднять машину аккуратно не представлялось возможным.

      Увы, но для знаменитого своей сложной трассой «Дакара» перевороты автомобилей — обычное явление, в зыбких песках и на сложных дюнах переворачиваются не только новички, но и видавшие виды опытные пилоты. 

     — Как бы там ни было, мы получили огромный опыт. Теперь задача — учесть все моменты, которые связаны с доработкой автомобиля, построить тактическую и стратегическую линию дальнейшего участия в соревнованиях, — говорит Валерий Козловский. — В общем-то, наша задача — двигаться вперед и занимать новые высоты, достойно представлять Беларусь на ралли-рейдах.

     В нынешнем году команда «МАЗ-СПОРТавто» намерена поучаствовать в двух этапах Чемпионата России по ралли-рейдам и в гонке серии «Дакар» «Шелковый путь». Первый ралли-рейд — уже в апреле. В этапах Чемпионата России белорусская команда, кстати, участвует вне зачета. Для наших спортсменов это в большей степени тренировка в боевых условиях. Но уже задумывается команда и о «практических занятиях» в «песчаных краях», в приближенных к дакаровским условиях. «МАЗ-СПОРТавто» рассматривает варианты тренировок в Средней Азии и на юге России.

      Будет над чем поработать в нынешнем году конструкторам и механикам. Если машина из-за недостатка опыта у экипажа и своей большой массы не может взять тяжелый склон, для экипажа это серьезная потеря во времени. Поэтому уменьшение веса машин и улучшение развесовки — первоочередная задача. Двигатель болиду тоже требуется более мощный — минимум 900 лошадиных сил. Есть вопросы и по дымности.

     — Нам бы хотелось подготовить к соревнованиям два болида и быструю техничку — из нашей старой боевой машины, — продолжает Валерий Петрович. — Такое решение упрощает прохождение трассы боевым автомобилям. Ведь в экстремальной ситуации экипаж боевой машины будет уверен, что от технички получит быструю помощь. Если позволят ресурсы, чтобы создавать новую машину, то на «Дакар-2013» команда сможет поехать с тремя боевыми экипажами. Мы знаем, над чем нам надо работать, но это не значит, что работать и тренироваться не будут наши потенциальные противники. Совершенствуется техника и растет мастерство не только у нас, но и у них. Это – спорт. И только приложив не просто большие, а огромные усилия, мы вскоре сможем составить конкуренцию лидерам гонки.

      Рассчитывать на это — есть все основания. Мастерство и техническую готовность белорусов высоко оценили даже соперники из команды «КАМАЗ-мастер», многолетнего победителя «Дакара». Очевидно и другое: участие белорусских спортсменов в состязаниях такого уровня — не только хорошая реклама для отечественного автомобильного бренда «МАЗ», но и вопрос престижа всей республики.

      Наталья СЧАСТНАЯ
      Фото Петра ВЕРБИЦКОГО
 



версия для печати