Архив новостей
Показать

Главная Новости СМИ О НАС 2012 1 «МАЗ-СПОРТавто»: ВЫШЛИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ В СХВАТКЕ С ТРУДНОЙ ТРАССОЙ

«МАЗ-СПОРТавто»: ВЫШЛИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ В СХВАТКЕ С ТРУДНОЙ ТРАССОЙ

В это мало кто верил. Но это произошло! Две недели они были один на один с еще невиданными дюнами южноамериканских пустынь, их песчаными бурями и прочими «подарками» местных «диких» дорог. Но они все-таки достигли финиша в Лиме, пройдя почти девять тысяч километров по территории трех стран — Аргентины, Чили и Перу.

Многие уже успели окрестить дебют заводской спортивной команды «МАЗ-СПОРТавто» на главном в мире ралли-марафоне самой настоящей победой — и немудрено. Достичь финиша «Дакара» — да еще в золотой середине общего зачета… До сих пор это удавалось мало кому из новичков!

      Но обо всем по порядку.

     ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ
    …Ознаменовался неприятным сюрпризом: организаторы «подкорректировали» в генеральной классификации результаты двух предыдущих этапов, отбросив нашу команду на несколько позиций назад: по итогам 9 этапов — с 29-го на 33-е место, а по итогам 10-го — с 24 на 30-е. Такое иногда случается, ведь ежедневные итоги носят предварительный характер.

      На старт 11-го этапа ралли-марафона по маршруту от Арики до Арекипе вышел 61 грузовик (накануне стартовали 63). Спецучасток — более 400 километров. И впервые белорусские гонщики так близко подобрались к заветной ТОП-20! Стартовав 25-м, наш экипаж № 545 пришел к финишу дня 21-м! И после 11-ти этапов в генеральной классификации занял 28-е место.

      Удачно сложился этот день и для команды «КАМАЗ-мастер». Андрей Каргинов финишировал первым, оставив позади основных конкурентов — Ханса Стейси, Мики Биасона и Жерара де Роя. В общем зачете, тем временем, продолжает лидировать де Рой. За ним следуют Стейси и Артур Ардавичус из «Астаны».

     ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ
      В то время как в Беларуси люди уже разошлись с работы по домам и вовсю готовились к выходным, грузовики в Перу снова вышли на старт. Впереди у гонщиков — 412 километров дорожной связки и 245 километров скоростного спец-участка на пути из Арекипы в Наску. Видимо, не случайно совершенно новые для «Дакара» перуанские этапы назывались одними из самых сложных в гонке. По сообщениям СМИ, в тот день Андрей Каргинов застрял в дюнах. Скорее всего, пески помешали и остальным членам российской команды. В классификации этапа представители «КАМАЗ-мастера» не вошли даже в первую десятку!

      Немного больше повезло Артуру Ардавичусу, выступающему на «КАМАЗе» — он финишировал 9-м. А победил на этом сложном этапе голландец Жерар де Рой, и тем самым укрепил свое лидерство в общем зачёте грузовиков.

      А вот у наших ребят, как и у «камазовцев», этот день почему-то не задался. Стартовав 22-м, на втором контрольном пункте «МАЗ» с бортовым номером 545 был 55-м, на третьем — 58. Но уже к четвертому КП экипаж заметно разогнался и «отметился» 48-м.

      В протоколе этого трудного дня значились лишь 48 финишировавших в Наске грузовиков — из 61 стартовавшего. Не смотря на все сложности и испытания (которых, как можно предположить, на пути у гонщиков возникло немало), дошел в тот день до финиша и экипаж Александра Василевского. Он в протоколе — последний. В генеральной же классификации 545-й номер расположился на 31-й строчке.

     ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ
    Предпоследний, тринадцатый этап «Дакара-2012» преподнес участникам новое испытание — знакомство с «настоящими» перуанскими дюнами.

      В классе грузовиков на старт в этот день вышли только 60 грузовиков. Маршрут тринадцатого этапа пролегал между двумя перуанскими городами Наска и Писко. Это 100 километров лиазона и 275-километровый скоростной спец-участок.

    …Очень приятным открытием в эти «горячие» январские дни стала поддержка нашей команды «МАЗ-СПОРТавто» на белорусских Интернет-форумах: заводская раллийная команда обрела множество болельщиков. Причем не только в родной Беларуси. По мере приближения нашего экипажа к финишной черте, волнение на форумах все возрастало. Быстро освоившись с сайтом организаторов «Дакара», многие отслеживали гонку в режиме реального времени: трио Василевский-Козлов-ский-Запорощенко — на каждом КП. С учетом 8-часовой разницы во времени этот своеобразный Интернет-марафон завершался только в середине ночи, а то и к утру.

      Но самыми преданными болельщиками команды «МАЗ-СПОРТавто» в эти дни были семьи наших гонщиков.

     Ольга, жена одного из механиков команды, признается: в ожидании результатов белорусского экипажа волновалась не меньше, чем наша группа технической поддержки на бивуаке. Муж Ольги уже был на «Шелковом пути», но тогда таких сильных переживаний она не испытывала. «Дакар» — это в два раза длиннее, и гораздо сложнее, особенно для новичков.

      — Безусловно, волнение присутствует. Но в целом для меня, как и для супруга, — говорит Ольга, — этот ралли-марафон в радость. Я горжусь тем, что белорусские машины представлены на «Дакаре», что МАЗ может участвовать в соревнованиях такого уровня — и даже показывать хорошие результаты. Горжусь нашими мужчинами.

     То, что у команды «МАЗ-СПОРТ-авто» сформировалась такая большая армия поклонников, стало приятной новостью для самих спортсменов. Во время коротких звонков супруга домой Ольга рассказывает ему не только о любимом сыне, о житье-бытье, но и обязательно о том, как поддерживают команду в Беларуси. Поддержка помогает, всегда «толкает» вперед…

     Сыграло это свою роль в предпоследний стартовый день или нет, но по итогам тринадцатого этапа наш экипаж в составе пилота Александра Василевского, штурмана Валерия Козловского и механика Антона Запорощенко показал 45-й результат. И одновременно улучшил свои позиции в общем зачете — белорусы заняли 30-ю строчку. Как рассказал заместитель генерального директора ОАО «МАЗ» по техническому развитию Дмитрий Короткевич, который вышел со мной на связь из Южной Америки, испытанием для команды в эти дни стали не только дюны, но и песчаные бури перуанских пустынь.

       ДЕНЬ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ
      15 января стартовал за-ключительный, четырнадцатый этап ралли-марафона. Экипаж Александра Василев-ского вышел на старт в 09.35 по местному времени и в 17.35 — по белорусскому. В этот день участников гонки ожидали 254 километра лиа-зона и короткий 29-километровый спецучасток.

      Но короткий — вовсе не значит простой. На прощанье перуанская пустыня преподнесла марафонцам «сюрприз»: многие участники застревали в песках. Вызволять боевую машину из песчаного плена пришлось и экипажу Александра Василевского. С этой задачей ребята справились вполне успешно. На этом этапе 545-й стартовый номер «прописался» в 37-й строчке классификации.

      — Маршрут ралли-марафона «Дакар-2012» пролегал через горы, русла высохших рек, пустыни, — рассказал по телефону уже после того, как гонка финишировала, начальник команды «МАЗ-СПОРТ-авто», штурман «боевой машины» под номером 545 Валерий Козловский. — Самыми сложными для команды стали дюны. Ведь прежде иметь с ними дело ни одному из экипажей не приходилось. Случалось, тяжелая машина зарывалась в песок, приходилось ее откапывать, порой подолгу — и тогда даже казалось, что выбраться отсюда мы уже не сможем никогда. Но усилия завершались успехом.

      В навигации особых трудностей не было, хотя на одном из последних этапов экипажу все же пришлось немного вернуться обратно, чтобы взять пропущенную контрольную точку. Хорошо зарекомендовала себя во время двухнедельной гонки и машина — гоночный болид «МАЗ» недалек от серийного образца. Без поломок, конечно, не обошлось ни у одной команды: трасса действительно очень сложная, и техника регулярно требовала внимания. Но серьезных поломок, по словам Валерия Козлов-ского, за все время изнурительной гонки у белорусов не случалось. И к утру, благодаря механикам команды, гоночный «МАЗ» всегда был готов к старту.

      Потеряв один болид в середине ралли-марафона — сказался недостаток опыта «в обращении» с дюнами, — дальше 545-й экипаж продвигался один — и очень осторожно. Главная задача команды — дойти до финиша. Задача нелегкая, если учесть, что прежде финишировать на «Дакаре» удавалось мало кому из новичков.

     — Если уже видели, что преодолеть дюну, вероятнее всего, не сможем, — продолжает Валерий Петрович, — то искали обходные пути, в рамках дозволенного организаторами ралли. Кстати, всю гонку наш экипаж проехал без штрафных баллов. Самым сложным этапом стал, пожалуй, 12-й. В роуд-буке мы впервые за всю гонку увидели четыре «!» — проще говоря, это означало высший класс опасности. Огромные дюны! Сразу два подъема мы так и не смогли одолеть, пришлось искать обходной путь…

ПОДВОДЯ ИТОГ В ЗАЧЕТЕ ГРУЗОВИКОВ
До финиша в столице Перу не добрались более трети участников ралли-марафона. Не выдерживали люди, не выдерживала техника. Самыми громкими потерями в классе грузовиков стали два экипажа многолетнего лидера «Дакара» — команды «КАМАЗ-мастер», и чешский экипаж Алеша Лопрайса. Напомним, после четырех этапов был дисквалифицирован Эдуард Николаев — главная надежда камского автогиганта. А затем гонку завершил и Айрат Мардеев: вышел из строя двигатель.

В тот же день, на девятом этапе, весь бивуак взбудоражила весть о трагедии, постигшей одного из фаворитов гонки, триумфатора предыдущего этапа — чеха Алеша Лопрайса. Успешно преодолев спецучасток, уже на лиазоне его «Татра» кувырком улетела с дороги. Экипаж доставлен в больницу. Управлял машиной в тот момент, как сообщили СМИ, механик экипажа. Он заснул за рулем…

Что ж, «Дакар» есть «Дакар»… К концу гонки все сильнее сказывалась и усталость, и недостаток сна на который, к примеру, у нашего экипажа в лучшем случае оставалось три-четыре часа. Выдержать полмесяца такой изматывающий ритм — сможет не каждый.

Победителем «Дакара» в нынешнем году в классе грузовиков стал голландец де Рой на «Ивеко». Второе место — у его напарника по команде Ханса Стейси. Третье занял Артур Ардавичус из команды «Астана», дебютировавшей на «Дакаре» в прошлом году. А вот «КАМАЗ-мастер» со своими экипажами — на четвертой и пятой позиции: Ильгизар Мардеев совсем чуть-чуть уступил Андрею Каргинову.

      Белорусский экипаж Александра Василевского совершил фактически невозможное — не просто привел гоночный «МАЗ» к финишу, а в середину пелетона, оставив позади многих известных и более опытных гонщиков. В общем зачете 545-й стартовый номер занял 31-е место из 77 грузовых автомобилей, вышедших на старт 1 января.

      Своей, без преувеличения, победой над сложнейшей «дакаровской» трассой Минский автомобильный завод доказал, что его машины способны выдерживать самые сложные условия эксплуатации, а команда «МАЗ-СПОРТавто» — на высоком профессиональном уровне противостоять трудностям в незнакомых и совсем непростых природных условиях..

        Автозаводцам есть кем и чем гордиться!

       Наталья СЧАСТНАЯ
 



версия для печати