Архив новостей
Показать

Главная Новости СМИ О НАС 2012 1 «МАЗ-СПОРТавто»: ДОСТИЖЕНИЯ И ПОТЕРИ

«МАЗ-СПОРТавто»: ДОСТИЖЕНИЯ И ПОТЕРИ

В первый день нового года, пока большинство белорусов продолжали посиделки за праздничным столом, почти двум десяткам наших соотечественников в Аргентине точно было не до новогодних торжеств. Ранним утром по местному времени в аргентинском городе Мар-дель-Плата стартовал ралли-марафон «Дакар-2012». Среди его участников впервые появились и белорусские грузовики: два экипажа заводской команды «МАЗ-СПОРТавто».

В нынешнем году самая известная раллийная гонка вернула себе прежнюю репутацию, до ее шокирующей отмены в 2008 году: из-за наплыва желающих организаторы ралли-марафона завершили регистрацию участников задолго до официальной даты окончания приема заявок. На старт гонки вышло в общей сложности 469 участников: 174 джипа, 77 грузовиков, 188 мотоциклов и 30 квадроциклов. В нашем «грузовом» классе специалисты предрекали напряженную борьбу: смена состава поставила под вопрос гегемонию российской команды «КАМАЗ-мастер». А, значит, у других появился долго-жданный шанс…

      Маршрут «Дакара-2012» — это почти 9 тысяч километров, включая 4300 километров скоростных спецучастков по территории Аргентины, Чили и Перу. Организаторы предупреждали: он не будет легким.

      ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
      Об этом предупреждении все невольно вспомнили в самый же первый день гонки. На первом этапе до города Санта-Роса-де ла-Пампа участникам гонки предстояло преодолеть более 800 километров, с коротким 57-километровым спецучастком. Но именно в этот день и случилась трагедия: на 55-м километре дистанции между Мар-дель-Плата и Санта-Роса-де ла-Пампа погиб аргентинский мотогонщик Хорхе Мартинес Боэро.

      В классе грузовиков, в котором впервые участвуют и два экипажа Минского автомобильного завода, к счастью, обошлось без печальных сюрпризов. Но из 77 стартовавших в первый день гонки экипажей до финиша в Санта-Роса-де ла-Пампа четыре все же не добрались. Белорусских спортсменов среди них, к счастью, не было.

      Один из экипажей команды «МАЗ-СПОРТавто» за номером 541 в составе пилота Александра Полищука, штурмана Павла Гаранина и механика Дмитрия Запорощенко благополучно финишировал на этапе 61-м. Экипаж за номером 545 пилота Александра Василевского, штурмана Валерия Козловского и механика Антона Запорощенко в первый день гонки добрался до финиша 64-м.

      По словам заместителя генерального директора по техническому развитию Минского автомобильного завода Дмитрия Короткевича, который вместе с командой находится сейчас в Южной Америке, главным препятствием на пути наших гонщиков стали не технические проблемы, а сама природа. Уже на первом этапе белорусским спортсменам довелось столкнуться с огромными песчаными дюнами до 40 метров высотой! Сложностей гонщикам Минского автозавода добавляет и южно-американская жара: в это время года в Аргентине до 40 градусов тепла.

      ДЕНЬ ВТОРОЙ
      2 января около 15 часов по белорусскому времени, когда в Аргентине еще утро, грузовики вновь вышли на старт. От Санта-Роса-де ла-Пампа до Сан-Рафаэля (это второй этап ралли) участникам «Дакара-2012» нужно было проехать около 780 км. Причем примерно 300 км из них — это довольно сложный спецучасток.

      В первой половине дня по пути из Санта-Роса-де ла-Пампа в Сан-Рафаэль пришлось иметь дело с твердым покрытием грунтовых дорог, а во второй — с серыми дюнами пустыни Ниуиль. На втором этапе «Дакара-2012» из 74 стартовавших грузовиков до финиша добрался 51. Экипаж № 545 Александра Василевского пришел 50-м. Экипаж Александра Полищука № 541 опоздал на час, получил штраф, но к третьему этапу был допущен. На старт третьего этапа вышли 73 грузовика.

      ДЕНЬ ТРЕТИЙ
     Пустыню сменили горные цепи Анд. И, по-видимому, быстро освоившись с местными ландшафтами, оба белорусских экипажа заметно прибавили ходу. На третьем этапе Сан-Рафаэль — Сан-Хуан с 208-километровым спецучастком наш более опытный экипаж № 545 Василевского расположился на 26-й строчке классификационной таблицы, а дебютировавший в ушедшем году на ралли-рейде «Шелковый путь» экипаж Александра Полищука (№ 541) стал 54-м. В общем зачете Василевский занял 42 место, экипаж Полищука расположился на 62 строчке. А лидирует в общем зачете по итогам трех дней небезызвестная команда «Астана» — дебютант прошлогоднего «Дакара», а точнее — экипаж в составе Артура Ардавичуса, Алексея Кузьмича и Нурлана Турлубаева. Далее расположились три экипажа на «Ивеко». И, наконец, четвертый — экипаж Эдуарда Николаева — главной надежды КАМАЗа.

      ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
      По итогам 4-го этапа Сан-Хуан — Чилесито, экипаж Александра Полищука вырвался вперед и занял 51-ю строчку турнирной таблицы. А вот наш 545-й стартовый номер из-за возникших в пути проблем с топливной системой несколько отстал и финишировал на этапе только 59-м.

       В генеральной же классификации грузовиков из двух белорусских экипажей по-прежнему лидирует трио Александр Василевский — Валерий Козловский — Антон Запорощенко. Они заняли 46-ю позицию. А вот экипаж Александра Полищука по итогам прошедших четырех этапов улучшил свои позиции — он на 54 месте. Для фаворита российской команды «КАМАЗ-мастер» — экипажа Э. Николаева — этот этап стал последним. Он был снят с гонки после столкновения с одним из джипов.

      ДЕНЬ ПЯТЫЙ
    На пятом этапе Чилесито – Фьямбала белорусским спортсмена удалось улучшить свои результаты. Экипаж Александра Василев-ского пришел к финишу 40-м, а Александра Полищука — 46-м. Соответственно улучшились позиции и в генеральной классификации. Василевский — на 42-й строчке, Полищук — на 50-й.

      И на этапе, и в общем зачете тем временем лидирует голландец де Рой. 

     Запомнился пятый этап тем, что преподнес участникам «Дакара» неожиданный день отдыха. Из-за ухудшения погодных условий, сильного дождя и снега, власти Чили были вынуждены закрыть горный перевал, и шестой этап был отменен. С целью обеспечения безопасности участников ралли был организован конвой всех автомобилей из Фьямбалы в Копиапо.

      ДЕНЬ СЕДЬМОЙ
      Маршрут седьмого дня гонки (кольцо Копиапо — Копиапо общей протяженностью 419 км), как и предполагалось, стал самым сложным испытанием для гонщиков за прошедшую неделю. Для многих из тех, кто вышел в этот день на старт, дюны пустыни Атакама — самого засушливого места на Земле — оказались непреодолимым препятствием.

     В протокол седьмого этапа были внесены только  23 добравшихся до финиша экипажа грузовиков из 71 стартовавшего.

     К сожалению, непреодолимым препятствием оказались песчаные дюны и для экипажа «МАЗ-СПОРТавто», стартовавшего под номером 541. Немного не дойдя до финиша седьмого дня, уже в кромешной темноте, машина под управлением пилота Александра Полищука легла на бок. На помощь гонщикам пришел экипаж второго белорусского болида в составе пилота Александра Василевского, штурмана Валерия Козловского и механика Антона Запорощенко — но тщетно. На то, чтобы поставить боевую машину на колеса, понадобились почти сутки объединенных усилий. Поднимать грузовик помогали и вертолеты. Но, увы, продолжать гонку из-за проблем с каркасом безопасности белорусский болид под номером 541 уже не смог. Благо, все остались живы и здоровы.

      Таким образом, 541-й почти повторил судьбу предыдущего белорусского участника «Дакара» (было это в 2009 году). Тогда кольцо Копиапо — Копиапо стало последним этапом для экипажа нашего соотечественника Сергея Шкеля: его внедорожник перевернулся и покинул гонку. Пилот с травмой позвоночника был доставлен в больницу…

      Борьбу в зачете грузовиков тем временем продолжает экипаж Александра Василевского. По итогам прошедших этапов, он улучшил свои позиции и занял 36-ю строчку в генеральной классификации (напомним, после пяти предыдущих этапов, с учетом отмены шестого — из-за погодных условий, в генеральной классификации. Василевский значился на 42-й строчке). 

      На старт «Дакара» выходят 68 грузовиков.

      ДЕНЬ ВОСЬМОЙ
      После дня отдыха, запланированного организаторами на 8 января, все участники должны были набраться сил перед второй половиной гонки. Но с учетом того, что почти сутки до нового старта наша команда занималась спасением 541-го болида, не покидало чувство волнения: справятся ли ребята с накопившейся за эти дни устало-стью? Справились!

      Уже ко второй контрольной точке экипаж Василевского, стартовавший 33-м, обогнал 10 соперников. А в итоге на этапе Копияпо — Антофагаста финишировал 34-м. Отставание от лидера Алеша Лопрайса, опередившего Жерара де Роя, составило 1:57:47. В общей же классификации экипаж № 545 занял 36-ю строчку. Первенство тут осталось за де Роем, на второй позиции — Лопрайс. Артур Ардавичус из «Астаны» — на 4-м месте, ближайший к лидеру экипаж «КАМАЗ-мастер» Мардеева — на 5-м.

      Экипаж Александра Василевского сделал рывок в середину общего зачета после неудачи, постигшей Александра Полищука. Ее тяжело восприняла, казалось, вся Беларусь. С этого момента за развитием событий на «Дакаре» стали следить все пристальней на белорусских интернет-форумах, посвященных ралли-марафону, начался всплеск активности. В подавляющем большинстве — это слова сочувствия и поддержки команде, за которую теперь болеет, безусловно, не только Минский автозавод. 

      Спасибо!

      ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ
      Потеря времени уже на первой контрольной точке 9-го этапа Анфогаст — Икике насторожила. Белорусы стартовали на 34-й позиции, а тут вдруг оказались на 66-й! Но быстро «вкатились» и от КП к КП все улучшали свой результат. К финишу дня 545-й номер пришел уже 30-м. А в генеральной классификации занял действительно почетную для дебютантов гонки 
29 позицию!

      На этапе же победу праздновал итальянец Мики Биасон вторым пришел Ханс Стейси, третьим — голландец де Рой, пока вернувший себе лидерство в общем зачете.

      К сожалению, этот день стал роковым для претендента на главный приз «Дакара» в зачете грузовиков — чеха Алеша Лопрайса. Его экипаж сошел с гонки уже во второй половине этапа в результате аварии: на асфальте «Татра» кувырком улетела с дороги. Экипаж госпитализирован с различными травмами. Несчастье произошло в день рождения пилота.

      Вторая потеря и у «КАМАЗ-мастера»: из-за поломки двигателя гонку завершил Айрат Мардеев.

      ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ
      На десятый день гонки участникам ралли-марафона предстояло преодолеть почти 700 километров от Икике до Арики. Серьезным испытанием для участников снова стали дюны и коварные пески «фэш-фэш» — мелкодисперсная пыль, похожая на сухую цементную смесь.

      Экипаж Александра Василевского преподнес болельщикам огромный подарок, завершив день на 25-й позиции протокола, а в генеральной классификации переместившись сразу на 5 позиций — на 24 строчку!

      Возможно, ошибки в навигации привели к перестановкам лидеров этапа. На первое место вырвался Артур Ардавичус, затем расположились Андрей Каргинов («КАМАЗ-мастер») и Жерар де Рой на «Ивеко», тем не менее, сохранивший лидерство в общем зачете. 

      До 11 этапа не дошло около трети участников, начавших гонку 1 января. Участники «Дакара-2012» перебрались в Перу. По оценкам специалистов, перуанские этапы будут одними из самых сложных на гонке. Огромной высоты дюны будут чередоваться здесь с большим количеством участков с «фэш-фэш». Перепады высот, разреженный воздух и жара станут серьезным испытанием, как для техники, так и для людей.

      Наталья СЧАСТНАЯ

 



версия для печати