Архив новостей
Показать

Главная Новости СМИ О НАС 2011 9 ВРЕМЯ ГЛОБАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

ВРЕМЯ ГЛОБАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Многие работники МАЗа хорошо знают, как в послевоенные годы создавался Минский автомобильный. Об этом не раз рассказывала и газета «Автозаводец». Однако молодым заводчанам меньше известно еще об одном, но очень важном этапе нашей истории. Сегодня мы намерены восполнить этот пробел. Думается, что и участникам тех эпохальных событий будет интересно вспомнить прошлое…

…На новом главном конвейере 16 марта 1965 года было необычайно многолюдно. Заводчане пришли встречать — нет, не какую-нибудь иностранную делегацию, — а первый автомобиль принципиально нового для Минского автозавода семейства. И вот машина, положившая начало целой эпохе во всем советском автомобилестроении, наконец, предстала перед ожидавшими во всей своей красе.

       В конце 50-х уже стало очевидно, что семейство «капотников» МАЗ-200, оснащенных практически «скопированным» с американского образца двухтактным двигателем, морально устарело. И в 1958 году свет увидело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию автомобильной промышленности», определившее специализацию Минского автозавода на производстве машин грузоподъемностью 7-7,5 тонны, а также самосвалов и седельных тягачей.

       Появление на МАЗе нового семейства большегрузной техники на основе принципиально нового компановочно-дизайнерского решения по схеме «опрокидывающаяся кабина над двигателем», стало новым словом в советском автомобилестроении. Но для завода это еще были машины, полностью созданные, в отличие от первого семейства МАЗ-200, заводскими конструкторами. Хотя, справедливости ради, заметим, что минчане, в своем стремлении уйти от капотных моделей, все же не были первыми.

      — В то время завод в Кутаиси уже выпускал «бескапотные» «Колхиды» с двигателем, размещенным прямо в кабине между двумя сиденьями и обтянутым брезентовым кожухом. Эти автомобили отличались неприхотливостью. Но были очень неудобны в эксплуатации: двигатель быстро нагревался, и в кабине стояла жара. Кроме того, грузинские машины обладали малой грузоподъемностью — до 5 тонн. И за основу советского автомобилестроения впоследствии была взята прогрессивная разработка наших конструкторов, — заведующая музеем Минского автозавода Марина Севастьянович подводит к обновленному музейному стенду, посвященному этому этапу жизни МАЗа.

       …Стоит сказать, что тому большому событию на МАЗе предшествовали несколько лет упорного труда сотен людей. В октябре 1961 года принято решение о комплексной реконструкции завода: создаются сталелитейное и прессово-кузовное производства. Под новое семейство автомобилей строится новый сборочный конвейер — этот тоже принципиально новая разработка, предложенная тогдашним главным технологом автозавода Борисом Клепацким. В отличие от привычных в то время конвейеров эстакадного типа, почти всю конструкцию хотели расположить ниже нулевой отметки, то есть «под землей». Доказывать право на жизнь этой идеи в Москве выпало начальнику старого конвейера по сборке МАЗ-200, впоследствии начальнику корпуса сборки и испытаний автомобилей Юрию Чеботареву. Но советские, как тогда было принято говорить, «ответственные лица» упорно не желали слушать доводы минских автозаводцев. В конце концов, МАЗ обратился за помощью в СКБ-3 республиканского значения, которое и разработало проект нового «подземного» конвейера.

     — Еще одно его новшество — расположение «кабинного» участка на втором этаже для экономии производственных площадей. Это также было сделано впервые, — вспоминает Юрий Владимирович. — Когда новый конвейер, наконец, был готов, к нам стали приезжать за опытом из разных городов Советского Союза. В том числе и из Москвы.

       Первый рабочий день 1966 года был ознаменован следующим важным событием — отныне Минский автозавод производил только автомобили семейства МАЗ-500. Высокая степень унификации узлов и деталей позволила почти в одночасье поставить на конвейер сразу 9 моделей нового семейства. Среди них — грузовые автомобили и автопоезда с колесными формулами 4х2, 6х4, три вида самосвалов и самосвальных автопоездов, два — седельных тягачей, лесовоз повышенной проходимости. Преимущества новых автомобилей были очевидны: повышенная обзорность, лучшая маневренность, увеличенная максимальная скорость и большая грузоподъемность, которой удалось достичь за счет рационального использования полезной длины шасси. Специалисты подсчитали: переход на «бескапотные» автомобили снизит себестоимость перевозок на 15, а удельный расход металла — на 10 процентов. И уже через год проектная мощность по производству автомобилей семейства МАЗ-500 (в соответствии с проектом реконструкции, утвержденном в 1961 году, она составляла 24 тысячи машин в год) была превышена.

       13 августа 1973 года произошло еще одно важное событие: пять большегрузных автомобилей Минского автозавода отправились в испытательный автопробег по 15 союзным республикам, посвященный 50-летию советского автомобилестроения и 30-летию МАЗа. К моменту своего возвращения на родной завод 5 ноября того же года они преодолели более 17 тысяч километров через пустыни и водные преграды, по бездорожью, доказав тем самым высокую надежность белорусской автотехники в различных климатических зонах и в разных погодных условиях.

       Благодаря новому 500-му семейству автомобилей Минский автозавод, как считает ветеран МАЗа Юрий Чеботарев, по техническим характеристикам своих машин вплотную приблизился к основным конкурентам на мировом рынке: Volvo, Scania, Mercedes. Это был большой шаг вперед: ведь на тот момент техника МАЗа поставлялась почти в 40 стран мира. Но на этом ее развитие, к чести автозаводцев, не остановилось. 70-е годы прошлого столетия вообще стали временем ускоренного обновления техники. В сентябре 1970 года на конвейере началось производство модернизированных автомобилей МАЗ-500А. По сравнению с предшественниками, они обладали почти на тонну большей грузоподъемностью, могли развивать еще большую скорость, обеспечивая при этом надежность всех систем.

     …Усилия оправдались. В ноябре 1970 года создателям автомобилей семейства МАЗ-500 была присуждена Государственная премия СССР. Но главное: с постановкой на конвейер автомобилей МАЗ-500, усовершенствованных МАЗ-500А, а затем и идущего им на смену нового семейства МАЗ-5335 Минский автомобильный завод укрепил лидерские позиции в советском автомобилестроении. Наши машины стали первыми отечественными грузовиками, на которых перевозчики «Совтрансавто» смогли перевозить грузы на дальние расстояния не только по Советскому Союзу, но и в другие страны.

       Наталья СЧАСТНАЯ
      Фото Петра ВЕРБИЦКОГО
 



версия для печати