Архив новостей
Показать

Главная Новости СМИ О НАС 2011 11 ВЕРНЕМСЯ ЛИ В «КОЛЬЦО»?

ВЕРНЕМСЯ ЛИ В «КОЛЬЦО»?

     Материал о стремительном взлете и трагическом конце первой заводской спортивной команды «МАЗ-TRT», опубликованный в №№ 39-40 «Автозаводца», был не просто попыткой выяснить, как все было на самом деле. Важно было понять, почему «МАЗы», покорив европейские пьедесталы первыми из советских грузовиков, оказались надолго вытеснены из автоспорта. Сегодня, двадцать лет спустя, бытует версия, что первые спортивные машины Минского автомобильного своими достижениями в кольцевых гонках просто переехали дорогу настойчиво продвигаемым «КамАЗам».

     Уроков из прошлого, при желании, тут можно извлечь немало. Но списывать эту историю в архив, думается, рано и по другой причине. Триумфальное возвращение Минского автозавода в Чемпионат Европы по кольцевым гонкам на грузовиках… из гипотетического легко может стать реальным! Так считает многократный чемпион Беларуси по кольцевым автогонкам, последний гонщик «МАЗ-TRT» Геннадий Драпкин. Он первым откликнулся на публикацию «Автозаводца».

     …В доме Драпкиных хранится множество фотографий того периода. И, конечно, во время нашей встречи было много воспоминаний. Но всего на ограниченной газетной полосе не охватишь, поэтому в этой публикации мы решили сосредоточиться не на дне прошлом, а на дне завтрашнем, с небольшими, но необходимыми историческими отступлениями.

     В «МАЗ-TRT» Геннадий Драпкин пришел благодаря первому гонщику команды Сергею Белько, заменив Василия Бабкина — еще одного пилота команды. Следующий этап Чемпионата Европы по кольцевым гонкам на грузовых автомобилях в Германии в 1990 году, а затем и в Бельгии, Белько и Драпкин отъездили на пару — именно с их именами связаны самые громкие победы первой заводской команды. В дальнейшем из «МАЗ-TRT» ушел и Сергей Белько (все это время он оставался водителем Минского «Совавто»), а для Геннадия Драпкина заводские инженеры построили новый уникальный автомобиль, на котором, напомним, было завоевано второе место на дижонском этапе Чемпионата Европы по трак-рейсингу — роковой гонке в истории команды.

     После того, как команду расформировали, Геннадий Драпкин ушел в бизнес: создал свою транспортную компанию, а затем все же вернулся в автоспорт. Сегодня он руководит белорусской частной раллийной командой. И создает новый проект — кольцевую команду… на Украине, главным спонсором которой выступает торговая марка «Фенокс».

     «Кольцо» — это дисциплина автоспорта, в которой, по мнению Геннадия Драпкина, сегодня мог бы достойно проявить себя и МАЗ. И готов оказать автозаводу помощь в создании такого проекта. Безусловные плюсы «кольца», считает гонщик, — это сравнительно небольшие затраты и хороший рекламный потенциал. Только в нынешнем году, заметим, в Европе проходит 10 этапов континентального первенства: в Италии, Испании, Франции, России. Этот — вид спорта у нашей восточной соседки набирает обороты: под Смоленском построено «кольцо» международного уровня. Но при этом, как-то посетовал в одном из своих интервью руководитель Truck Racing Organization (Комиссия грузовых гонок Международной автомобильной федерации) Фабьен Кальве, в европейском трак-рейсинге выступает всего лишь один российский гонщик — Александр Львов. Кстати, сын того самого ленинградца Михаила Львова, водителя «Совавто», для которого в свое время на МАЗе строили одну из первых гоночных машин. Львов-младший выступает за иностранные частные спортивные команды — сначала он ездил на «МАNе», а в этом сезоне дебютировал на «Рено».

     — Сегодня за частными командами на Западе, — развивает тему Геннадий Драпкин, — как правило, стоят крупные автоконцерны (это в 80-е кольцевые гонки на грузовиках еще представляли собой соперничество компаний-перевозчиков — прим. авт.). Пока команда набирает силу, производители автотехники, по большому счету, ничего не теряют: проигрыш — на счету «частника». А вот когда команда начинает выигрывать — вместе с ней выигрывает и автомобильный бренд!

     Кстати, организаторы европейского первенства на грузовиках давно зазывают в «кольцо» и КамАЗ — но тот возвращаться в трак-рейсинг не спешит. На это у КамАЗа есть веские причины, считает Драпкин: в кольцевых гонках у раллийного мастадонта… шансов почти нет.

     Казалось бы, странное заявление о команде, которая вот уже годы не выпускает из рук победный кубок «Дакара». Но причина проста: у Камского завода в ближайшей перспективе нет возможности создать конкурентную машину для кольцевых гонок и получить гарантированный результат. А у МАЗа — есть, поддерживает своего коллегу Сергей Белько.

     …После ухода из команды, а затем и Минского «Сов-авто» потомственный гонщик (его мама Надежда Белько — известная раллийная гонщица) в 1996-м занялся международными грузоперевозками: сначала в роли индивидуального предпринимателя, а потом уже — директора автотранспортной фирмы. Среди других руководителей этого цеха Сергея Леонидовича выделяет то, что как минимум раз в несколько месяцев он сам садится за руль тягача и везет грузы в Западную Европу. И сегодня, уверен, за рулем «трака» будет чувствовать себя, как рыба в воде.

     — Тогда, в конце 80-х, в наш адрес нередко звучало: зачем только тратятся деньги на эти «погонюшки»?! — вспоминает первый гонщик «МАЗ-TRT». — А все очень просто: соревнования нужны были, чтобы показать себя и свою технику. Камский завод вместе с нами участвовал в кольцевых гонках дважды, и скоро понял, что в этом виде не сможет себя проявить. Все дело в том, что изначально «КамАЗ» закладывался как трехосный автомобиль, а кольцевые гонки грузовиков — это состязания двухосных седельных тягачей, которые российский производитель грузовиков начал серийно производить сравнительно недавно. Поэтому с кольцевых гонок КамАЗ ушел в более близкое для себя ралли. И как только начал добиваться там спортивного успеха — выросли и продажи его автомобилей. Сегодня КамАЗ известен в мире, в первую очередь, благодаря победам в «Дакаре». И возвращаться в кольцевые гонки ему нет никакого резона. Иное дело — МАЗ. Перспективы Минского автозавода сегодня одинаковы — что в ралли-рейдах, что в трак-рейсинге.

     Правда, возвращаться в автоспорт — а по сути начинать все сначала — сейчас МАЗу будет труднее, отмечает собеседник: ситуация в автоспорте изменилась, уровень техники возрос многократно, и на одном энтузиазме первым до финиша уже не доедешь. Воли к победе лишь одного механика или гонщика сегодня мало, чтобы получить достойный результат. Нужно гораздо больше: команда инженеров, спортсменов, механиков и менеджеров — и понимание, что спорт, по меньшей мере на первых порах, это приличные траты.

     — Можем ли мы повторить стремительный взлет «МАЗ-ТРТ»? — такой вопрос я задала Сергею Белько на прощанье.

      — Да. Если автозавод решит, что ему это действительно нужно, — последовал ответ.

      Так нужны ли нам победы на международном уровне?..

     …Не хотелось бы повторяться, вновь говоря о маркетинговом значении автоспорта для автомобильных брендов. Приведу разве что один факт: на прошедшем недавно в Минске «Моторшоу» можно было видеть новую разработку Renault Trucks — седельный тягач Premium Renault 460.19 T Truck Racing, «навеянный» победами команды «MKR Technology». Созданная в 2010-м, эта команда, спонсором которой выступил французский автобренд, за какой-то год пробилась в Чемпионы Европы по кольцевым гонкам на грузовиках…

     На мой взгляд, «Дакар» сегодня, безусловно, престижен и интересен МАЗу, — хотя бы потому, что мы намерены укрепиться на очень перспективном рынке Латинской Америки. Но не меньший интерес представляет для нас и европейский «кольцевой» чемпионат. В Европе у МАЗа есть даже сборочные производства, которые сейчас активно «реанимируются». Все большую популярность завоевывают кольцевые гонки и в России — а это самый крупный наш рынок на просторах бывшего СССР. Так что, участие автозавода не только в ралли, но и в «кольце», в конце концов, принесло бы МАЗу свои дивиденды, убедив потенциальных клиентов в том, что белорусский бренд способен делать конкурентные машины. Причем самого разного уровня и назначения.

     Наталья СЧАСТНАЯ
 



версия для печати