Архив новостей
Показать

Главная Новости Архив новостей 2018 5 ЗА КАДРОМ ГОНКИ

ЗА КАДРОМ ГОНКИ

Чтобы команда «МАЗ-СПОРТавто» занимала достойные места в соревнованиях, недостаточно одних только усилий экипажа — за высокими результатами стоит работа всей команды. «У нас лишних людей нет», — уверяет заместитель начальника команды по техническим вопросом Григорий Пацкевич. Мы решили узнать: так ли это, и чем занимаются люди, скрытые от объективов журналистов?

Тяжело объяснить, что испытывает экипаж, когда машина проходит спецучасток. Иногда дорога «избивает» на протяжении 500 км, и на ряду с экипажем, это всё терпит автомобиль. Головой, чувствами осознать, как он это выносит, зная силу ударов, глубину рвов и ям, которые он преодолевает на большой скорости, слыша звуки которые при этом издает — невероятно. Но на бумаге все просчитано, выверены нагрузки и много людей трудится над тем, чтобы спортивный «МАЗ» справился с условиями гонки.

Мы знаем, с чем сталкиваются экипажи на соревнованиях и о самих гонщиках. Но редко рассказываем о тех, кто создает машины, подобных которым нет в мире. И это не просто громкие слова — каждый грузовик действительно уникален по техническим характеристикам, и только людям, создающим спортивные болиды, известно, что находится у них под капотом. А создают этих «титанов» все…

В команде нет ненужных людей, здесь невозможно пересидеть, спрятаться, не выполнив свою работу — это обязательно отразится на гонке. И постоянное развитие автомобилей — неотъемлемая часть результата. А высокие достижения — залог того, что брэнд «МАЗ» будет звучать во всех новостных заголовках. Это и есть главная цель существования команды.

О том, как проходит работа вне соревнований и кто с ней справляется, мы узнавали у человека, который курирует конструкторский отдел, процесс создания машин и поддержание всего автомобильного парка в хорошем техническом состоянии — заместителя начальника команды по техническим вопросам Григория Пацкевича.

«Три кита» команды

Первая машина создавалась силами управления главного конструктора (УГК), и конструкторский отдел «МАЗ-СПОРТавто» — выходцы именно оттуда. Был 2010 год, когда за создание абсолютно незнакомого, спортивного автомобиля взялись энтузиасты, люди, которые раньше занимались только серийными машинами… Первый грузовик весил около 12 тонн — он был очень тяжелый, из-за чего было трудно конкурировать в международных ралли-рейдах.

После создания команды в конце 2010 года, появился в ней и свой конструкторский отдел. Со временем, конструкторы начали ездить на соревнования, наравне с механиками обслуживая автомобили, изучали технику конкурентов, обрели знания о том, с какими нагрузками сталкивается каждая система, каждый узел и деталь автомобиля. В 2011-2012 годах команда начала работать над снижением снаряженной массы автомобиля до более-менее приемлемых 9-9,5 тонн. И с 2013 года наши спортивные грузовики практически вышли на уровне конкурентов, составляющих ТОП-10 грузового зачета.

С того момента глобальных перемен не происходило и продолжается работа по снижению массы: подбираются материалы, подбираются компактные узлы, иногда вовсе отказываются от некоторых систем. Анализируя разные конструкции и испытывая их в соревнованиях, конструкторы оценивают общую работу автомобиля и принимают решение об изменениях.

Задача по созданию и развитию спортивной техники возложена на конструкторский отдел. Здесь работает 5 человек и начальник отдела — Дмитрий Вихренко, по совместительству — штурман экипажа Александра Василевского. Они занимаются как компоновкой автомобиля, разработкой чертежей составных деталей, контролем над их изготовлением, так и отдельными улучшениями, и доработками.

                                                               На фото слева направо: Дмитрий Орабей, Максим Новиков,
                                                                                                    Павел Шмыга, Дмитрий Вихренко, Сергей Белый.

Конечно же, они сотрудничают с УГК и центром перспективных разработок — узнают о мировых технических новинках, которые можно внедрить в спортивный МАЗ. А также делятся накопленной информацией, ведь в «боевых» условиях те или иные проблемы «вылазят» быстрее, чем в серийных автомобилях.

«На гонке конструкторы — обычные механики, — уточняет Григорий Пацкевич. — У конструкторов, работа которых происходит в основном за компьютером, нет никаких преференций. Ребята так же «крутят гайки», выполняют любую работу механика без проблем. Это в команде основное: какую бы должность ты не занимал, должен засучить рукава и выполнять любую работу. Ведь завтра гонка и мы должны быть готовы к старту, и сдаться не имеем права».

Выгодное сотрудничество

Так как все гоночные грузовики несерийные, сборка машин и изготовление оригинальных комплектующих проходит в экспериментальном цеху № 1.

«Нам полезно привлекать опытных специалистов, которые за свою жизнь перебрали большое количество автомобилей и помогают нам решать важные вопросы. Некоторые из них участвовали в соревнованиях еще до того, как была создана команда «МАЗ-СПОРТавто». Петр Орсик, Дмитрий Запорощенко — они участвовали в свое время в трак-триальной команде «МАЗ-Яровит»», — делится Г. Пацкевич.

Петр Орсик и Дмитрий Запорощенко — работники экспериментального цеха. Например, Дмитрий ездил на Дакар еще до появления «МАЗ-СПОРТавто», поэтому при создании спортивного грузовика команда консультировались именно с ним.

                                                               На фото: Пётр Орсик — в центре, 
                                                                             Дмитрий Запорощенко — крайний справа.

Работники этого цеха вместе с командой ездят на соревнования, их опыт и знаниями позволяют решить любую самую сложную проблему за короткое время.

Светлые головы и золотые руки

Поиск новых решений — задача не только конструкторского отдела, но всей команды. Каждый экипаж, и механик, и штурман и, тем более, пилот высказывают пожелания и замечания, а механики предлагают варианты решений.

Группа механиков самая многочисленная — 15 человек. Это бравые парни, которые своими руками собирают, перебирают и совершенствуют спортивные МАЗы, воплощая в жизнь наработки конструкторов. Их задача — постоянная поддержка автомобилей в исправном состоянии. С первого для существования команды «МАЗ-СПОРТавто» ими руководит Дмитрий Боборыко.

Механики совместно с конструкторами выясняют причины возникновения различных неисправностей и поломок и вырабатывают решения по их недопущению в будущем. Они накапливают уникальный опыт, собирая спортивные машины, запоминают нюансы в обслуживании гоночного болида, предлагают решения, позволяющие сократить время ремонта и обслуживания автомобиля.

Иногда маршруты спортивных автомобилей и автомобилей технического сопровождения пересекаются или частично совпадают, в таких местах, как правило, разрешена техническая помощь своим экипажам и можно быстро провести ремонт, обслуживание автомобиля, поменять пробитое колесо или просто передать экипажам холодной воды. В этом случае приходится заранее укомплектовать «техничку», просчитать путь, время выезда с бивуака, чтобы встретится с экипажами.

Григорий Антонович проясняет картину: «Кажется, что если сервис выполнен быстро, то это легко. А когда ты упираешься, много мучаешься, все говорят: «Вот это работает человек». Но на самом деле вы не видите, какая работа для этого была проделана заранее — от сбора информации и подготовки необходимого инвентаря, до синхронизации всех выполняемых задач по времени».

Григорий Пацкевич исполняет обязанности руководителя команды во время соревнований. Координация и организация взаимодействия всех групп команды (группы автомобилей технического сопровождения, группы спортивных автомобилей, медиа группы), взаимодействие с организаторами и другими участниками — это его задачи. По образованию он инженер-механик, заканчивал политехническую академию и работал конструктором, а на соревнования начинал ездить как механик.

                                                               На фото: Григорий Пацкевич — заместитель начальника
                                                                             СК «МАЗ-СПОРТавто» по техническим вопросам
«Бывали гонки, на которых механики по несколько дней находились без полноценного сна (в горизонтальном положении, на раскладушке или спальном мешке). Были моменты, когда машина приезжала поздно ночью, а в 6 утра уже отправляться в путь. И вот невыспавшиеся экипажи выходят из палаток, идут перекусить, а мы прикручиваем последние кронштейны, после чего они сразу уезжают. И пока они едут, мы тоже передвигаемся до следующего бивуака, через 500-600 км. И сидя в трясущейся техничке получалось хоть на какое-то время прикрыть глаза — весь наш сон. 2-3 дня — и уже не важно, в каком положении уснуть. В этом лично для меня весь этот дух ралли-рейдов: в том, что ты все эти дни работаешь на износ», — вспоминает Пацкевич.

«Великолепная четверка»

Есть еще один отдел в команде «МАЗ-СПОРТавто», который по разнородности задач самый насыщенный — они справляются со всем, что не касается создания автомобилей и поддержания их в боевом состоянии. Объем работы нескольких отделов на заводе в рамках команды выполняет, вместе с начальником Алексеем Коробейниковым, всего четыре человека — отдел снабжения и спортивно-технической подготовки.

                                                               На фото: в центре — Алексей Коробейников,
                                                               слева направо — Михаил Черепко, Татьяна Вергейчик, Виктория Макар.

На них возложена вся непроизводственная работа — общение с партнерами, выездные мероприятия, сбор информации для закупок, ведение всех платежей, создание внешнего облика, как грузовиков, так и членов команды и многое другое.

Обновления

«Конкуренты не дремлют, и сейчас мы немного от них отстаем. Понятно, что нам это не нравится, и мы стремимся догонять», — сетует Григорий Пацкевич.

За годы участия в гонках накоплены знания о том, что спустя 2 года «боевого» использования раму нужно обновить. Поэтому после «Дакара-2018» на шасси 
№ 4 (автомобиле А. Вишневского) и шасси № 1 (автомобиле А. Василевского) произвели их плановую замену.

Эта же процедура, а также изменение положение мотора проходит на шасси № 5 (автомобиль С. Вязовича). Эти изменения должны улучшить управляемость и дать преимущество перед прежним вариантом и по техническому уровню вплотную приблизить к конкурентам. Кроме того, шасси № 5 до поездки на «Золото Кагана» в Астрахань, успели свозить на обслуживание мотора в Чехию — это делается после каждой крупной гонки.

Одновременно с этим была проработана новая конфигурация наддува — поставили другой турбокомпрессор и обновили настройки двигателя, и в Астрахани двигатель прошел тест-драйв. В остальном, в Кубке России машина участвовала в старой конфигурации. Автомобиль Вишневского после возвращения с гонки также отправится в Чехию на ребилд мотора, а по прибытии в Минск будет готовиться к «Шелковому пути».

Эпилог

На соревнованиях результат зависит не только от экипажа, но и от того, как машину придумают, соберут, подготовят, доведут до совершенства — от работы всей команды, работы на заводе. А непосредственно на гонке экипаж по бездорожью, в специальных условиях должен правильно воспользоваться этим инструментом.

                                                               На фото слева направо: Андрей Жигулин, Павел Гаранин, Сергей Вязович

Второе место на Дакаре не то, чтобы стало для команды неожиданностью. Объективно зная уровень конкурентов, наши гонщики знали, что высокого результата добиться тяжело, и должно сложиться много звезд, чтобы его показать. Но машины себя показали себя так, как от них ожидали создатели. Надеемся, новые планы будут реализованы так же успешно.



версия для печати