Архив новостей
Показать

Главная Новости Архив новостей 2014 2 ИНТЕРВЬЮ С КОМАНДОЙ «МАЗ-СПОРТавто»

ИНТЕРВЬЮ С КОМАНДОЙ «МАЗ-СПОРТавто»

«Дакар», почти олимпийский марафон автомобильного спорта, становится для команды «МАЗ-СПОРТавто» все более знакомым. По итогам соревнований в этом году лучший из белорусских экипажей стал 11-м, вплотную подтянувшись к десятке лидеров и заставив комментаторов и знатоков автоспорта по всему миру хорошо выучить аббревиатуру Минского автомобильного завода. По ходу гонки белорусский автомобиль не раз оставлял за собой в пыли и непобедимые экипажи КамАЗа, и именитых МАНов и «Ивеко». О том, каким был этот «Дакар» глазами белорусских гонщиков, как не умереть с голоду в южноамериканской пустыне и когда же золотой бедуин — главная награда «Дакара» — покорится белорусам, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказали руководитель команды «МАЗ-СПОРТавто», штурман одного из экипажей Валерий Козловский, а также самый успешный пилот команды на прошедших соревнованиях Сергей Вязович. 

 — Как вы можете оценить результаты «МАЗ-СПОРТавто» на ралли-рейде «Дакар-2014»? Довольны ли сами этими результатами?

В.Козловский: Как руководитель команды очень высоко оцениваю наше выступление. В этом году планировалось, что мы войдем в двадцатку лучших и как можно ближе приблизимся к десятке. И эту установку команда выполнила. Наши экипажи заняли 11-е и 31-е итоговые места. Результат показывает динамику развития: третий год мы участвуем в «Дакаре», и если в 2012 году нашим лучшим результатом было 31-е место, в 2013-м удалось стать 21-ми, то уже в этом году наш лучший результат на рубеже первого и второго десятков. Ежегодно на этих соревнованиях мы прогрессируем в итоговой таблице на десять мест.

     Главное, что ребята продемонстрировали развитие, рост мастерства. Экипажи «МАЗ-СПОРТавто» на отдельных этапах превосходили самых сильных соперников, не раз попадали в десятку сильнейших, на одном из промежуточных этапов экипаж Сергея Вязовича и вовсе стал первым. Все это говорит само за себя. Уверен, потенциал у команды еще очень большой.

    С.Вязович: Это лучшее выступление команды за три года участия в ралли-рейде «Дакар». От этой гонки мы получили большое удовольствие и удовлетворение. Борьба на таком высочайшем уровне позволила команде значительно прибавить, получить опыт. Мы ежедневно выезжали на старт на реально конкурентоспособном автомобиле и вели борьбу с именитыми соперниками. Далеко не все команды могут этого добиться — даже те, которые гораздо более длительное время представлены на таких соревнованиях. Прогресс «МАЗ-СПОРТавто» налицо.

     Но мы уверены, что это не предел. Будем стремиться на следующих соревнованиях подняться в турнирной таблице повыше. Если динамика подтвердится, и мы будем прогрессировать, как делали это три года, то на «Дакаре-2015» будем первыми.

     — Как проявила себя техника? Могут ли белорусские грузовики на равных конкурировать с такими признанными лидерами, как КамАЗ, МАН, «Ивеко»?

    В.Козловский: Гонка доказала надежность нашей техники. Мы можем составлять конкуренцию ведущим мировым производителям автотехники и в том числе сражаться на равных с именитыми соперниками на ралли-рейдах.

     Когда команда только создавалась, у Беларуси совсем не было опыта в создании ралли-рейдовой техники. И конструкторам было очень тяжело. Изначально за основу брались те консультации, которые мы могли получить от коллег, в первую очередь у команды «КамАЗ-Мастер».

     Нашей ошибкой поначалу было то, что хотелось сделать все сразу, мы пытались объять необъятное. Теперь работа выравнивается. Вопросы с модернизацией техники команда решает постепенно. В организации работы нам помогает приобретенный опыт. Мы, конечно, не совсем отказались от консультаций — все знать не возможно, у каждого есть свои новые интересные наработки. Но нашим конструкторам нужно отдать должное: теперь многие вопросы, которые раньше решались только через консультации с кем-то, решаются своими силами. Ребята уже предлагают свои собственные идеи, наработки.

     Команда ощущает серьезную ответственность — мы представляем на международных стартах не только наши экипажи, машины, впущенные на нашем предприятии, но и всю страну в целом. В том числе и поэтому каждый пытается найти в себе дополнительные резервы для того, чтобы показать как можно более высокий результат — это честь нашей страны, это знамя белорусского спорта.

     С.Вязович: Автогонки — это командный вид спорта и он требует комплексного развития. Потому гонку не может выиграть ни отдельный сколь угодно хороший экипаж, пилот или механик, ни самый совершенный автомобиль. Здесь все взаимосвязано.

     Техника на «Дакаре-2014» полностью нас устраивала. На отдельных этапах мы обгоняли всех. У нас очень хорошая машина, своя, разработанная конструкторами завода. Это придает особую гордость за то, что мы в течение уже трех лет можем соперничать с тем же КамАЗом, у которого 23 «Дакара» за спиной. Это же касается и других соперников. Нам это только льстит, а наших соперников должно всерьез настораживать.

     — Как соперники и организаторы «Дакара» отреагировали на успехи белорусов? Ведь вы из темной лошадки превратились в сильного конкурента.

     С.Вязович: Отношение к команде изменилось. И эти изменения были видны во всем, в том числе во внимании организаторов к нашей команде. Расскажу такую историю: после финиша этапов обычно проводятся технические проверки автомобилей. Так вот во время одной из них организаторы даже удостоверились, те ли люди сидят в нашей кабине — попросили снять шлемы и просто сверяли нас по фотографиям. Раньше такого не было. Наверное, не могли поверить, что мы так долго держимся.

     Допинга как такового на подобных соревнованиях не существует, но организаторы проверяют те технические детали, узлы автомобиля, которые ограничены регламентом — это ход подвески, пломбировка и другие технические особенности. Команда заявляет их на старте, и они должны соответствовать этой заявке после финиша.

     Соперники также стали относиться к нам иначе. Когда видели, что по итогам предыдущего этапа мы стартуем раньше них, в основном поддерживали нас: подходили, жали руку, похлопывали по плечу, на каких-то общепонятных жестах нас подбадривали. Поэтому можно сказать, что за МАЗ болели даже соперники.

     — Как в коллективе оценивают выступление молодых участников команды?

    В.Козловский: Мы очень довольны ими, несмотря на то, что один экипаж у нас сошел. Это спорт, и такое случается. Экипаж сражался до конца, прикладывал все усилия для того, чтобы остаться в гонке и показать какой-то результат. Поначалу все шло очень даже неплохо. Ребята с каждым днем наращивали темп. Но случилось так, как случилось. Экипаж, конечно, очень расстроился из-за этого схода, но рук опускать парни не стали: сразу же включились в работу на бивуаке, помогали команде. Поэтому смело могу сказать, что молодо — это не всегда зелено.

     С наилучшей стороны проявил себя и механик Алексей Неверович в экипаже Сергея Вязовича. Несмотря на свой молодой возраст, он очень опытный механик, мы приняли его в экипаж без особого страха. Для него это была первая гонка, и дебют пришелся сразу на «Дакар». Были опасения, связанные с тем, как он выдержит физические нагрузки и сможет ли работать в условиях Южной Америки в боевом режиме. Алексей не подвел, проявил себя как очень грамотный специалист, как человек, который борется за результат.

     Поэтому мы довольны работой нашей молодежи. Они получили бесценный опыт, прошли своеобразное крещение. Надеемся, что это позволит им показывать еще лучшие результаты в дальнейшем.

     — Есть ли в ралли-рейдах понятие честной игры — fair play? Хватает ли места благородству или все думают только об итоговом результате?

     С.Вязович: В пелотоне принято помогать друг другу, если машина попала в аварию. Это даже прописано в правилах, а время, потраченное на оказание помощи, впоследствии компенсируется на финише, и экипаж таким образом ничего не теряет. Если же у соперника происходит какая-то поломка или просто забуксовал автомобиль, то каждый решает сам за себя — останавливаться или нет. Чаще всего это зависит от задач, которые стоят перед командой, а также от каких-то личностных отношений и конкретной ситуации. Наш экипаж шел на результат. «МАЗ-СПОРТавто» — заводская команда, и у нас свои задачи. Команда приехала не на прогулку, это гонка — есть свои установки, нацеленность на результат. При этом в случае серьезной аварии мы бы без сомнений остановились и помогли даже нашим соперникам.

     Впрочем, в этом году нам не довелось никому помочь, прежде всего из-за нашей высокой стартовой позиции. Большинство инцидентов происходили у нас за спиной. Единственная авария, которую мы видели своими глазами, и то постфактум, — это переворот Айрата Мардеева из команды «КамАЗ-Мастер». Но к тому времени, как мы подъехали, российской командой было принято решение его оставить и экипажи уже разъезжались. Мы остановились, штурман их экипажа нам сказал, что помощь не нужна, и мы поехали дальше.

     У каждой команды для таких случаев припасена своя тактика. К примеру, тот же «КамАЗ-Мастер» использует так называемую быструю техничку — экипаж, который оказывает помощь остальным. У остальных экипажей команды свои задачи, они идут на результат и не могут терять время.

     — Сергей, а как вы стали гонщиком команды «МАЗ-СПОРТавто»?

    С.Вязович: Я просто проявил инициативу. На протяжении шести лет я работал заместителем начальника автотранспортного цеха Минского автомобильного завода. А когда узнал о создании команды, стал следить за ее выступлениями. В 2012 году, когда ребята вернулись со своего первого «Дакара», я обратился к руководству команды с просьбой принять меня на место пилота. На тот момент я являлся действующим чемпионом Республики Беларусь по ралли, поэтому автоспорт сам по себе не был для меня чем-то новым. И команда дала мне шанс, возможность попробовать себя в качестве пилота. Как сейчас помню, это была гонка в Ульяновске. С того момента и началась моя карьера.

     — Каким лично для вас стал прошедший «Дакар»? Был ли он легче предыдущего? Чему он вас научил?

     С.Вязович: Мы поняли, что очень многое в таких многодневках зависит от стартовой позиции. А старт происходит по финишу предыдущего дня. Когда впереди нет такого количества автомобилей, то и ехать проще. Они поднимают меньше пыли на участках с песком. Если старт раздельный для грузовиков, то десятки стартуют через три минуты друг от друга. За это время пыль успевает осесть. Если старт смешанный, то скорости у всех приблизительно одинаковые, нет явного преимущества для того, чтобы быстро догнать, обогнать. Все машины идут на определенном расстоянии, и от этого легче. В прошлом году мы сами своей неопытностью создавали себе кучу проблем. В этот раз гонка далась легче — идти в лидирующей группе при сложных условиях на трассе проще. Нет лишних обгонов, лишних препятствий, меньше пыли. Плюс ко всему не было уже какого-то испуга, а была уверенность. Мы знали, как себя вести, знали, как будет вести себя машина, были готовы ко многому. Все-таки тот опыт, который приходит со стартами, дает о себе знать.

     Лично для меня любимыми участками являются узкие извилистые дороги с хорошим покрытием, там, где нужно ехать быстро, на точность. Но таких участков, где я бы чувствовал себя совсем неуверенно, нет. Просто есть излюбленные места, и есть те участки, где нужно отрабатывать надежно и спокойно. В этом году при прохождении трасс у нас не возникало особых проблем. Когда был старт последнего этапа, я даже расстроился. Вроде только вкатились в гонку, а уже финиш. Я бы, наверное, до сих пор ехал и ехал…

     — Что было самым сложным в гонке?

     С.Вязович: Самым сложным было удержать на протяжении последних трех этапов тот темп, который мы набрали, и ту позицию, которую занимали на тот период времени. Мы делали выводы из ошибок и старались не поддаваться эмоциям, поддерживать хорошую скорость. Самое главное — оставаться хладнокровным в любой ситуации и при любой борьбе. В горячке допускаются самые серьезные ошибки, которые могут потом привести к непоправимы последствиям. Как только поддаешься эмоциям — попадаешь в какие-то передряги, и каждая гонка это доказывает. Но если голова всегда на месте, если удается сдерживать свои эмоции, то и результат налицо.

     — Что можете сказать о местных болельщиках в Южной Америке? Почувствовали ли вы местный колорит?

    В.Козловский: Местные жители принимают гонщиков очень радушно. На зрительских зонах на обочинах постоянно много людей. Они приезжают целыми семьями, как на пикник, глазеют на гонщиков, на технику. Болеют очень жарко. В прошлом году у нашей команды был неприятный инцидент: кто-то кинул не то камень, не то бутылку в стекло машины. К счастью, стекло выдержало, и никто не пострадал. В этом году все прошло гладко и спокойно, подобных неприятностей не случилось.

    Сильнее всего местный колорит чувствовался в питании. Еда у них очень своеобразная. Постоянно присутствовали свои нюансы местной кухни, и не всем они пришлись по нраву. К тому же жара, постоянные перегрузки, тряска, ежедневные эмоциональные стрессы. Все это не способствовало пищеварению. Впрочем, на гонку всегда лучше выезжать со свободным желудком. Тем не менее от голода никто всерьез не пострадал. Выдавались сухие пайки, были йогурты, ветчина, чай, кофе. Труднее всего в нашей команде отношения с местной кухней сложились у Сергея Вязовича.

     С.Вязович: Это еще мягко сказано — кроме йогурта я вообще практически ничего не мог есть. Еда настолько своеобразная, что на нее разве что поглазеть можно.

     На каждом этапе организаторы старались нас удивить какими-то особенностями местной кухней. Но белорусу к ним очень трудно приспособиться. Где Беларусь, а где Аргентина? Чего уж говорить, если даже говядина была для нас настоящим деликатесом. После спецучастков вроде и хочется поесть, и сам понимаешь что нужно, а организм еду не воспринимает. Трудно доесть такую маленькую порцию, которой дома кормил бы ребенка. Возможно, это действительно из-за жары или вибраций, но совсем по-другому организм себя чувствовал. И с этим столкнулись в той или иной степени практически все. Мы все больше понимаем, зачем КамАЗ возит с собой полевую кухню.

     — А была ли возможность связаться с родными, передать приветы друзьям?

     В.Козловский: Периодически, когда экипажам предоставлялась возможность ночевать в гостинце, хоть и далеко не в каждой, но был wi-fi. Можно было выйти в Интернет, связаться с родными и близкими, коллегами по работе. Кроме того, связь нам обеспечивал наш партнер — один из операторов мобильной связи в Беларуси. Он предоставлял нам роуминг, но звонить не всегда получалось из-за разницы во времени. Впрочем, как-то находили возможность, общались.

     — Как команда будет готовиться к следующим стартам?

     В.Козловский: Следующий старт для нас — это этап чемпионата России. Он пройдет в апреле в Астраханской области. И подготовку к нему мы уже начали. Пока техника паромом возвращается из Южной Америки, у команды есть возможность обсудить те проблемы, с которыми мы столкнулись на «Дакаре» и которые в конечном счете не дали нам реализовать свой потенциал в полной мере. Теперь мы понимаем, что объективно, исходя из тех результатов, которые были показаны на отдельных этапах, могли рассчитывать на попадание в топ-10. И только какие-то мелкие нюансы, проблемы помешали этому, где-то отодвигали нас назад и привели к тому, что лидирующий экипаж не попал в десятку, а второй экипаж занял только 31-е место. Теперь мы должны учесть ошибки. Машины прибудут только в конце февраля — начале марта, и у нас есть время не только подвести итоги прошлого сезона, но и составить план развития всей команды на будущее. 

     Также будут определены векторы конструкторской работы, предстоит решить вопросы снабжения команды, закупок. По цехам завода будут распределены наши заказы на производство оригинальных запчастей. Что-то будет решено с закупками. Таким образом, мы сэкономим время для того, чтобы провести тренировки перед этапом чемпионата России.

     А времени на тренировки не хватает. Машины модернизируются и зачастую собираются за день-два до отправки на соревнования. Тем не менее мы успевали в прошедшем сезоне проводить и выездные тренировки, и занятия по физической подготовке. Тренировки мы проводили и в Астраханской области, необходимую практику команда получает на этапах чемпионата России. А основных зачетных гонок для «МАЗ-СПОРТавто» две — «Шелковый путь» и «Дакар». Остальные — тренировки в боевом режиме.

     В Беларуси попрактиковаться не всегда удается, за исключением нескольких тренировок неподалеку от Минска. Все упирается в модернизацию и ремонт авто, их подготовку к соревнованиям. Пока команда молодая, техника еще не совершенна, есть куда стремиться. Хочется довести ее до самого высокого уровня. И, конечно, большая ответственность лежит на наших конструкторах, у них действительно сейчас много работы.

    Уверен, что на следующих стартах команда порадует болельщиков еще более упорной борьбой и более высокими результатами. Надеюсь, успехи не заставят себя ждать.

     По материалам БелТА

      Смотреть видео здесь…



версия для печати