Архив новостей
Показать

Главная Новости Архив новостей 2014 1 ИНТЕРВЬЮ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ «МАЗ-СПОРТавто»

ИНТЕРВЬЮ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ «МАЗ-СПОРТавто»

Белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» приблизилась к лидерам мировых ралли-рейдов. По чистой скорости МАЗы могли дать фору именитым экипажам из Tatra и MAN. Причем основными препятствиями для белорусов стали вовсе не горные перевалы, барханы или валуны — куда тяжелее было переносить аномальную жару и плохую видимость из-за поднимаемой другими экипажами пыли. Пилот Сергей Вязович и куратор команды Дмитрий Короткевич подвели для abw.by итоги гонки.

 — Впервые белорусы заняли столь высокие места на «Дакаре», но вместе с тем не сумели пробиться в первую десятку. Сергей, как вы сами оцениваете результаты гонки?

    — Только положительно. Нам удалось показать хорошую скорость. Конечно, хотелось попасть в первую десятку, но не сложилось. В целом растет уровень команды, экипажей. Нам удается демонстрировать стабильно высокие результаты на протяжении нескольких этапов подряд.



    — А вы уже ощущаете, что можете на равных соревноваться с именитыми камазовскими гонщиками?

    — До конца, может быть, этого еще не ощущаю. Но факт остается фактом: мы их уже опережаем на отдельных отрезках. Им придется к этому привыкать.

    — Что создавало основные проблемы во время гонки?

    — Основные преграды – жара и пыль, которая заставляет сбавлять скорость. Особенно это было характерно для этапов, где грузовики ехали вместе с джипами. Джипы на многих отрезках дорог быстрее грузовиков и по максимальной скорости, и по легкости преодоления преград. И когда они едут впереди, то поднимают столбы пыли и тем самым заставляют тебя либо рисковать, либо снижать скорость.

    Самая опасная езда – в пыли, поскольку видимость ограничена. Когда дорогу можно хорошо разглядеть, то проблем не возникает. Хотя многие соперники и в пыли едут быстро. Пока мы не понимаем, то ли они рассчитывают на удачу, то ли ориентируются по каким-то приборам.


   — Насколько сложной была трасса нынешнего «Дакара»?

   — Трасса нынешнего «Дакара» была самой сложной и длинной. Каждый этап представлял собой либо новое покрытие, либо их сочетание. Например, камни и горы. Или же камни, горы и песок. Были и скоростные дороги. Если на прошлом «Дакаре» было несколько однотипных этапов, то в этом году – сплошь смешанные рельефы и дороги. Каждый раз приходилось сначала подстраиваться под дорогу и только после этого выбирать темп движения.

   — И все это в условиях аномальной жары?

   — На некоторых спецучастках, в том числе пятого этапа, ветра не было, а жара стояла невыносимая. Автомобиль грелся, люди чувствовали себя как в парилке.

   — Как вы спасались от высокой температуры?

   — Все достаточно просто: пили много воды. Реально приходилось терпеть. Каждый день мы брали с собой 30-40 литров воды. Треть из них расходовали во время заезда.

   — Что, на ваш взгляд, нужно изменить к лучшему в автомобиле к следующей гонке?

   — В принципе я бы не сказал, что автомобилю нужны кардинальные изменения. Мне бы хотелось узнать пределы возможностей боевой машины. На гонке такого уровня это делать не имеет смысла, поскольку можно просто не доехать до финиша. А вот на российских ралли хотелось бы на 100 процентов исчерпать потенциал автомобиля. Это позволит показать еще лучший результат на следующем «Дакаре».

   — Возможно, вы не раз задумывались о кондиционере в салоне автомобиля?

   — Команда уже думает об установке системы кондиционирования в салонах грузовиков. Но не все так просто. Основная проблема – как «запитать» привод кондиционера, чтобы, если он выйдет из строя, это не повлияло на работу других агрегатов.

   — Команды таких известных производителей, как Mercedes, DAF и Renault, не добиваются высоких результатов на «Дакаре». Чем это можно объяснить?

   — «Мерседесы» в основном едут в классе пониже, соответственно с меньшим объемом двигателя. Кроме того, они, возможно, и не ставят себе такой цели. Наконец, нужно учесть уровень подготовки. Ведь даже команды Tatra и MAN, у которых стоит цель победить, в этом году по чистой скорости нам проигрывали. Хотя в их экипажах есть опытные гонщики, в том числе призеры и победители «Дакара». Видимо, мы преуспели в подготовке техники и экипажей. Это было очевидно еще на «Шелковом пути», на котором мы практически не отставали от команды «КАМАЗ-Мастер» – мирового лидера ралли-рейдов.

   — Сейчас экипажи во время гонки ночуют в гостиницах. Может, было бы удобнее возить с собой автодома?

   — Автодома, конечно, экономят время на отдых. Но решение остается за руководством команды. Можно отдыхать и в гостиницах, но только когда финишируешь без проблем.

    — Высыпаться хоть удавалось?

    — В принципе удавалось. Поскольку мы показывали хороший результат на спецучастках и часто приезжали к финишу в первой десятке, то времени на отдых оставалось достаточно. Такого недосыпа, как в прошлом году, мы не испытывали. Было время помыться, покушать и поспать.

    — С другими командами во время ралли поддерживали дружеские отношения?

    — У нас давно сложились неплохие отношения с экипажами команд «КАМАЗ-Мастер» и Tatra. Хотя все участники стараются себя вести корректно. Откровенной грубости мы не наблюдали и сами старались вести себя деликатно.

Куратор спортивной команды «МАЗ-СПОРТавто», заместитель коммерческого директора ОАО «МАЗ» Дмитрий Короткевич, рассказал нам о выводах, проблемах, маршруте, конкурентах и грузовиках на продажу.

 — Как вы оцениваете результаты участия белорусов в «Дакаре-2014»?

 — Из года в год мы прибавляем. Возможно, это покажется странным, но с каждым разом мы перешагиваем через 10 позиций. Команда прогрессируют, как мы и планировали. В следующем году мы намерены выйти если не на пьедестал, то рядом с ним. Нашей задачей на «Дакар-2015» будет попасть в первую пятерку в зачете грузовиков. Пока все идет так, как мы хотели.

    Наша команда успешно выступает не только «Дакаре». Мы были на подиуме на российском ралли-рейде «Шелковый путь», соответственно в этом году рассчитываем на столь же высокий результат.

    В целом технику будем совершенствовать, технические ошибки — исправлять. В следующем году нам будет значительно проще.

    — Белорусские экипажи нередко оказывались в числе лидеров на скоростных участках, но пока не подобрались к призовым местам. Чего не хватает команде, чтобы ехать быстрее камазовских гонщиков?

   — Наверное, все-таки не хватает такого большого опыта, который накопила команда «КАМАЗ-Мастер», и выдержки. Ну и конечно, нужно постоянно совершенствовать технику.

    — Белорусские грузовики на пятом этапе с трудом финишировали из-за проблем с топливной системой. Какие выводы вы для себя сделали по итогам ралли?

    — Во-первых, надо более тщательно обкатывать технику в Минске. Надо признать: техника была недостаточно обкатана, поэтому некоторые проблемы и дали о себе знать во время гонки. Но эта «болезнь» ежегодно нас преследует. Не хватило буквально двух-трех дней, чтобы завершить все процессы. Все делали в последний момент.

    — Будете ли отказываться от алюминиевых баков, из-за повреждения которых экипажи потеряли около пяти часов?

    — Ни в коем случае. Просто будет ужесточен контроль за их изготовлением. Будем следить за тем, чтобы все было сделано как положено. Кроме того, слегка изменим структуру баков.

    Сегодня 90 процентов команд ездит с алюминиевыми баками. Но, как оказалось, они весьма уязвимы к вибрациям, перепаду давления. Наши грузовики проехали с ними несколько этапов в России — никаких вопросов не было. А в условиях высокогорья и постоянной тряски — проявили себя с неожиданной стороны. Но этот опыт позволит нам развиваться еще быстрее.


    — Как обстояли дела с двигателями МАЗов во время ралли?

    — Серьезные проблемы с двигателем возникли только у «быстрой технички». Дело в том, что этот двигатель был собран буквально за неделю, соответственно оказался недостаточно обкатан — просто не хватило времени. Был бы нормально обкатан двигатель, были бы нормально подтянуты головки к блоку цилиндра — неприятностей бы не произошло.

    Что касается остальных двигателей, то перегревы в условиях высокогорья и при повышенных нагрузках ожидаемы. У всех экипажей, которые участвовали в ралли-рейде, грелись двигатели — ничего здесь нет сверхординарного. Все кипят, все греются, просто надо вовремя остановиться, где-то сбросить скорость.

    Во всем важен опыт. На своем первом «Дакаре» мы поехали на перевал, причем даже не в режиме гонки, и все машины стали на высоте 4500 метров над уровнем моря. Моторы перегрелись — автомобили остановились. Надо правильно подбирать стиль езды в зависимости от текущего состояния автомобиля.

    — Насколько сложным оказался маршрут нынешнего «Дакара»?

    — Это был один из самых сложных маршрутов. Было значительно тяжелее, чем в прошлые годы. Организаторы приняли критику и постарались сделать так, чтобы «Дакар» был серьезной гонкой, а не легкой прогулкой. Поэтому-то на первых четырех этапах с ралли сошли около 30 процентов экипажей.

    — Команды таких известных производителей, как Mercedes и DAF, не добились особого успеха, оставшись далеко позади МАЗа Сергея Вязовича. На ваш взгляд, с чем связаны их невысокие результаты в ралли-рейде?

   — На «Дакаре» многое зависит не от известности мирового производителя, а от возможностей и профессионализма команды, в том числе от готовности механиков быстро обслуживать и своевременно выводить технику на старт. Нельзя сказать, что какие-то марки плохие, ведь все автомобили ломаются. Поймите, абсолютно надежной техники не бывает. Если вечером прогуляться по бивуаку, то можно увидеть, что все автомобили перебираются, перекручиваются и перенастраиваются.


   Секрет успеха на «Дакаре» во многом кроется в возможности оперативного ремонта гоночных автомобилей. Команда, которая лучше организована и имеет больший опыт, в итоге и побеждает.

   — Чем отличаются грузовики МАЗ от гоночных автомобилей других производителей, участвующих на «Дакаре» в классе грузовиков?

   — По своим эксплуатационным характеристикам грузовики практически идентичны. В чем-то мы лучше, в чем-то — они. В целом мы находимся на одном техническом уровне.

   — Недавно стало известно, что МАЗ готов собирать спортивные грузовики для заказчиков за 250-300 тысяч евро. Такие предложения уже поступали?

   — На днях позвонил известный российский гонщик, чтобы заказать спортивный грузовик. Вскоре он приедет в Минске заключать контракт. Так что процесс уже запущен.

   — Помимо самого грузовика «МАЗ-СПОРТавто» также может обеспечить техническую поддержку во время гонки?

   — Это традиционный подход — так поступает КАМАЗ. Они не просто продают грузовик, но и осуществляют его техническую поддержку на всех этапах ралли-рейдов.

   — Участие в «Дакаре» также можно рассматривать как инструмент увеличения продаж обычных грузовиков…

  — За гонкой наблюдают представители многих предприятий — потенциальных покупателей грузовой автотехники. КАМАЗ того и добивался от ралли-рейда, чтобы марка была узнаваемой.

    Наше участие в «Дакаре» тоже начинает приносить свои плоды. Так, за последнее три года, которые команда участвует в соревнованиях, на Минском автозаводе в более чем пять раз вырос экспорт грузовиков в страны Южной Америки, в том числе в Венесуэлу, Колумбию и Эквадор. Я думаю, что здесь можно провести параллели. Так что участие команды «МАЗ-СПОРТавто» в «Дакаре» способствует росту продаж белорусской грузовой автотехники.

    — Учитывая проблемы с «быстрой техничкой», изменится ли стратегия команды на следующий «Дакар»?

    — Стратегия останется прежней: в гонке примут участие два основных экипажа и «быстрая техничка», которая на нынешнем «Дакаре», к сожалению, не финишировала по техническим причинам. Мы проведем все необходимые регламентные работы, автомобиль пройдет обкатку. Кстати, после того, как экипаж снялся с гонки, он шел по трассе «ассистанс», проехав все 9 тысяч километров. В итоге двигатель пришел в свое нормальное состояние, все головки блока цилиндров и прокладки приработались, проблемы с мотором исчезли.


    На «Шелковом пути» экипаж будет выступать как полноценная «быстрая техничка».

    — Какую роль сыграли средства связи во время гонки?

   — Огромную роль. Нам очень помогла бесплатная мобильная связь от технического партнера оператора velcom. Команда постоянно находилась в онлайн-роуминге, чтобы отслеживать перемещение экипажей на виртуальной карте организаторов. Информация о технических проблемах от экипажей также поступала по GSM-сети. При этом спутниковые телефоны практически не задействовали, поскольку это не очень удобно. Если откровенно, то мы бы потеряли гораздо больше зачетного времени, если бы не было качественной мобильной связи.

   — Нынешний «Дакар» проходил в условиях аномальной жары, особенно в Аргентине. Как ее переносили участники команды?

   — Действительно, жара в Аргентине была аномальная. Представьте себе: на трассе температура воздуха достигала 59 градусов. В прошлые годы такого не было. Нам даже пришлось приобрести термоизолированную емкость для питьевой воды. Постоянно покупали лед на заправках, старались больше пить, долго не находиться под открытым солнцем. В общем, спасались как могли. Хотя, когда живешь гонкой, многое отходит на второй план. По крайней мере, небольшой дискомфорт все перенесли по-спартански.

   — Спасибо команде за выступление на «Дакаре». Мы с волнением следили за нашими экипажами. Удачного возвращения домой!

    Андрей ОРЛОВ
    ABW.BY



версия для печати