Главная Новости Газета "АВТОЗАВОДЕЦ" 2020 2 На смену МАЗ 171

На смену МАЗ 171

В конце прошлого месяца в украинском международном аэропорту «Борисполь» состоялась презентация новинки Минского автозавода — автобуса второго поколения для обслуживания аэропортов МАЗ 271. Он вызвал неподдельный интерес у участников мероприятия, и подтверждение этого — заказ на 6 единиц перронного автобуса «МАЗ». Кроме того, нашей новинкой заинтересовались не только в Украине, но и в ряде других стран.

  

МАЗ 271 пришел на смену хорошо известной 171-й модели наших автобусов. Она была представлена в белорусской столице в январе 2005 года на выставке, посвященной Дню белорусской науки, которая проходила на территории Минского моторного завода. С начала серийного производства и до настоящего времени 171-й выпускался почти в неизменном виде. И вполне объяснимо, что возникла необходимость в его замене на более современную модель.

По словам главного конструктора по автобусной технике ОАО «МАЗ» Юрия Сырокваша, когда создавался МАЗ 171, аэропорты не располагали такими финансовыми возможностями, как сейчас. Поэтому ставка была сделана на более дешевую модель, которая при этом соответствовала бы всем необходимым мировым требованиям и стандартам.

«Такой наш маркетинговый расчет оправдался, — считает Юрий Дмитриевич. — Но время идет, авиаперевозок становится больше, и аэропортам уже требуется более современная техника. Сегодня потенциальные потребители стали требовательнее и к внешнему виду, и к системам кондиционирования, отопления и пр. Поэтому пришло время модернизировать наш автобус и сделать шаг вперед».

А в результате получился настоящий прыжок. «Практически неизменными в новой модели по сравнению с МАЗ 171 остались только габариты, в остальном — это совершенно иная машина, — говорит Ю. Сырокваш. — Новый автобус имеет другой двигатель, коробку передач, мосты, подвеску, систему кондиционирования, вентиляцию, салон, в нем иная расстановка сидений для пассажиров и т.д.».

Таким образом, с предшествующей моделью у МАЗ 271 практически нет никакой унификации. К слову, дизайн разрабатывал РКЦ машиностроительного профиля ГНУ «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси».

По словам главного конструктора СГКА Минского автозавода, к созданию перронного автобуса нового поколения на предприятии приступили лишь три года назад, хотя сама идея родилась значительно раньше. Вначале разрабатывались отдельные узлы и агрегаты, которые проходили стендовые испытания на заводе. Затем последовала необходимая подготовка производства по материалам и оснастке. А в конце 2019 года на МАЗе приступили к сборке опытного образца — на это потребовалось полгода.

В результате появилась почти пятнадцатиметровая модель с двустворчатыми дверями (по три с каждой стороны), вместимостью до 112 пассажиров и с количеством сидячих мест 8 и 14. На автобусе установлен 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель OM 926 LA экологического уровня Euro-5 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха с мощностью 238 л.с. и гидромеханической автоматической 6-ступенчатой коробкой передач Allison T270. Автотранспортное средство соответствует всем необходимым требованиям.

     

«Перронный «МАЗ» не является автобусом, определяющим наши объемы производства. Он выпускается малыми сериями и под заказ, поэтому автобус нового поколения создавался по остаточному принципу, если можно так сказать. Но спрос на него есть. По аналогии с МАЗ 171 мы рассчитываем, что поставки 271-го будут осуществляться не только в страны СНГ, но и в дальнее зарубежье», — поделился планами главный конструктор по автобусной технике Минского автозавода Ю. Сырокваш.

Насколько реальны эти прогнозы, мы решили узнать в управлении продаж пассажирской техники ОАО «МАЗ». Там подтвердили, что после того, как новинка Минского автозавода впервые была презентована в Борисполе, уже заключен контракт на поставку 6 единиц в этот аэропорт.

Кроме того, с 5 по 6 февраля 2020 года в Москве проходила VII национальная выставка и форум инфраструктуры гражданской авиации NAIS — крупнейшее отраслевое мероприятие для профессионалов, задействованных в развитии и модернизации маршрутных сетей и инфраструктуры гражданской авиации. Оно проводится ежегодно при поддержке и участии Министерства транспорта РФ, Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) и других отраслевых ведомств и приурочено ко Дню работника гражданской авиации. Среди участников также были производители и поставщики, представляющие свои инновации и технологии для развития аэропортов и авиакомпаний: оборудование для пассажирских и грузовых терминалов, наземную технику и оборудование для аэродромов, решения в области IT и безопасности, для строительства и реконструкции.

Для ознакомления участников и гостей выставки со специализированными автобусами для аэродромов МАЗ 171 и МАЗ 271 Минский автозавод представил на своем фирменном стенде масштабные модели этих машин. Как отметили в УППТ, во время выставки NAIS наш стенд посетил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько, а также представители аэропортов, авиационных и логистических компаний. Потенциальные потребители интересовались техническими характеристиками нового перронного автобуса, его стоимостью, а также возможностью протестировать новинку Минского автозавода в своем аэропорту. В частности, Краснодар выразил заинтересованность в опытной эксплуатации нового перронного автобуса. Из новых потенциальных клиентов интерес к МАЗ 271 проявили представители ведущего российского холдинга «Аэропорты регионов», аэропорты «Геленджик» (Краснодарский край) и «Шымкент» (Казахстан).

В управлении продаж подчеркнули, что не пропадает спрос и на перронный автобус первого поколения. На текущий год планируется поставка 18 единиц МАЗ 171 в различные аэропорты. Из них, по предварительной договоренности, по 2 отправятся в аэропорт «Кольцово» (Екатеринбург), «Храброво» (Калининград), Салехард, Анапу. По 1 планируют приобрести Сочи, Мурманск, Минеральные Воды, АО «Надымское авиапредприятие» и др.

Вообще с момента выхода на рынок первого перронного автобуса Минского автозавода МАЗ 171 он уже эксплуатируется в аэропортах Минска, Белгорода, Нижневартовска, Новосибирска, Салехарда, Симферополя, Самары, Волгограда, Барнаула, Краснодара, Читы, Якутска, Иркутска, Сочи, Южно-Сахалинска, Тюмени, Казани, Кишинева, Баку и др. Следует отметить, что в свое время Минский автозавод стал третьей компанией в мире (наряду с Neoplan и Cobus) и первой в СНГ по производству специализированных перронных автобусов. И сегодня производителей пассажирской техники такого класса можно пересчитать по пальцам. Однако перронные автобусы «МАЗ» и ранее, и теперь — уже с более высоким уровнем комфорта, в ценовом диапазоне выглядят наиболее выгодно на фоне конкурентов.

Ирина МЯСНИКОВА

Выпуск № 6 от 21 февраля 2020 г.



версия для печати