Главная Новости Газета "АВТОЗАВОДЕЦ" 2020 1 КЗТШ: «Ни «МАЗ», ни «БелАЗ» не поедут без нас!»

КЗТШ: «Ни «МАЗ», ни «БелАЗ» не поедут без нас!»

Мы вновь продолжаем знакомить наших читателей с заводами холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», каждый из которых играет свою персональную роль в выпуске многообразной продукции, без которой немыслимо создание наших «МАЗов». Сегодня мы расскажем о нашем довольно близком соседе по Минской области, расположенном в славном городе Жодино (известном еще и своими «БелАЗами») — Кузнечном заводе тяжелых штамповок. А гидом по своему предприятию согласился стать заместитель директора ОАО «КЗТШ» по идеологической работе и социальным вопросам Анар Алиевич Мурадов.

Главный идеолог предприятия сразу же подчеркнул, что открытое акционерное общество «Кузнечный завод тяжелых штамповок», входящий в состав холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», играет одну из ключевых ролей в отечественном машиностроении. Завод вот уже 38 лет обеспечивает заготовками, узлами и деталями практически все предприятия машиностроительного комплекса Беларуси. Основной потребитель продукции КЗТШ — Минский автозавод.

Заводской фасад

Примечательно, что рассказ про свое предприятие зам. директора начал с лирического отступления: «Еще в Древнем Риме в ходу было выражение «Faber est suae quisque fortunae» — «Каждый сам кузнец своей судьбы». История ОАО «Кузнечный завод тяжелых штамповок» (КЗТШ) как нельзя лучше доказывает верность этого изречения, уверен А. Мурадов. Предприятие, созданное еще в советские времена и имевшее стратегическую важность для всего СССР, после распада сверхдержавы оказалось, что называется, на грани выживания. Однако, огромное трудолюбие и неподдельный героизм коллектива КЗТШ, управленческий талант и дальновидность его руководства (а в настоящее время предприятие возглавляет Виталий Александрович Бубелев) позволили заводу не только удержаться на плаву, но и выйти на новый виток развития и освоить выпуск таких изделий, для характеристики которых часто применяется слово «уникальный».

Директор КЗТШ Виталий Александрович БУБЕЛЕВ

Причем уникальны многие виды продукции ОАО КЗТШ не только для Беларуси — им нет аналогов на всем постсоветском пространстве! — с гордостью сообщил Анар Мурадов.

— Когда мы говорим об экспортном потенциале Республики Беларусь, как-то сразу вспоминаются такие промышленные гиганты, как МАЗ, БелАЗ, МТЗ… Но, мало кто задумывается о том, что в машиностроении успех конечного брэнда во многом зависит от качества комплектующих. Ведь ни одно из этих предприятий не может обойтись без заготовительного производства, а организация собственного кузнечного производства сопряжена с целым рядом проблем: с необходимостью закупки дорогостоящих машин, строительства новых корпусов, чтобы защитить высокоточное оборудование от вибрации. Сегодня ОАО «КЗТШ» обеспечивает заготовками, узлами и деталями не только названные предприятия, в число постоянных потребителей его продукции входят МЗКТ, Минский моторный завод, Могилевский завод «Трансмаш», Минский завод шестерен, Барановичский и Гродненский автоагрегатные заводы, «Амкодор», «Гомсельмаш», Белорусская железная дорога, Мозырский машиностроительный завод.

Поэтому на заводе шутят: «Ни «МАЗ», ни «БелАЗ» не поедут без нас!» Хотя, по сути своей, считает зам. директора по идеологии, эта шутка — чистая правда. Достаточно сказать, что Кузнечный завод тяжелых штамповок — единственное предприятие в СНГ, производящее ободья для автомобилей «БелАЗ» грузоподъемностью от 40 до 240 тонн, здесь же производится фактически вся нижняя часть семейства автомобилей «МАЗ»: лонжероны, картеры заднего моста, балки передней оси, чашки, цапфы, шестерни.

Главной специализацией ОАО «Кузнечный завод тяжелых штамповок», его своеобразной визитной карточкой, уточнил Анар Алиевич, являются изготовление поковок и штамповок из сортового проката массой до 200 кг, штамповка на кривошипно-горячештамповочных прессах, штамповочных молотах, молотах свободной ковки с последующей термообработкой, очисткой и механической обработкой. Номенклатура выпускаемых ОАО КЗТШ изделий превышает 2500 наименований. Приятно, что завод не останавливается на достигнутом, постоянно развивается, разрабатывая и осваивая новые виды продукции.

Со слов зам. директора по идеологической работе и социальным вопросам также стало известно, что на предприятии ведется глобальная политика непрерывной модернизации технологического оборудования. Здесь взят уверенный курс на техническое перевооружение цехов и участков, внедрение новейших методов автоматизированного проектирования. Наш «гид» с гордостью отметил, что для выпуска продукции на заводе имеется уникальное оборудование. Это линии на базе паро-воздушных штамповочных молотов, гибочные машины, калибровочные прессы, а также комплексы оборудования и станки с ЧПУ. Здесь есть такие машины и оборудование, которых в Республике Беларусь нет или насчитываются единицы. Закуплены новые станки в механосборочный цех. Роботизировано сварочное оборудование в цехе колес, что позволило автоматизировать процесс сварки и улучшить качество сварных соединений получаемых деталей, повысить производительность труда. Появился новый роботизированный наплавочный комплекс для инструментально-штампового хозяйства. Модернизирован заготовительный участок кузнечного корпуса, приобретены современные отрезные станки. Проведена модернизация стыкосварочной машины, что позволило выйти на новый уровень в производстве ободьев «БелАЗ». Закуплена новая установка для дробеочистки «AGTOS». За счет приобретения высокопроизводительного оборудования и изменения технологий на КЗТШ увеличили выпуск фланцев трубопроводной арматуры в объеме до 560 тонн в месяц.

Зам. директора также подчеркнул, что ОАО «КЗТШ» ориентируется не только на отечественный рынок, его продукция востребована и за рубежом, в первую очередь, в Российской Федерации и Германии. На экспорт идут заготовки и готовые детали, которые соответствуют всем европейским нормам качества.

«Здесь, на Кузнечном заводе тяжелых штамповок, чувствуется тяжелое дыхание металла, — сделал лиричное отступление в своем рассказе о родном предприятии Анар Мурадов. — Человеческий интеллект, его воля и разум тут сошлись в едином действе с металлом и огнем. Но, как не похож он, современный кузнец, на своих предшественников! На его службе не простой молот, олицетворение труда, вошедший когда-то в герб великой державы, а умные могучие машины, с помощью которых он мгновенно может изготовить самую сложную деталь. Под действием огня и молота металл обретает новую форму, рождается в новом качестве. А точнее, в том качестве, которое определено ему человеком. Когда смотришь на этот процесс, он неизменно завораживает…»

Познакомил идеолог КЗТШ и с приятной новостью: недавно одно из ведущих подразделений завода, его кузнечный цех, отпраздновал свой 35-летний юбилей, с чем его от имени всех автозаводцев, конечно же, от души поздравляем! Официальная дата создания кузнечного цеха ОАО «КЗТШ» — 3 сентября 1984 года, а первая поковка была получена в декабре того же года, 35 лет назад. Новый цех оснастили уникальным по тем, да и по теперешним временам оборудованием. Проектная мощность тогда составляла до 13 тысяч тонн изделий в год. Сегодня в месяц только поковок кузнецы выпускают более 1500 тонн! И это — при неполной загруженности предприятия...

Но, согласитесь, современное кузнечное производство — это не только ковка-штамповка. Прежде всего, это новые технологии, позволяющие добиваться экономии дорогостоящего металла, энергоносителей и улучшать качество обрабатываемых изделий. Большое количество поковок тут получают по новой передовой технологии — методом выдавливания.

Хотя, безусловно, любое оборудование, даже самое «умное», нуждается в опытной руке мастера. Сегодня в кузнечном корпусе КЗТШ трудится свыше 200 человек. На опыте и знаниях многих из них и держится предприятие. Причем на КЗТШ очень четко прослеживается преемственность поколений, подчеркивает наш «гид». Руководство поддерживает разумный баланс — сочетает опыт и молодость. Когда на завод приходит молодой специалист, его закрепляют за опытным сотрудником. В каждом цехе есть куратор, который следит за молодежью, проверяет их работу, дает советы и рекомендации.

Профсоюзный комитет предприятия также хорошо знает свое дело, не сомневается Анар Алиевич, все социальные гарантии заводчан прописаны в коллективном договоре. И оздоровление — один из пунктов этого договора. Своих санаториев у ОАО «КЗТШ» нет, но если работник покупает путевку в санаторий, профсоюз возмещает ему 50 % от стоимости. Заботятся и о детях сотрудников — все ребята имеют возможность поехать в оздоровительный лагерь.

Не забывают на заводе и о досуге своих сотрудников. На территории предприятия есть свой ФОК и спортзал, где можно поиграть в городки, теннис, дартс. Каждый год проводится спартакиада по различным видам спорта — волейболу, футболу, баскетболу и т. д. Участвуют жодинские кузнецы и в городских соревнованиях.

Поездки и экскурсии, организованные в ОАО «КЗТШ», исчисляются километрами и не ограничиваются нашей страной. На заводе имеется и свой клуб с большим залом для проведения мероприятий. Кстати, именно там совсем недавно заводчане и проводили свои новогодние огоньки.

В заключение исчерпывающей «экскурсии» по жодинскому заводу нашего холдинга зам. директора по идеологической работе и социальным вопросам обобщил: «Кузнечный завод тяжелых штамповок с уверенностью и оптимизмом смотрит в будущее, и подтверждением этому служат высокая квалификация и добросовестное отношение к работе каждого члена коллектива».

Пожелаем же жодинским кузнецам КЗТШ больших производственных успехов и достижений в новом году, а также верности избранному пути в нашей большой автозаводской семье!

Олеся МИХАЛЕНКО

Фото предоставлено ОАО «КЗТШ»

Выпуск №1 от 17 января 2020 года

 



версия для печати