Архив новостей
Показать

Главная Новости Газета "АВТОЗАВОДЕЦ" 2020 1 В поиске новых решений

В поиске новых решений

И снова мы знакомим наших читателей с подразделениями. На сей раз – с лабораторией сварки и сварных узлов отдела сварки УГТ, о которой по большей части заводчане периодически слышат во время конкурсов профессионального мастерства электросварщиков (под эгидой заводского профсоюза), которая и готовит всё для конкурса и самих профессионалов.

Мы в гостях у руководителя подразделения – Кирилла Коваля, к которому обратились с интересующими нас вопросами.

 

-- Кирилл Владимирович, немного об истории лаборатории сварки при УГТ, когда образовалась, кто был ее первым руководителем?

-- Образовалась наша лаборатория в начале 70-х годов прошлого века, тогда она входила в состав ЦЗЛ (центральной заводской лаборатории). Одним из первых этим подразделением руководил Старовойтов Виктор Васильевич. Сейчас лаборатория сварки и сварных узлов отдела сварки является подразделением управления главного технолога. Начальник отдела -- главный сварщик Сокольчик Дмитрий Александрович. В лаборатории сварки работает пять специалистов по сварке и электросварщик. Сама лаборатория базируется в цехе запчастей и занимает четыре кабинета на двух этажах, здесь имеются два сварочных поста, машина для контактной сварки, машина для рельефной сварки и прочее оборудование.

-- Познакомьте, пожалуйста, с функциями и задачами вашего подразделения…

-- Основными задачами лаборатории являются проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ, направленных на повышение производительности труда, улучшение качества выпускаемой продукции. А также внедрение нового сварочного оборудования и передовых технологических процессов сварки, наплавки и резки.

Функции наши таковы: оказываем помощь цехам ОАО «МАЗ» в отладке действующего и внедрении нового сварочного оборудования в освоении новых технологических процессов сварки. Производим проверку технологических свойств сварочных электродов и проволоки, закупаемой на завод. Оказываем помощь цехам общества и отделу технического обучения управления кадров в повышении квалификации сварщиков (обучаем сварщиков). Выявляем также причины брака при производстве сварных конструкций и разрабатываем способы их устранения. Работники лаборатории на постоянной основе проводят контроль наладки сварочных подвесных контактных машин в ЦСиОК. Это вызвано повышающимися требованиями к сварке кабины автомобиля «МАЗ». Управление контроля качества постоянно сотрудничает с нашей лабораторией в вопросах надежности сварных конструкций автомобилей МАЗ, и в самом важном вопросе – определении причин выхода из строя отдельных узлов и деталей в период гарантийного обслуживания эксплуатируемы машин и планировании работ по недопущению и выявлению дефектов изделий еще в процессе производства.

-- В каких изысканиях ваши специалисты принимали участие в прошлом году?

-- Наша лаборатория участвовала в мероприятиях по производству, сборке и сварке экспериментального автобуса МАЗ 303 из новых сталей (сварка в смеси защитных газов аргон+кислород). Замечу, что каждый год наши специалисты участвуют в подготовке сварщиков и принимают участие в Республиканском конкурсе сварщиков. На производствах МАЗа работает более 400 сварщиков, поэтому это одна из основных заводских профессии. Ежегодно на Минском автозаводе проводится конкурс сварщиков, из лучших работников по профессии отбираются сварщики на Республиканский конкурс. Перед республиканским состязанием с победителями заводского конкурса инженеры лаборатории проводят занятия по теоретической подготовке. Это работа выполняется на основе вопросников уже прошедших конкурсов, для закрепления теоретических знаний наших сварщиков. Участие наших сварщиков в Республиканском конкурсе позволяет определить уровень подготовки работников данной профессии и выбирать основное направление будущей теоретической и практической учебы.

-- Были ли в истории лаборатории настоящие научные открытия?

-- Открытие – это, пожалуй, слишком громко сказано. А вот работы, за которые были получены два белорусских и два российских патента, были проведены. При выполнении задач по улучшению качества сварки в цехе передних осей требовалось повысить прочность сварного соединения грузика с тормозным барабаном. Занимаясь поиском новых решений в данном направлении сварки, мы пришли к выводу, что необходимо применить новое технологическое решение: специфически изменить режимы сварки и незначительно -- форму грузика. Кстати, это еще не применялось в практике сварки. Оказалось, что данное решение можно подать на патентование. Этими работами в то время (в 2005-2006-х годах) в лаборатории занимались ее ведущие инженеры -- Александр Федорович Головаченко и Александр Алексеевич Горовой. После подачи заявки на патентование заводу были выданы патенты, которые до сих пор применяются в производстве.

Второе техническое решение, на которое были выданы патенты, относилось к повышению производительности изготовления деталей автомобиля с заменой электродуговой сварки на контактную-рельефную. Однако замена вида сварки требовала подготовки производства к этому переходу и соответственно дополнительные затраты, что и определило дальнейшую судьбу этого технического решения -- сожалению, оно осталось без освоения производством.

-- Как вы взаимодействуете с другими подразделениями МАЗа и прочими структурами, связанными со сварочными процессами?

-- Сотрудники нашей лаборатории постоянно взаимодействуют с кузовным цехом, цехом сварки и окраски кабин, цехом платформ, с автобусным производством, с монтажным цехом, центральной заводской лабораторией УГМет (управления главного металлурга) и другими подразделениями. Работа заключается не только в контроле и исполнении технологической дисциплины, но и в оказании помощи в повышении качества выпускаемых изделий: подборе режимов сварки, определении оптимального порядка наложения сварных швов, наладке и ремонте сварочного оборудования.

Так, в цехе платформ и сварных узлов мы помогали отладить процесс сварки переднего борта зерновоза, что привело к положительным результатам и повысило качество борта.

Работники лаборатории участвуют в постоянных комиссиях по приему экзаменов у сварщиков на повышение квалификации, а также проводят занятия на курсах по повышению разрядов сварщиков на 5-й и 6-й. Специалисты лаборатории ведут работы с такими подразделениями как монтажный цех, цех нестандартного оборудования и завод «Могилевтрансмаш» в проведении аттестации сварщиков по «Правилам аттестации сварщиков в РБ по ручной, механизированной и автоматизированной сварке плавлением», выполняющих работы на объектах подконтрольных Госпромнадзору РБ.

Проводим также квалификационные испытания технологических процессов сварки по требованиям СТБ ISO 15614-1. Эти работы выполняются совместно с Белорусским политехническим университетом. Работники лаборатории в процессе разработки технологических процессов сварки новых материалов и проведении их испытаний имеют постоянные взаимосвязи с другими лабораториями и испытательным центром завода.

-- Какие на Минском автозаводе применяются виды сварки?

-- На нашем предприятии применяются различные виды сварки для изготовления деталей автомобиля «МАЗ». Широко используется дуговая полуавтоматическая сварка в среде углекислого защитного газа, а также контактная точечная сварка. При изготовлении задних мостов автотехники «МАЗ» применяется сварка трением, которая по качественным показателям соответствует высоким требованиям современности в машиностроении.

В производстве инструмента широко применяется стыковая контактная сварка, позволяющая экономить дорогостоящие инструментальные стали. Аргонно-дуговая сварка используется в основном для сварки цветных металлов, таких как алюминиевые сплавы, коррозионно- и жаростойкие стали, титановые сплавы.

-- Расскажите про сотрудников вашего подразделения…

-- В лаборатории сварки работает один из опытнейших специалистов, ведущий инженер Александр Федорович Головаченко, с которым знакомы все сварщики нашего завода. Кстати, Александр Федорович трудится на нашем заводе с 2000 года. Он постоянно ведет лекции и проводит обучение наших сварщиков, подготавливает лучших из них к республиканским конкурсам по сварке. И каждый год нашим специалистам ставит задачу на Республиканском конкурсе сварщиков -- попасть в десятку лучших. Параллельно занимается аттестацией специалистов сварочного производства.

Добавлю, что наша лаборатория также сотрудничает с колледжами, помогает учащимся к подготовке республиканских конкурсов сварщиков для учащихся. И здесь тоже очень востребован опыт Александра Головаченко.

В нашей лаборатории работает еще один уникальный человек -- инженер-технолог Евгений Николаевич Атрохов. Этот сотрудник наряду со своими профессиональными качествами -- большой спортсмен и является профессиональным судьей Белорусской федерации футбола. Евгений Атрохов успешно совмещает работу как на МАЗе, так и на футбольном поле. В скором будущем надеемся увидеть его в Высшей лиге чемпионата Беларуси по футболу.

Что же касается молодежи, то недавно в лабораторию пришел молодой специалист Семен Владимирович Шугай, он быстро влился в коллектив и с большим энтузиазмом перенимает опыт у таких мэтров завода как ведущий инженер Александр Федорович Головаченко, инженер-технолог Вячеслав Григорьевич Фигуров и электросварщик Александр Владимирович Шумков. Семен постоянно повышает свои профессиональные навыки, получил 3-й сварочный разряд и вовлечен в экспериментальные работы по сварке. Мы рады молодым специалистом в своей лаборатории!

Лаборатория входит в состав отдела сварки УГТ. Нашим бессменным руководителем долгое время является начальник отдела -- главный сварщик Дмитрий Александрович Сокольчик, который окончил БНТУ по специальности «сварочное производство» и на заводе трудится с 2000 года. Дмитрий Александрович постоянно работает над привлечением молодых специалистов в заводские подразделения, где выполняются сварочные работы, он особенно заинтересован в передаче опыта и традиций старших поколений новичкам. Надо ли говорить, что главный сварщик владеет всеми вопросами по сварке на заводе и знает -- чем живут и как трудятся в своей профессии более 400 электросварщиков МАЗа!

-- По традиции жанра, мы просим вас, Кирилл Владимирович, рассказать немного и о себе, о вашем пути на МАЗ…

-- В 2013-м я окончил Белорусско-российский университет по специальности «Оборудование и технология сварочного производства» в городе Могилеве и попал по распределению на МАЗ, в цех платформ и сварных узлов ПКЗ. Но уже через три месяца был призван на службу в Армию. Отслужил в ПВО в городе Барановичи (на радиолокационной станции П-37), после чего вернулся снова в родной цех платформ и сварных узлов. Отработал здесь в качестве ведущего инженера три года. А в 2018-м мне была предложена должность начальника лаборатории сварки УГТ. Тогда и был посвящен в конкретные задачи подразделения на ближайшее будущее и на перспективу. Кстати, самая главная – чтобы сварщикам трудилось на МАЗе комфортно: на новом оборудовании и по новым технологиям. Мы над этим постоянно работаем (в частности, в плане приобретения нового оборудования по контролю качества сварных соединений).

Таким образом, Минский автозавод -- мое первое место работы, где тружусь уже 7 лет, поэтому считаю его по-настоящему родным. А так как еще холост, то уделяю много времени совершенствованию своих знаний и наработке необходимого для работы опыта.

Кстати, пользуясь случаем, коллектив нашей лаборатории поздравляет заводчан с наступившим 2020-м годом! Желаем процветания, новых разработок и новых технологий нашему заводу, а его труженикам -- стараться совершенствовать свое мастерство и постоянно повышать качество выпускаемой продукции. Ну и всем нам -- обычного благополучия и человеческого счастья!

Беседовала Олеся МИХАЛЕНКО

Фото Петра ВЕРБИЦКОГО

Выпуск №3 от 31 января 2020 года



версия для печати