Главная О предприятии МАЗ-СПОРТАВТО Новости 2019 6 НОВОЕ ЛИЦО В АВТОСПОРТЕ!

НОВОЕ ЛИЦО В АВТОСПОРТЕ!

С белорусским автоспортом, гонщиками в автокроссе и трековых гонках Сергей Александрович Сачук был знаком еще до прихода в команду. Так сказать, «был в теме» — ездил механиком и помогал ребятам обслуживать спортивные автомобили. Сам тоже пробовался в качестве пилота, но в официальных гонках участия не принимал. Тогда же он познакомился с членами будущей на тот момент команды «МАЗ-СПОРТавто», которые принимают участие в белорусских гонках.

К увлечению, которое сейчас стало любимой работой, молодого человека родом из г. Береза, что в Брестской области, приехавшего в столицу обучаться машиностроению в ПТУ № 9 (ныне МГПЛ № 9), привели курсы. Во время студенчества в 2000 году он начал заниматься в секции трековых гонок при минском Дворце детей и молодежи. Там он и начал себя пробовать в качестве пилота на машинах Volkswagen Golf 1, модифицированных под гонки (с каркасом безопасности и только с одним сиденьем для водителя).

По окончании училища повезло отслужить в армии в столице, после чего Сергей занялся собственным делом — грузоперевозками. Но, несмотря на увеличенную загруженность, продолжал увлекаться автоспортом уже в качестве механика. А когда была создана команда «МАЗ-СПОРТавто», возникло огромное желание в нее попасть.

От желания до воплощения его в жизнь прошло около 10 лет. В прошлом году, когда был объявлен набор механиков, Сергей Сачук пришел на собеседование к начальнику команды Сергею Вязовичу, и уже 6-го апреля 2018 года стал членом команды «МАЗ-СПОРТавто». Как говорится, с корабля на бал — практически сразу, как устроился, поехал на первую гонку: 7-го апреля отправился в Астрахань на этап Кубка России.

Механиком он работает и по сей день. Вспоминает собеседник, что в начале столкнулся с непониманием, на что способны спортивные «МАЗы», как их правильно обслуживать, на что обращать внимание. Раньше с автомобилями производства Минского автозавода ему приходилось работать, но только для грузоперевозок, и они переносили абсолютно другие нагрузки.

Долго привыкать не пришлось… и не приходится. «К гоночным автомобилям не привыкнешь-то, — замечает Сергей и добавляет, — и не стараюсь. Я их обслуживаю, и чтобы во время гонок все было хорошо, работу стараюсь делать качественно».

Привыкнуть невозможно еще и потому, что в автомобили постоянно внедряются нововведения, конструкторские доработки, которые применяют и совершенствуют механики, ведь в теории не все можно предусмотреть.

После Астраханской гонки Сергей Сачук был ночным механиком на «Шелковом пути», на соревнованиях в Туркменистане и «Дакаре». К слову, на последний хотелось попасть особенно сильно, посмотреть, как все происходит изнутри. Отмечает заводчанин, что участие в «Дакаре» ему понравилось, хоть и были физические трудности в перенесении климата и режима работы:

— Я понимал, куда мы отправляемся и что будем там делать. Но было сложно — ехать по жаре днем, всю ночь обслуживать машины, после чего остается 2-3 часа на отдых, из которых нужно покушать, помыться и поспать. А потом снова в машину и на следующий бивуак. В пути я спать не могу, да и высокий рост не позволяет устроится для отдыха. Таким образом, усталость накапливается, и с каждым днем самочувствие ухудшается все больше. Но это соревнования, и с этим нужно смириться, ведь мы работаем на результат, хоть и на износ.

Гонка, которая проходила нынешней весной в Марокко и принесла команде 2 призовых места, дала возможность Сергею проявить себя в качестве механика в боевом экипаже.

«Ехать боевым механиком не менее сложно, чем быть ночным, — признается собеседник. — К тому же я был физически плохо подготовлен пройти 8 этапов в экипаже, ведь остальные тренируются в спортзале, а я ходил только в последний месяц. Особенную ответственность возлагало и то, что ехал с нашим руководителем — это усиливает эффект гонки, потому что он едет в высоком темпе, быстрее остальных».

Первые три этапа С. Сачук перенес нормально, и казалось, что дальше хуже не будет. Но на четвертом этапе стало понятно, что это были «цветочки» — путь становился все труднее. Усталость снова давала о себе знать, в этот раз — сильнее.

«Может быть, это моя неопытность, — размышляет механик. — Я терял много воды, и, когда ехали, практически не пил. Зато, выходя из машины, организм настолько нуждался в воде, что залпом выпивал 2-3 литра и, простите за подробности, даже в туалет потом не хотелось».

Обычно, когда боевой механик приезжает со спецучастка, у него есть время немного отдохнуть, помыться и взяться за работу вместе со всеми, обслуживать свой автомобиль. Но в любом правиле бывают исключения:

«Не скажу, что много работал после этапов, так как тяжело переносил нагрузку. Это видел Сергей Николаевич и давал мне возможность немного восстановиться, ведь впереди — очередные этапы. Поэтому я, в основном, указывал, что необходимо сделать в машине и контролировал процесс. Серьезных поломок не было, поэтому обновить масла, заправить топливо и сменить колеса много времени и сил не отнимало».

Случались у Сергея на гонке в составе боевого экипажа и травмы — шлемом повредил лоб: «Я его как-то фиксировал, но ничего не помогало, может, у меня строение головы такое или шлем нужен другой…» И ремень почти до кости натер левое плечо во время сильной тряски на одном из этапов. Случился также надрыв межреберной мышцы, а еще потянул шею слева, из-за чего испытывал сильные боли и временами отнималась левая рука.

Но это не частые распространенные травмы — коллеги по команде говорят, что только ему так досталось. Со временем приобретался драгоценный личный опыт, и с каждым спецучастком Сергей больше понимал рельеф, знал, как группироваться на различных ямах, чтобы легче перенести удар. Помогали и опытные гонщики: «Когда сильно трясет, мышцы невозможно удержать в одном положении, поэтому Андрей Жигулин посоветовал, как вести себя в сиденье, чтобы минимизировать нагрузки на тело».

Травмы, полученные на гонке в Марокко, были связаны, в большей степени, с личным отсутствием опыта, нежели недоработками автомобиля: не хватило физической подготовки, не было ежедневных тренировок. И хоть в сравнении с «Дакаром», который длится 10-14 дней (эта гонка состояла только из 8-ми), нагрузка меньшей не кажется.

Кроме травм телу были и «травмы» машине — оторвало сиденье с одной стороны, из-за чего пришлось особенно «весело»:

«Было неудобно, а оставалось еще 70 км до конца спецучастка. Но нужно было показывать результат, поэтому на ходу предприняли некоторые меры, чтобы зафиксировать сиденье и оно меньше вибрировало. Так мы доехали до финиша»

Что касается машины в целом — «капотник» хлопот не доставлял. Случилось только 2 проблемы — быстро определяли причины и оперативно их устранили. А глобальных поломок не было.

Впереди новому боевому механику предстоит работа над ошибками, ведь после каждой гонки идет процесс усовершенствования не только автомобилей, но и себя. Подводя итог, хочется сказать, что Сергей Сачук уверен в собственных силах и желании продолжать участие в гонках в роли боевого механика: «Конечно, хочется снова стать членом боевого экипажа. И чтобы поехать снова, подготовку буду начинать заранее. Это не месяц перед отправкой — это круглогодичная работа над собой».



версия для печати