Главная О предприятии МАЗ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ НАРКОЗАВИСИМОТЬ У ПОДРОСТКОВ

НАРКОЗАВИСИМОТЬ У ПОДРОСТКОВ

НАРКОЗАВИСИМОТЬ У ПОДРОСТКОВ

В начале мая специалисты Городского центра здоровья (ГЦЗ) в очередной раз прибыли на Минский автомобильный завод, чтобы поднять очень важную и острую тему, касающуюся, пожалуй, всех. Особенно – родителей, которые, безусловно, должны быть очень внимательны к здоровью своих детей. Ведь кругом для них много соблазнов и искушений, некоторые из них – очень опасны.

Встреча представителей ГЦЗ с профсоюзным активом МАЗа в рамках профилактического проекта «Ваш стиль жизни – ваше здоровье» прошла в актовом зале механосборочного завода. Напомним, что накануне уже были проведены беседы по темам: отказа от курения, злоупотребления алкоголем, о движении, как о пути к здоровью, о правильном и рациональном питании.

В этот раз разговор зашел о подростковой наркозависимости и ее профилактике, выявлении на ранней стадии. Были даны советы семьям, которых уже коснулась такая беда.

Обо всем этом рассказала заведующая подростковым отделением Городского клинического наркологического диспансера Людмила Аликовна Шпаковская. Вместе с врачом Городского центра здоровья Натальей Алексеевной Косаченко они затронули много аспектов и проявлений вышеназванной проблемы.

В частности, Людмила Шпаковская уверяет, что среди многообразных факторов, обусловливающих риск приобщения молодежи к наркотическим или одурманивающим веществам, ведущую роль играют особенности формирования и воспитания молодого человека, его личность, характер взаимоотношений с окружающими.

Врачи считают, что оказывают влияние и индивидуальные тревожные факторы риска: низкая самооценка молодого человека, ощущение собственной незначительности, недостаточный самоконтроль, неспособность правильно выражать свои чувства и т. д. Многое здесь зависит от семьи. А вот провоцируют их – отсутствие должного контроля со стороны взрослых, четких правил поведения, чувства принадлежности к семье, злоупотребление психоактивых веществ (ПАВ) членами семьи и т. п.

Нельзя исключать и проявления, связанные с обучением в школе: низкая успеваемость, частые переходы из одного учреждения образования в другое, нарушение отношений со сверстниками, злоупотребление ПАВ.

Наркологи акцентируют внимание и на социальных факторах, способствующих приобщению подростков к употреблению психоактивных веществ:

– безразличие или одобрение потребления наркотиков семьей и сверстниками;

– пьющая или наркотизированная семья;

– принуждение к употреблению ПАВ;

– большее влияние сверстников, а не родителей;

– несовместимость мировоззрения родителей и их детей;

– высокая потребность в общении с группой, в развлечениях и включенность подростка в увеселительные компании;

– отсутствие эмоционального и духовного контакта, совместного отдыха и деятельности детей и особенно подростков и их родителей;

– отсутствие контроля со стороны родителей, низкая дисциплина в семье;

– доступность ПАВ и многое другое.

Врачи на этот счет категоричны – начальная фаза использования ПАВ наблюдается преимущественно в подростковом периоде. Причины – самые разные – например, демонстрация взрослого поведения или форма отчуждения от родительской опеки, Это может быть и выражение социального протеста, вызов по отношению к ценностям среды. Иногда это своего рода экспериментирование, стремлением поучить новый опыт, поиск удовольствия или расслабления.

Не исключено – это и «открытие двери» в группу сверстников, средство стать участником субкультурного жизненного стиля. Способ разрешения конфликта, снижения напряжения, акт отчаяния и т. д.

Есть и иные факторы, усиливающие риск приобщения подростка к наркотикам и повышающие риск заболевания наркоманией: патология беременности (ярко выраженные токсикозы, перенесенные матерью во время беременности инфекционные или тяжелые хронические заболевания); осложнения во время родов (родовая травма или гипоксия новорожденного); тяжелые инфекционные или хронические заболевания, перенесенные в детском возрасте; травмы головного мозга (сотрясения).

Нередко сопутствуют пагубным привычкам детей неполные семьи, недостаточное внимание родителей к ребенку, алкоголизм или наркомания, психические заболевания у кого-либо из членов семьи, частые нарушения в «ячейке общества» моральных норм и правил.

Раннее начало самостоятельной жизни и преждевременное освобождение из-под опеки родителей (10-13 лет), искаженные семейные отношения, приводящие к неправильному освоению социальных ролей – тоже играют негативную роль в становлении наркозависимости. Как, заметим, и неконтролируемый доступ к деньгам, раннее начало употребление алкоголя и табакокурение.

Под влиянием вышеперечисленных факторов у подростка может сформироваться неадекватная система ценностей, негативное отношение к себе и окружающему миру, подросток может не найти в себе силы для преодоления различных жизненных ситуаций.

При такой картине развития событий подросток может попытаться найти свой «способ» ухода от решения проблем и создать для себя иллюзию их решения, начав употреблять ПАВ.

Раскрыв все риски, Алина Шпаковская перешла к профилактике детской и подростковой наркозависимости. Нарколог обратила внимание на то, что начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). С поступлением ребенка в школу, начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений.

В начальный период учебной работы с детьми следует, прежде всего, опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них наиболее развиты.

Немаловажное значение для успехов в обучении имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности, его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности – настойчивость, целеустремленность, упорство и другие.

Особенно важную позитивную роль в интеллектуальном развитии младших школьников играет труд, который представляет для них сравнительно новый вид занятия. Труд совершенствует практический интеллект, необходимый для самых разных видов будущей профессиональной деятельности.

Способности детей не обязательно должны быть сформированы к началу обучения в школе, особенно те из них, которые в процессе обучения еще продолжают активно развиваться. Существеннее другое: чтобы еще в дошкольный период детства у ребенка образовались необходимые задатки к развитию нужных способностей.

Особое значение для развития в младшем школьном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности. Важно усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляется особенно благоприятным временем жизни и приносит двойную пользу.

Во-первых, у ребенка закрепляется весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудач. Во-вторых, это приводит к ускоренному развитию и других способностей ребенка.

Очень важная особенность младших школьников то, что в этом возрасте очень легко регулировать отношения ребенка с окружающими людьми, к воздействиям которых он еще достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия. Речь идет о признании, одобрении со стороны взрослых, стремлении получить высокую оценку и т. п.

Таким образом, подчеркнула А. Шпаковская, в младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на всю практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми. А это значит, что такой возраст наиболее благоприятен для начала профилактической работы по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами.

Если же у родителей возникли какие-то сомнения по поводу поведения своего ребенка, есть подозрения в употреблении ими ПАВ, нарколог рекомендовала обратиться (анонимно до первого зафиксированного правонарушения подростка) по телефонам Городского наркодиспансера: 223-12-12 или 209-09-09.

Подготовила Олеся МИХАЛЕНКО

Фото Петра ВЕРБИЦКОГО



версия для печати