Стилус вместо мышки: кто создает дизайн «МАЗов»

Минский автомобильный завод | МАЗ
img

Стилус вместо мышки: кто создает дизайн «МАЗов»

27 ноября 2020 в 12:49:28/МАЗ, Газета

В отделе дизайна Центра перспективных разработок чертежный кульман уже давно используется больше как объект интерьера, нежели по назначению — прекрасное напоминание о том, как за десятилетия шагнул вперед технологический прогресс. Особенно когда видишь современные интерактивные планшеты, на которых творческими умами разрабатывается дизайн будущих моделей МАЗа. Отдел этот всегда рад новым веяниям, которые приносят в том числе молодые специалисты. Так, Кристина Мурог — инженер-конструктор — вот уже второй год принимает непосредственное участие в создании внешнего вида итоговых продуктов Минского автомобильного.

 

 

С графическим планшетом девушка на «ты», и, глядя на ее работу, создается впечатление, что стилусом — этаким карандашом, который воздействует на экран планшета — она управляет лучше, чем компьютерной мышкой. Создавать и творить Кристина любит с детства, уже в 6 лет родители отдали нашу героиню интервью в художественную школу. И успехи она делала большие, участвовала не только в республиканских конкурсах, но и покоряла международные творческие арены. В ее копилке — дипломы за участие в московских фестивалях детского художественного творчества «Мой Пушкин» в 2005 году и «Мы в ответе за тех, кого приручили» в 2006-м. Первое место — в конкурсе детского рисунка, посвященного 100-летию Свято-Георгиевского храма, в категории участников 9-12 лет. Диплом лауреата — за победу в международном фестивале детского художественного творчества «Н. В. Гоголь в детских рисунках», прошедшем в 2008 году.

Когда пришло время выбирать свою профессиональную специализацию, Кристина руководствовалась желанием учиться в престижном белорусском вузе и чтобы ее деятельность обязательно была связана с творчеством:

— Белорусский национальный технический университет считается вторым по значимости после Белгосуниверситета. На выбор также повлияло и то, что мой дедушка получал свое образование здесь, он у меня тоже инженер-конструктор, — поделилась молодой инженер-конструктор 2-го разряда. — Я очень хотела связать свою жизнь с архитектурой, но по воле судьбы мне не хватило пары баллов до заветного места в списках зачисленных. Но у меня был запасной план — «Дизайн гусеничных и колесных машин» автотракторного факультета, который стал моей альма-матер на следующие 5 лет.

После получения диплома Кристина решила не останавливаться на достигнутом и поступила в магистратуру. А после уже устроилась работать на МАЗ — место для освоения профессии, как рассказала девушка, выбирала самостоятельно: «В университете нам организовывали экскурсии на различные заводы, знакомили с тем, как работают дизайнеры, чем занимаются. Для себя я выбрала МАЗ, мне понравилась специфика и захотелось сюда вернуться. Я считаю, что автомобили — это не только мужская среда».

 


Отдел дизайна Центра перспективных разработок небольшой, насчитывает 6 человек. Все, как единое целое, занимаются созданием внешнего вида техники МАЗа как снаружи, так и внутри. Если же говорить на профессиональном языке дизайнеров, их задача — создавать экстерьер и интерьер требуемых моделей, продумывать эргономику, учитывая основные тренды, которые диктует машиностроение.


 

— Одна из главных тенденций в промышленном дизайне — эргономичность и функциональность. При разработке концепта приборной панели необходимо учитывать не только техническую часть, компоновку, а так же думать и о водителе. Например, как разместить кнопки на приборной панели, чтобы водителю было максимально удобно до них дотянуться. Продумывать и эстетическую, тактильную составляющую: какие использовать цвета и материалы. Нужно учитывать и параметры внутренних строений, закупленных комплектующих кабины, тех же водительских сидений. Следует думать и о тех, кто будет использовать технику, и какие у них запросы. Еще одна важная тенденция — экологичность и минимизация расходов.

Первым проектом Кристины был концепт экстерьера 251-го автобуса: дизайн боковых панелей, задней решетки, передняя часть. Из числа предложенных работниками отдела вариантов, к сожалению молодого специалиста, перспективной посчитали другую работу. Тогда девушке пришлось принять непростую реальность — в данной профессии есть место неудачам: «Какие эмоции я тогда испытывала? Конечно, было неприятно, — вспоминает Кристина. — Но осознание приходит с опытом: теперь я понимаю, что любая наработка, которая не использована сейчас, может пригодиться в будущем. Старые проекты модернизируются или находят отражение в новых моделях, иногда становятся идейными вдохновителями. Когда ты работаешь над одним проектом, глаз «замыливается». А если спустя какое-то время вернуться к проекту, видишь его недочеты: что можно улучшить, что следует исправить».

Сейчас Кристина с коллегами занимается разработкой экстерьера и интерьера для нового туристического автобуса. Первые его макеты уже готовы, далее — согласование. Но в отделе отмечают: не все, что на бумаге, будет воплощено в жизнь.

— Дизайнерское решение не всегда согласуется с возможностями оборудования. Концепт — лишь набросок, примерный внешний вид будущей машины, но и здесь есть место корректировкам. Также и выставочный экземпляр может отличаться от той машины, которая пойдет в серийное производство — это зависит от запросов покупателя по комплектации, — объясняет собеседница.

Кристина не скрывает, что ей нравится ее работа. Уже этим летом у нее закончится отработка после получения образования, но она планирует и дальше работать на МАЗе.

Интересна наша героиня и другой частью своей жизни. В свободное от работы время она отдает себя рисованию масляными красками или акварелью, делает броши из бисера, занимается выпечкой тортов. Но главным образом — принимает участие в волонтерстве и международных мероприятиях, организованных «Лигой добровольного труда молодежи».

 

 

— На втором курсе я подрабатывала продавцом, там познакомилась с коллегой, которая была волонтером в «Лиге». Она и рассказала мне об этой организации. 

Первый свой международный опыт в рядах волонтеров «Лиги» Кристина получила в лагере в Анапе:

— Попасть на волонтерство в лагерь было непросто: несколько собеседований, разные тренинги, семинары, нас учили, как общаться с детьми, детской психологии, мы изучали конфликтологию, готовили речевки и варианты интертейментов, которые в последующем можно использовать в рабочих моментах. В Анапе мы работали с графиком «2 через 2» — было время и для интенсивной работы, и для летнего отдыха. Впечатления от этого периода моей жизни невероятные, нисколько не пожалела, что решилась на такую авантюру.

Дальше Кристина пошла по стезе управленческой: помогала набирать стажеров, координировала различные обучающие проекты, помогала международным волонтерам, приехавшим в Беларусь. «Волонтерство — это развитие коммуникативных навыков, умение находить решение в трудных ситуациях, улучшать эмоциональный интеллект. Со временем понимаешь — там, на другой стороне линии провода, такой же человек, и он также переживает за ваше общее дело».

Когда Кристина Мурог была в магистратуре, ей предложили курировать масштабный проект по подготовке и отправке участников в международный лагерь «Лазурный», расположенный в Нижнем Новгороде:

«В этом лагере собиралась молодежь в возрасте от 18 до 23 лет из Китая, Германии, Испании, Нигерии и, конечно, России и Беларуси — для обмена опытом, культурами, для развития межкультурных коммуникаций и дружбы народов. Моей задачей было собрать команду белорусских волонтеров, проводить обучение, тренинги, организовать их поездку в лагерь. Когда встал вопрос, кто будет решать возникающие проблемы на месте, в Нижнем Новгороде, решили, что лучше меня с этим никто не справится».

Сейчас Кристина развивает свои умения в области неформального образования и принимает участие в годовом проекте EU4Youth Alumni Network — он нацелен на помощь людям с меньшими возможностями (например, молодежи из поселков, небольших городов, малоимущим, имеющим отклонения по здоровью, инвалидам и т.д.) в развитии своих способностей, повышении уровня самообразования, поиске новых друзей.

 

Белорусские волонтёры проекта EU4Youth Alumni Network на мероприятии в Одессе. Март, 2020

 

Присоединиться к активистам волонтерской организации «Лига добровольного труда молодежи» не сложно. Для этого надо оставить свою заявку и быть готовым ежегодно вносить членский взнос, сейчас он составляет 80 белорусских рублей. По итогу же вы получаете возможность участвовать в международных проектах, развивать организаторские способности, расширите круг друзей и получите массу впечатлений.

Елена ПОДЫМАКО

Опубликовано в №47 от 27 ноября 2020 г.

 

 

 

 



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ