С рационализаторской жилкой

Минский автомобильный завод | МАЗ
img

С рационализаторской жилкой

23 октября 2020 в 14:22:00/МАЗ, Газета

И вновь мы знакомим наших читателей с профессиями, имеющими место быть на Минском автозаводе. Среди наиболее востребованных и уникальных — слесарь-ремонтник вентиляционных систем СЛЦ-2. А обладатель этого «эксклюзива» по 7-му разряду — работник с более чем 40-летним стажем на МАЗе и в этой профессии — Геннадий Александрович Шайтанов.

 

 

Изобретательный ум нашего героя принес родному цеху немало улучшений и рацпредложений. Сам слесарь-ремонтник Шайтанов обладает множеством уникальных навыков, делает немало помимо своих обязанностей по профессии. Впрочем, в бригаде, которой он руководит, его сослуживцы «на все руки доки». На МАЗе в одном цехе и, по сути, в одной профессии наш герой проработал уже более 40 лет. Обслуживает Геннадий Шайтанов вентсистемы обрубного и плавильного участков. На этих двух участках у его бригады 200 вентиляторов плюс приточные камеры. Общий километраж оборудования — 800 метров в самом цехе, а еще добавьте подвалы, ворота (их 10 на обрубном участке и 12 — на плавильном).

Геннадий Александрович познакомил нас с устройством самой вентсистемы — это улитка размером от 800 мм до 2-х метров, которая забирает воздух от калориферов и пропускает в цех по километровым воздуховодам. Слесарю-ремонтнику приходится за всем этим хозяйством следить. Например, могут полететь подшипники на корпусе (что узнается по характерной вибрации), тогда надо полностью раскрыть вентилятор, разобрать турбину, крыльчатку, шкиф. После замены подшипников — в обратном порядке собрать.

Вентиляторы бывают на двигателях и на ременной передаче, объяснил Геннадий, если изнашиваются ремни — их тоже надо менять. Вытяжка в горячем литейном цехе, наполненном вредными выбросами, понятное дело, должна работать постоянно, ее нельзя останавливать. Ведь она перекачивает и, стало быть, обновляет огромное количество воздуха, от чего напрямую зависит физическое состояние рабочих, их здоровье.

Раньше (еще 15 лет назад) было в бригаде 15 слесарей-ремонтников плюс 2 электрогазосварщика (варят воздуховоды). Нынче осталось лишь 4 слесаря по обслуживанию вентиляторов плюс один сварщик. Правда, смен было три, а сейчас одна-две, оборудование все то же… Только за счет профессионализма, опыта и можно в цехе все успеть и со всем справиться, резюмирует бригадир.

Есть у нашего героя и всех слесарей-ремонтников его бригады еще одна обязанность, подразумевающая вывоз спрессованной металлической пыли. Возле производственного корпуса цеха на улице стоят «циклоны» — сборщики пыли, они оседают в конусовидном бункере. Частицы выхлопов идут на мокрую очистку, стальная пыль, которая не осела сразу, идет в подвал, в баки, где ее «усаживают» с помощью воды. Затем включается насос — он качает осажденную массу в очистные сооружения. Последние, к слову, находятся в районе проходной на улице Кабушкина. Эти трубы диаметром 150 мм и длиною в несколько километров тянутся на очистку со всех литейных цехов. Геннадий Шайтанов и его коллеги собирают раз в месяц осажденные в бункере частицы. А набирается за этот период до 15-20 тонн металлической пыли! Люк бункера открывается вручную, там стоит вибратор, который помогает вытрясать пыль. Если зимой эта масса замерзает — то с помощью кувалды и лома (без них никуда) ее изымают из бункера.

Утрамбованную пыль отправляют в машину. Там ее еще раз для пущей прессовки поливают водой. Занимаются этой операцией в бригаде все — один в машине массу утрамбовывает, другой отслеживает процесс, находясь за кнопкой вибратора, третий открывает бункер…

Геннадий Шайтанов свой 7-й разряд слесаря-ремонтника получил еще 20 лет назад, и с 1996 года в своем небольшом коллективе — бессменный бригадир. Он с удовольствием нам рассказал про каждого сослуживца.

 

 

Бригадир Г.А. Шайтанов, мастер Д.Н. Конопницкий, электросварщик А.А. Петров,

слесарь-ремонтник И.Н. Рыжков

 

У слесаря-ремонтника Игоря Рыжкова на заводе трудится вся семья, супруга работает в плановом отделе, сын до службы в Армии был сварщиком. В профессии Игорь Николаевич с 1996 и постоянно придумывает какие-то улучшения в рабочих процессах, словом, человек с рационализаторской жилкой. Например, придумал приспособление для снятия турбин, шкифов, делает сам ключи для откручивания гаек, подавал не раз на рассмотрение свои рацпредложения.

Ранее в бригаде (тогда более многочисленной) многие слыли рационализаторами, акцентирует бригадир. В непростом ремонтном деле любое улучшение — облегчение для коллектива, экономия времени и средств. Лично сам он предложил в ходе очистки вентсистем воду вычерпывать с приямка энжекторным насосом (раньше это делалось вручную).

Другой член бригады — Алексей Паталей ранее трудился в трамвайном депо, но в бригаде ему понравилось. К работе подходит творчески, внес важное предложение по улучшению — придумал новые ножницы для резки металла (от 0,6 мм до 1,2 мм толщиной) для воздуховодов. Ведь слесари-ремонтники сами изготавливают воздуховоды, переходы, отводы. Есть в цехе гильотина для резки металла, чертят сами схемы всех этих переходов, отводов. Вот и в столовой при СЛЦ-2, когда бригада Шайтанова меняла вытяжку с моечной машины, воздуховоды, приточки, многие детали для этого слесари-ремонтники делали сами.

— К нам приходят представители УООС, — уточняет бригадир, — проверяют наши вентиляторы экологи-инспекторы. Наши чертежи также проверяют технологи и дают нам свои расчеты на полное изготовление вентиляции. Слесари-ремонтники вентсистем и приточки обязаны разбираться во всем.

Слесарь-ремонтник из бригады Шайтанова — Аркадий Шелепень — пришел в цех 10 лет назад и тоже прочно «осел».

— Аркадий Владимирович также с творческой жилкой (а по другому у нас и нельзя), — поведал Геннадий Александрович. — Он изготовил технологическое оборудование — насос для перекачки воды, а точнее, крыльчатку для него. Работали совместно со сварщиком Алексеем Петровым. Кстати, сварщик наш — тоже рационализатор, он не только хорошо варит и режет металл, а еще придумал вибропружины, которые служат долговечности вентилятора. Этому изобретению уже 10 лет. Многие новаторские решения помогают в работе слесарей. Увы, часто наши специалисты свои изобретения даже не афишируют и рационализаторами себя не считают. Хотя придумывают многое, в том числе и для быта в цехе. Например, мы много лет назад соорудили гардероб из подсобного помещения, душевую и даже баньку с маленьким бассейном изготовили. Для бригады нашей — в самый раз. Могли тогда внутри завода также сами изготавливать вентиляторы (без двигателя), и до сих пор, кстати, можем...

Вспомнил Г. Шайтанов и о бывших работниках подразделения — начальнике СЛЦ-2 Валентине Винокурове (который высадил возле цеха виноград, и он до сих пор всех радует), мастере Вячеславе Копытко. Они очень радели за быт и здоровье заводчан, тогда-то в горячем цехе и появились банька с охлаждающим бассейном. По инициативе тех работников была переделана вентиляция во всех литейных цехах.

Нынче планы у бригады Шайтанова также немалые, например, изготовить приспособление, чтобы открывать бункеры для пыли не руками, а механически. Кстати, для обдувных вентиляторов на стержневом участке слесари-ремонтники сами изготавливают крыльчатку. И ворота с приточной вентиляцией они поменять могут, и обшивают их листом, словом, умельцы на все руки.

Что касается улучшений, предложенных самим бригадиром, то в печи отжига № 6 на обрубном участке Геннадий Шайтанов сам сделал вентилятор для вытяжки газа. Печь эта работает уже пять лет. «На подходе — модернизация печи № 4, там тоже будет вентилятор, двигатель уже закупается, а вся работа — наша», — не без гордости констатирует Геннадий Александрович.

Когда же мы попросили его описать свой рабочий день, бригадир просто удивил подробностями…

«С утра запускаем оборудование, включаем вентиляторы (все 200) — по очереди. Вентиляторы есть блокированные с технологическим оборудованием, а есть те, что включаются вручную — их около 50 единиц. Открываем вентили и задвижки на техводу, их около десятка (в конце смены все в том же порядке выключаем). В начале смены мастер Дмитрий Коноплицкий дает задание, записывает в журнал, каждый расписывается в конце смены о выполнении. Допустим, сегодня мы собирали (вдвоем) насос для перекачки техводы: там порезало турбину, изготовили сами новую. Кстати, стараемся сразу делать запас турбин — их должно быть не менее десятка. А еще смазываем все 200 вентиляторов солидолом, литолом — чтобы не было сухих подшипников. Лично бригадир получает ремни на вентиляторы, подшипники, ключи, имею право давать задание слесарям. Мастер же все контролирует. Пишу также отчеты по работе вентиляторов в УООС, важно, сколько часов в месяц отработал вентилятор. Много и других безотлагательных вопросов в практике слесарей-ремонтников, все на производстве делается оперативно».

Рассказал Геннадий Шайтанов и про свою судьбу. Она привела его в столицу и на МАЗ вполне логичным образом. Родом наш герой из Крупского района, в семье росло четверо детей — три брата и сестра. Окончив СШ, Геннадий поработал перед Армией помощником комбайнера в местном колхозе, там же, в филиале Борисовского СПТУ № 25, выучился на машиниста-тракториста. С техникой обращаться научился, узнал ее «нутрянку», что в жизни очень пригодилось…

В рядах СА Геннадий служил в роте химзащиты танкового полка, дислоцировавшего на Западной Украине. Химику-разведчику предложили продолжить обучение во Львове, но он принял другое решение. Хотел стать водителем минского автобуса, но надо было подождать, а время — не ждало. Пожил у родственника на квартире, хозяин — Валерий Петров — трудился на МАЗе мастером СЛЦ-2 по электрооборудованию обрубного участка. Он расписал молодому человеку про автозавод, что дают общежитие, неплохая зарплата. Словом, решил Геннадий пойти на МАЗ, и тут появилась интересная вакансия слесаря-сантехника по обслуживанию вентиляционных систем обрубного участка СЛЦ-2. Что это такое — парень не знал, но звучало заманчиво…

И вот Геннадий 22 января 1980 года пришел в «литейку», где с головой окунулся в новую профессию, всем премудростям обучился в стальцехе № 2. Правда через 10 лет его профессия была переименована в «слесарь-ремонтник по обслуживанию вентсистем», но суть та же. Важная ремарка — в новом названии профессии были свои преимущества: открывается 2-я горячая сетка, учитывается профвредность со всеми вытекающими последствиями. Ну, а все остальное о работе Геннадия мы уже знаем...

Поговорили мы с бригадиром и о личном. Его дочь Татьяна тоже трудится на МАЗе, в КОПе, уже 7-й год. Вторая дочка Марина работает в аэропорте Минск-2, супруга — бывшая работница «Интеграла».

Есть у семейства неплохая отдушина — домик в родной деревне возле озера Селява. Радуют Геннадия Александровича внуки: Роме пять лет, а Артему 10, и он уже мечтает о технике, автобусы — его страсть...

Наш бригадир — заядлый ягодник и рыбак, и вообще — «на все руки дока»: и обувь починит, и домашнюю утварь…

Геннадий Шайтанов признался, что «пронес через всю жизнь отцовский наказ, Александр Иосифович всегда говорил: «На одном месте и камень обрастает». Послушал Геннадий и уяснил на всю жизнь: где родился (в смысле обрел профессию), там и пригодился, в данном случае — это родной СЛЦ-2...

Олеся МИХАЛЕНКО

Фото Петра ВЕРБИЦКОГО

Опубликовано в № 42 от 23 октября 2020 г.