Международный уровень

Минский автомобильный завод | МАЗ
img

Международный уровень

14 августа 2020 в 12:39:29/МАЗ, Газета

До недавнего времени в нашей стране был лишь один мастер спорта Республики Беларусь международного класса по автомобильному спорту. Удостоили этой награды в 2018 году начальника спортивной команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергея Вязовича. На прошлой неделе стало известно, что в этом списке пополнение, новое звание получили еще два работника Минского автозавода: Антон Запорощенко и Павел Гаранин. Оба находились у истоков создания спорткоманды и ее первых болидов.

Как все начиналось

Антон Запорощенко пришел на завод в 2004 году, вслед за родителями, Валентиной Александровной и Дмитрием Анатольевичем, продолжать династию Запорощенко на автозаводе. В юношеские годы он и сам не представлял себя в другой стезе, его тянуло к МАЗам.

— На заводе я сразу попал в экспериментальный цех, где мама работает технологом, а папа — слесарем, в кузовной участок. Кузовной участок — это место, где изготавливаются запчасти, например, кранштейны, а также создаются эксклюзивные работы: новые кабины, штампы, которые подгоняются вручную. Спустя какое-то время, я понял: делать запчасти я уже научился, хочу попробовать себя в сборке автомобилей. Папа поддержал мое желание, так я перевелся на общую сборку. Здесь не создается машина с нуля, но все ноухау устанавливают именно здесь, то есть, здесь автомобиль приобретает свои уникальные доработки. Где же создавать первую спортивную машину как не в экспериментальном цехе?.. И мне повезло: когда взялись за разработку нового проекта — создания спорткара — я попал на сборку этого автомобиля.

В команду «МАЗ-СПОРТавто» Антон попал в 2011 году. В качестве механика вместе с пилотом Александром Василевским спортсмен выступал достаточно долго, хотя штурманы менялись: сперва в экипаже был Валерий Козловский, после ребята выступали вместе с Дмитрием Вихренко. Лишь в этом году А. Запорощенко на «Дакаре» определили в боевой экипаж к Сергею Вязовичу.

Павел Гаранин тоже продолжает династию на заводе: папа Владимир Иванович трудится в монтажном цехе, мама — Раиса Ивановна — уже много лет работает в ЖКУ. На Минский автомобильный Павел пришел, когда учился в МГАКе. В 18 лет он устроился на практику на 2-ой участок главного конвейера и проработал с июля по ноябрь. Работы было много, и она была непростая, но получение опыта оказалось ценнее.

— Это был мой первый опыт, знакомство с живой машиной. И мне так понравилось заниматься ее сборкой. После практики я практически каждое лето, пока учился, работал на заводе: и на конвейере, и в РМУ (сейчас монтажный цех — прим.).

В качестве молодого специалиста Павел трудоустроился в 2008 году после окончания БНТУ. Специальность у него была конструкторская, но он довольно быстро понял, что работа с бумагами — не его: «Я попросил, чтобы меня взяли испытателем, и работал в отделе дорожных испытаний инженером-исследователем в лаборатории длительных контрольных испытаний».

Потом была создана инициативная группа по созданию спорткоманды, в которую Павел и решил записаться. Интересно, что при создании первой спортивной машины не обошлось без помощи теперь уже конкурентов: «Мы с Дмитрием Вихренко — он возглавлял нашу инициативную группу — летали на «КАМАЗ-мастер» в апреле 2010 года, чтобы российские ребята поделились своим опытом по созданию спортивных машин, свою мы тогда еще не создали». Когда первый болид был готов, пришло время для формирования спортивной команды — кто-то из нас захотел перейти в спорткоманду, кого-то это не заинтересовало. У истоков «МАЗ-СПОРТавто» стояло 12 человек.

Первый боевой экипаж, состоящий из работников МАЗа, был сформирован А. Василевским, В. Козловским, А. Запорощенко. После постройки второй машины, встал вопрос о создании второго боевого экипажа. Формировали его из своих: тогда попробовать свои силы в роли пилота решил Александр Полищук, штурманом стал Павел Гаранин (это тоже был его первый опыт), механиком согласился быть самый опытнейший — Дмитрий Запорощенко — отец Антона. Дмитрия Антоновича взяли в боевой экипаж неспроста — он вице-чемпион Европы по трак-триалу и мастер спорта РБ по автомобильному спорту.  Дебют состоялся на «Шелковом пути» 2011 года. С тех пор на счету Павла множество выступлений на различных состязаниях.

Немного воспоминаний

Самые запоминающиеся гонки для спортсменов — это этапы марафона. Их ввели на «Дакаре» 5 лет назад. Особенность марафона — гонка, в которой не предусмотрена возможность ночного ремонта машины группой механиков во время этапа, который длится 2 дня:

— Ралли-марафон — это не однодневная гонка, на которой ты выложился и можешь отдыхать. Здесь надо уметь так распределить свои знания, умения, опыт, чтобы пройти все этапы «Дакара», — подробно объясняет Павел Гаранин. — На всем экипаже лежит большая ответственность: от пилота зависит, в каком состоянии будет машина, его задача — ее сберечь. На этапах приходится ехать не только аккуратно, но и быстро — так демонстрируется мастерство! Остальные должны быть тоже в боевой готовности, чтобы в случае чего своими силами иметь возможность «подлатать» спорткар, когда он в пути. Также механикам за ночь надо успевать подготовить машину к следующему дню.

Историй в копилке у ребят много, но самым запоминающимся для Антона стал этап в Боливии в 2018 году, во время которого случилась серьезная поломка: машина не въехала в поворот, сломался передний кранштейн, вырвались болты, рессора пробила поддон, сломались два амортизатора. «Мы кое-как доехали до финиша, приехали и понимаем, что дело худо, — вспоминает А. Запорощенко. — Тогда экипаж во главе с Сергеем Вязовичем ехал лучше, и силы всех остальных мазовцев были брошены на то, чтобы именно его машина добились лучшего результата. Мы отправили пилота и штурмана их экипажа отдыхать, остальные взялись за починкунашего болида. Пришлось импровизировать: заклеили поддон, стартер сбили, амортизаторы с правой стороны выкинули. Получалось, что моя сторона кабины ехала просто на рессоре. У нас восход солнца, выезд уже через час, а мы накидываем ступицу. Про сон тогда все забыли. И за 20 минут до выезда мы закончили латать болид. Ехать в сонном состоянии было непросто».

— Кстати говоря, на этом «Дакаре» мы около 6 дней провели в горах высотой от 3500 метров и выше, — вспоминает Павел. — Мы готовились к таким условиям, проходили акклиматизацию в камере с имитацией условий высокогорья, которая расположена в Минск-арене. Мы там ночевали 2 раза по 7 дней, сначала в последние дни ноября, потом за неделю до вылета в конце декабря. И жили по одному расписанию: в 7 утра просыпаешься «в камере», приезжаешь домой, завтракаешь, едешь в спортзал, потом на работу. С работы поздно возвращаешься домой, ужинаешь, садишься в машину и едешь обратно «в камеру».

— То есть, наши домашние видели нас только когда мы приходили покушать, — продолжает  за коллегой Антон. — Конечно, они были в шоке. А если учесть, что это еще и перед нашим отъездом на целый месяц на соревнования…

— И все равно, несмотря на подготовку, дышать там было очень тяжело, последние дни мы просто мечтали о нормальном привычном для нас атмосферном давлении, — подытоживает П. Гаранин.

А вот Павел Гаранин из всех «боевых» рейдов вспомнил первый для спорткоманды и для Павла в частности «Дакар» 2012 года, во время которого он с экипажем Полищук-Гаранин-Д.Запорощенко узнал, что такое ночь в пустыне: «На «Дакаре» в середине гонки мы перевернулись. Пустыня, солнце идет за горизонт, температура воздуха стремительно падает. По требованию соревнований в машине обязательно должен быть определенный комплект оборудования для безопасности. В их числе ракетницы, зеркало для подачи сигнала самолету, светящиеся палочки, компас, стробоскоп, алюминиевые одеяла, фонарик, зажигалка и т.д. Сейчас это может и не так актуально, когда есть JPS-трекер и за тобой следят с вертолетов… Для особого случая, если вдруг никакое оборудование не работает и нет других возможностей для связи, для безопасности есть маяк — это кнопка, которая через спутник подает экстренный сигнал спецслужбам. Но его установили на самый крайний случай.

Так вот в ту ночь нам этот набор пригодился: ночевали мы, завернутые в алюминиевые одеяла. А днем, пока ждали машину, которая поможет перевернуть наш болид, спасались от жары в тени, которое едва-едва давало колесо. Вновь продолжить путь мы смогли только к вечеру следующего дня. Время было позднее, организаторы нам не разрешили ехать, поэтому мы с экипажем снова остались на «ночевку» посреди песков».

Как стать Мастером спорта Республики Беларусь международного класса

Для получения спортивных званий ребятам пришлось изрядно потрудиться не только на соревнованиях.

— Раньше мы не могли претендовать на более высокие разряды, такие как КМС и выше, — объясняет Павел. — Для всех категорий спортсменов всех видов спорта есть определенные разрядные требования, прописанные в Единой спортивной классификации (ЕСК). И, исходя из них, более высокие разряды можно было получить после успешных выступлений, например, на Чемпионатах Европы или Кубках мира. Чемпионаты по ралли-рейдам в категории грузовиков не проводят уже много лет, а «Дакар» — всего лишь частная гонка, также как и «Шелковый путь». Все изменилось в 2018-м, когда в ЕСК внесли в список эти соревнования, по результатам которых можно претендовать на получение новых званий.

Звание мастера спорта Республики Беларусь Антону присудили в этом году после выступления на «Дакаре» 2019-го года, где экипаж занял 8 место. А вот Павел стал Мастером спорта раньше, в 2018-м. Награду получил за второе место на «Дакаре». Мастерами спорта РБ международного класса ребята стали после «Дакара-2020», на котором экипаж № 503 занял третью позицию.

— За полгода я достиг таких успехов, что до сих пор не верится, — искренне признался Антон Запорощенко. — Я хотел стать мастером спорта, как папа, но не ожидал, что буду удостоен звания мастера спорта РБ международного класса — о таком я мог только мечтать. Вот и получается, что сын как бы превзошел своего отца. Я знаю, что папа гордится моими достижениями, особенно ему приятно, что я пошел по его стопам.

В первую очередь, за возможность получения спортивных разрядов, ребята благодарны начальнику команды С. Вязовичу. «Спасибо большое Сергею за то, что он добивается подтверждения наших достижений на соревнованиях для получения спортивных званий, — выразил благодарность Антон». А Павел добавляет: «Вот представьте, приехал на гонку экипаж обычных работников завода и экипаж, состоящий из квалифицированных специалистов, мастеров спорта — кого будут воспринимать как более серьезных соперников?.. Спортивное звание — это имидж команды, а имидж нашей команды в том числе влияет и на отношение всего мира к Минскому автомобильному заводу».

Сейчас у команды «МАЗ-СПОРТавто» на подходе «Дакар-2021» — и это 10-е участие в соревновании для Антона и Павла, а также А. Василевского. В этом году им будет присвоено внутригоночное звание «Легенда Дакара» — его присуждают спортсменам, которые выступают на ралли-рейдах в боевом экипаже 10 лет и более. А еще, в списке ближайших соревнований — «Золото Кагана», проведение которого запланировано в Астрахани с 8 по 12 сентября. Нам лишь остается надееться, что ситуация в мире стабилизируется, чтобы наша команда вновь смогла представлять имя Минского автомобильного завода на мировой арене.

Елена ПОДЫМАКО

Фото Петра ВЕРБИЦКОГО

Опубликовано в № 31 от 14 августа 2020 г.