И все же гонка состоится?

Минский автомобильный завод | МАЗ
img

И все же гонка состоится?

19 июня 2020 в 07:43:17/МАЗ, Газета

Так уж произошло, что 2020 год для автоспорта оказался не похож на все предыдущие. Пандемия, охватившая большую часть планеты, внесла коррективы и в календарь гонок, и в привычный уклад жизни спортсменов. Организаторы соревнований были вынуждены перенести на неопределенный срок отдельные этапы или вовсе исключить их из спортивного графика. Так, например, в конце мая на официальном сайте ралли «Шелковый путь» появилось сообщение об отмене соревнования в 2020 году из-за пандемии коронавируса. Эту ставшую уже традиционной международную гонку команда «МАЗ-СПОРТавто» рассматривала как этап подготовки к своему главному старту — ралли-рейду «Дакар-2021», который, похоже, все-таки состоится.

В формате Видеоконференции

Презентация гонки состоялась на прошлой неделе, 11 июня, и впервые в онлайн-режиме. Как стало известно, 43-й в истории ралли-рейд «Дакар», как и предыдущий, полностью пройдет по территории Саудовской Аравии, однако его маршрут не будет повторять конфигурацию этого года, пообещали организаторы. По их словам, они позаимствовали всего 50-80 км из конфигурации «Дакара-2020» и обещали представить подробный маршрут уже в ближайшее время.

Старт запланирован на 3 января следующего года в Джидде на побережье Красного моря, финиш — там же 15 января. Это еще одна из особенностей предстоящего марафона — маршрут-2021 станет круговым: в минувшем январе участники стартовали в городе Джидда, а финишировали в строящемся пригороде Эр-Рияда под названием Киддия.

К слову, карту нового маршрута команда «МАЗ-СПОРТавто» уже разместила в своем Инстаграм-аккаунте. А о том, как готовятся наши спортсмены к гонке, руководитель команды Сергей Вязович рассказал журналистам 12 июня во время выставки автотехники «МАЗ», организованной по случаю официального визита на Минский автозавод премьер-министра Беларуси Романа Головченко. Также у капитана «МАЗ-СПОРТавто» нам удалось узнать: как создаются спортивные грузовики, почему эти машины собирают вручную, что болиды позаимствовали у серийного «МАЗа» и благодаря какому смелому проекту Минскому автозаводу удалось запатентовать свой гоночный «капотник».

На предельных скоростях

Минский автозавод постоянно расширяет линейку производимой техники. Например, на выставке в минувшую пятницу главе белорусского правительства были представлены новые тягачи, самосвалы, автобус третьего поколения, первый электробус, а также два поколения спортивных автомобилей: бескапотный МАЗ-5309RR и МАЗ-6440RR капотной конфигурации. Лучшие достижения этих машин — второе место в ралли-рейде «Дакар» в 2018 году и третье в 2020-ом. Это особая гордость предприятия, ведь спортивные грузовики подтверждают на международных гонках высокое качество и надежность техники «МАЗ».

Премьер-министр поинтересовался у пилотов «МАЗ-СПОРТавто», сколько комплектующих в спортивных «МАЗах» от серийных грузовиков. И это, пожалуй, самый часто задаваемый вопрос, который слышат наши гонщики. «На самом деле, проще сказать, что не от серийного «МАЗа» — это двигатель, амортизаторы и рессоры», — пояснил руководитель команды.

Сергей Вязович рассказал: «У нас есть свой конструкторский отдел, он состоит из пяти человек. Совместно с управлением главного конструктора мы сами чертим свои автомобили, потом это передается в производство». Капитан команды подчеркнул, что собирается машина не на конвейере, а на территории экспериментального цеха с помощью членов команды вручную, но с применением в большинстве своем комплектующих серийного производства. Необходимые детали для болидов делают на площадях МАЗа и на предприятиях холдинга, а сама конструкция автомобилей полностью принадлежит Минскому автомобильному заводу.

МАЗ запатентовал свой «капотник»

Следует отметить, что в прошлом году Минский автозавод защитил патентом свой капотный ралли-болид — с документом можно ознакомиться в открытой базе Роспатента. Среди авторов раллийного МАЗа значится коллектив заводских инженеров, включая Сергея Вязовича — руководителя и ведущего гонщика спортивной команды «МАЗ-СПОРТавто».

Такая необходимость возникла в связи с решением выставить новый грузовик на «Дакар-2020». «Нас бы просто не допустили к участию в гонке, — поясняет С. Вязович. — На технической комиссии проверяется соответствие грузовика техническому регламенту. Оформляется такой документ, как омологация (одобрение). И его основное требование — чтобы такой грузовик, похожий, выпускался заводом. То есть нельзя создать машину, так сказать, из головы, придумать, и выступать на ней в гонке. И в этом плане нам помог проект примерно 10-летней давности, когда МАЗ сделал такой смелый шаг — из привычной компоновки бескапотного грузовика создал тягачи капотной компоновки, которые на сегодняшний день уже не выпускаются, но это позволило нам взять за основу тот грузовик и сделать похожий на него спортивный».

Так, МАЗ-6440RR основан на шасси старого бескапотного болида МАЗ-5309R, кабина позаимствована у серийного МАЗ-5440, а стеклопластиковый «нос» — у эксклюзивного седельного тягача МАЗ-6440PA, который был представлен на выставке в 2011 году, но не нашел коммерческого предложения из-за действующего во многих странах ограничения на габаритную длину автопоезда. Но когда возникла идея создания спортивного автомобиля капотной компоновки, именно благодаря тому, что у Минского автозавода уже был разработан капотный тягач МАЗ-6440PA (который прошел сертификацию), удалось запатентовать новый болид. Такая капотная компоновка позволяет разгрузить переднюю ось и таким образом делает более удачной развесовку машины, считают создатели МАЗ-6440RR. И все авторитетные спортивные издания перед прошлой гонкой «Дакар» отметили это техническое ноу-хау Минского автозавода.

К слову, сделать то же самое КамАЗу — главному сопернику МАЗа на «Дакаре» — пока не удается. Нам же амбициозный, смелый проект 2011 года позволил на сегодняшний день иметь два варианта спортивного автомобиля: бескапотный и капотный.

Напомним, болид с индексом МАЗ-6440RR презентовали в конце декабря 2018 года. Международная премьера «капотника» состоялась на ралли Morocco Desert Challenge в апреле 2019-го, где заводской экипаж одержал победу. А на «Дакаре-2020» он пришел третьим к финишу среди грузовиков.

«Мы имеем омологацию на пять лет: один год истекает летом, но у нас в запасе еще четыре, когда мы можем выступать на машине этого типа. И этот грузовик уже не в единственном экземпляре — их уже два», — резюмировал Сергей Вязович.

В ходе общения главы правительства с представителями команды «МАЗ-СПОРТавто» речь шла не только о технических особенностях машин, но и о профессионализме членов команды. От чего в большей степени зависит результат гонок — от техники или мастерства пилота, спросил Р. Головченко.

— От техники зависит многое, — отметил С. Вязович. — Сейчас темп гонок предполагает, что почти всегда, независимо от того, какой рельеф дороги, нужно придерживаться, как правило, либо максимально допустимой, либо близкой к максимальной скорости. А она ограничена 140 км/ч. Но здесь командный вид спорта. Очень командный! Начиная от чертежа и сборки автомобиля и заканчивая гонкой. Автомобиль ежедневно возвращаясь на сервис, попадает в руки группы механиков, которые в принципе находятся на самоконтроле. Они знают свою работу, и если кто-то где-то что-то упустил — на завтра, будь ты даже самый лучший пилот в мире, машина остановится, сломается. Да, пилот, экипаж может уступить сопернику, но то, что мы не стоим во время гонки, а всегда едем — автомобили наши не ломаются — это большое дело.

Задав Сергею Вязовичу еще ряд вопросов, Роман Головченко отметил важность того, что МАЗ присутствует в таком виде спорта, как международные ралли. «Спасибо вам, ребята, и удачи!» — сказал премьер.

Что касается планов наших спортсменов на предстоящем «Дакаре», то они у «МАЗ-СПОРТавто» самые амбициозные. «Мы нацелены на победу, на призовые места, — сказал С. Вязович. — Будем готовиться, испытывать автомобили, тренироваться и, на самом деле, осталось не так уж много времени — реально 5 месяцев до отправки машин. А учитывая, что сейчас лето — они пролетят очень быстро».

Капитан команды признался, что презентация «Дакара» подняла спортсменам настроение: «Мы рады, что гонка стоит в планах, что работа над маршрутом ведется, так как большая часть сезона в этом году прошла, можно сказать,
вхолостую».

Сергей Вязович рассказал, что команда готовит на «Дакар» три экипажа, состав которых пока держится в секрете. В настоящее время проводятся испытания второго, нового «капотника», но назвать их полноценными руководитель команды не может. Тренировки проходят исключительно на территории Беларуси, а рельеф страны и протяженность дорог не позволяют экипажам работать в полную силу. Это небольшие круги на полигонах, маршрут которых известен, поэтому штурману работы нет. Но, как говорится, на безрыбье и рак — рыба.

Следующая более подробная презентация «Дакара» назначена на ноябрь, и наши гонщики надеются, что удастся присутствовать на ней. Скорее всего, уже в первых числах января непосредственно в Джедде будут проходить технические и административные проверки, и, соответственно, Новый год наши спортсмены опять проведут не дома. Но к этому за последние годы они уже привыкли.

Остается пожелать команде «МАЗ-СПОРТавто» плодотворных тренировок на пути к «Дакару-2021».

 

Ирина МЯСНИКОВА

Опубликовано в № 23 от 19 июня 2020 г.



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ