Техника в погонах

Минский автомобильный завод | МАЗ
img

Техника в погонах

15 мая 2020 в 07:10:34/МАЗ, Газета

Первый в истории танк Марк-1, немецкие «Тигры» и «Львы», советский танк-победитель Т-34 и богиню артиллерии «Катюшу» — все это и не только автозаводцы могут увидеть, не выходя за проходную МАЗа. В кабинете начальника производственно-диспетчерского отдела завода автомобильных агрегатов С.М. Лицкевича — целая коллекция бумажных моделей военной и гражданской техники, которые он сделал сам. Они впечатляют своей детализацией и точностью.

Сборка моделей и создание диорам — совсем не простая задача, как может показаться на первый взгляд. Так точно передать цветовую гамму бронетехники, чтобы бумага выглядела как железо, изобразить мельчайшие детали — будь-то трос или ведро, сделать протектор шин, где детали имеют миллиметровый размер, даже просто от руки нарисовать номер! Все это кропотливый и тяжелый труд! И самое творческое из всех технических хобби!

В свете происходящих событий, связанных с пандемией, которые захлестнули весь мир, не хочется, чтобы тема Великой Победы осталась где-то в стороне. И особую роль в этом играют мастерство и талант таких людей, как Сергей Лицкевич. Они создают маленькие шедевры, которые при этом имеют огромное значение — они прививают интерес и любовь к армии, военной технике, истории и Родине.

Когда корреспонденты «Автозаводца» в первый раз встретились с Сергеем Лицкевичем, в центре нашего внимания оказалась опытная модель МАЗ-6317, сделанная из бумаги в масштабе 1:50. Макет этой машины по просьбе Сергея разработал могилевчанин Виктор Суздалев, в журнале «Бумажное моделирование» она была издана в масштабе 1:32. Тогда, демонстрируя машину, заводчанин рассказал, что это тестовая модель (неокрашенная), но он уже начал собирать ее в цвете и в масштабе 1:25. Естественно, нам очень хотелось увидеть конечный результат, поэтому спустя время мы в очередной раз заглянули в кабинет Сергея Михайловича.

Как и обещал, он показал нам уже не опытный экземпляр, а полноценную видовую модель армейского грузовика, «перемаштабировав» ее и слегка доработав. Сергей заменил колеса — они сделаны под диски. В этой модели все двигается, снимается тент, поднимается борт, откидывается кабина, открываются двери, проработана до мелочей подвеска, есть даже «регистрационный номер» — так сказать, рабочий «МАЗ» в миниатюре.

— С кабиной был отдельный вопрос, — признается моделист. — Когда ее пришлось разрезать, для того чтобы сделать открывающиеся двери и капот, получился пасьянс, так как сама облицовка и является несущим каркасом кабины. Тут я, конечно, намучился. Но конечный результат порадовал.

Эта модель сразу же заняла первое место на крупнейшем российском форуме на сайте https://only-paper.ru. Отзывы подписчиков — сплошь положительные: «Отличный грузовик получился! Очень реалистично», «Особенно понравилась трансмиссия (ходовая). А колеса вообще, как живые». В октябре 2019 года на форуме «WORLD OF TANKS» в категории «Моделист» МАЗ-6317 был также признан лучшей моделью месяца, а С. Лицкевич удостоен диплома за первое место. А в марте 2020 года на том же форуме победу одержал его бумажный самолет Су-25.

Это не единственная модель летательного аппарата в коллекции С. Лицкевича, но… особенная. Почему решил пополнить собственную эскадрилью советским штурмовиком по прозвищу «Грач», Сергей признался просто — ностальгия:

— Это моя базовая модель. Я по образованию техник-механик, оканчивал Минское авиационное училище и изучал непосредственно Су-25. За годы своего увлечения моделизмом склеил много различных моделей самолетов, но только в зрелом возрасте добрался до Су-25. И сделал его довольно быстро. Дело в том, что работать над машинами сложнее: кропотливой проработки требуют мельчайшие детали. А самолет в этом плане проще — он каркасный, зато труднее дается форма.

Вообще, военных моделей в экспозиции Сергея Лицкевича очень много. Конечно, центральное место в ней отводится танку Т-34 как символу Великой Победы. Также есть советские средние танки периода Великой Отечественной войны Т-44 и А-43,  САУ Су-18.

— У меня целая коллекция тяжелых немецких танков «Тигр», — продолжает демонстрировать модели Сергей Михайлович, — здесь есть и первый, и королевский. А это одна из модификаций сверхтяжелого немецкого танка «Лев». Есть также средний немецкий танк Е-50, «Пантера», германский средний полугусеничный бронетранспортер SdKfz 251. И даже первый в истории танк, примененный в боевых действиях (битва на Сомме, 15 сентября 1916 года) — британский тяжелый танк Марк-1. Но большая часть собранных машин подарена родственникам и друзьям.

Кроме того, в экспозиции С. Лицкевича есть диорамы (зрелищная часть происходящих событий). О «Катюше» на руинах немецкого города» мы уже рассказывали в одном из недавних номеров «Автозаводца». Также Сергей сделал для дочери в школу большую объемную композицию «Холмские ворота Брестской крепости» — она осталась в учебном заведении. Последняя диорама — «Африка, 1945 год» с брошенной немцами техникой — еще не закончена: не хватает машины медицинской помощи на базе Opel Blitz. «Она уже напечатана, но руки до нее не доходят, — говорит Сергей. — Сейчас взялся делать корабль — немецкий тяжелый крейсер времен Второй мировой войны «Адмирал граф Шпее». Каркас уже собран. Теперь делаю надстройки».

По словам моделиста, верх судна потребует немало времени. Поэтому закончить крейсер Сергей планирует летом, будучи в отпуске.

— Если честно, я далек от морской тематики, но все-таки решил взяться за корабль. Читаю на форумах моделистов, как и что делать, и уже имею понятие, что такое леера, швартовка и прочее, — признается он. А на вопрос, почему захотелось собрать именно немецкий крейсер, отвечает:

— Потому что, во-первых, размер был подходящий — метровая модель. Если и начинать осваивать морскую тематику, то с чего-то большого и красивого. К тому же этот крейсер был с хорошей проработкой. И, что самое интересное, несмотря на большой размер, в журнале была предоставлена возможность распечатать развертки в формате А4. Большинство журналов, которые выпускают такого класса модели, 25-й масштаб делают в формате А3. Но у меня такого цветного принтера нет. Поэтому мало того, чтобы модель понравилась, нужно еще иметь возможности ее сделать.

Надеемся, вскоре нам удастся увидеть немецкий крейсер в миниатюре, С. Лицкевич пообещал нам показать его, как только закончит. «В однокомнатной квартире поставить его будет некуда. Даже собирать его на кухонном столе проблематично, — он занимает всю площадь, — поясняет собеседник. — Жена, увидев мою новую работу, спросила: «Ты побольше ничего не мог найти?». Но это, конечно, шутя. И близкие, и коллеги поддерживают увлечение Сергея. Посмотреть на его коллекцию техники приходят многие, ведь по роду своей деятельности ПДО работает с разными подразделениями МАЗа. Вот и мы, познакомившись с экспозицией Сергея Михайловича в прошлом году, продолжаем с интересом следить за его модельным творчеством.

Ирина МЯСНИКОВА

Фото Петра ВЕРБИЦКОГО

Опубликовано в №№ 17-18 от 15 мая 2020 г.