Троллейбусы «МАЗ» — уже на улицах столицы

Минский автомобильный завод | МАЗ
img

Троллейбусы «МАЗ» — уже на улицах столицы

30 апреля 2020 в 09:30:25/МАЗ, Газета

Минский автомобильный завод завершает поставку 70 троллейбусов с автономным ходом ГП «Минсктранс». В соответствии с условиями договора машины должны поступить в распоряжение заказчика до конца апреля 2020 года. Отгрузка последних двух единиц состоялась на текущей неделе.

Как пояснили корреспонденту газеты «Автозаводец» в управлении продаж пассажирской техники (УППТ) ОАО «МАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛ-АВТОМАЗ», отгрузка товара производится сразу в троллейбусные парки Минска, где после обкатки и наладки она принимается в эксплуатацию. Первые бесконтактные троллейбусы «МАЗ» начали поступать в «Минсктранс» в январе текущего года и были направлены в троллейбусный парк № 4, где во время открытия нового депо в микрорайоне Уручье состоялась своеобразная презентация новинки Минского автозавода. Затем бесконтактные троллейбусы, поступившие от производителя, столичные транспортники распределили по разным районам города. Так, 21 единица реализована в троллейбусный парк № 4 (ул. Харьковская, 16), еще 17 — в 5-й троллейбусный (ул. Солтыса, 26). Парки № 3 (ул. Гурского, 17) и № 2 (ул. Ванеева, 31) получили по 16 троллейбусов, причем в последнем поставленная техника находится в стадии приемки и на линию еще не выходила.

Следует отметить, что развитие электротранспорта — общемировая тенденция. Поэтому Минский автозавод на протяжении последних лет расширяет линейку своей продукции, в том числе включая в нее технику с электроприводом. На сегодняшний день предприятие выпускает две модели троллейбусов — полунизкопольный МАЗ 103Т и низкопольный МАЗ 203Т. Второй, к слову, и эксплуатируется в Минске.

Принцип работы такого вида транспорта и его главное отличие от обычного троллейбуса состоит в том, что машина на ходу получает заряд электричества, который накапливается в блоках литиевых батарей. Однако в определенный момент троллейбус может отключиться от токоприемника и далее ехать автономно — запаса хода хватает более чем на 20 километров. Это позволяет расширять маршрутную сеть в новых микрорайонах без прокладки контактных сетей и одновременно повышает эффективность использования действующей сети. К тому же троллейбус с автономным ходом более маневренный, поэтому столичные транспортники стараются его задействовать на наиболее загруженных маршрутах. По информации «Минсктранса», бесконтактные троллейбусы «МАЗ» работают на маршрутах: № 52 «ДС «Малиновка-4» — ДС «Кунцевщина», № 44 «ДС «Запад-3» — Бобруйская», № 59 «ДС «Серова» — Долгобродская». Скоро они выйдут и на маршрут № 10 «ДС «Веснянка» — ДС «Малиновка-4».

Бесконтактные троллейбусы «МАЗ» визуально похожи на своих собратьев производства «Белкоммунмаша». Однако в салоне имеется ряд отличий. Самая, пожалуй, удивительная для пассажиров опция нового троллейбуса — кнопка адресного открытия дверей, в городском общественном транспорте столицы она еще не применялась. С помощью так называемой «теплой кнопки» пассажир может войти или выйти из троллейбуса через определенную дверь, не задействуя все их сразу, что в условиях холодной погоды позволяет сохранять тепло в салоне, а летом — прохладу от кондиционера. В целях безопасности двери открываются только на остановках.

Для водителей в новом троллейбусе также предусмотрен ряд преимуществ. Например, на крыше расположена камера и подсветка — таким образом водитель может видеть токоприемник и подключаться к контактной сети, не выходя из салона. Во время высадки и посадки пассажиров с дверных камер на табло у водителя выводится изображение.

Надо сказать, троллейбусы «МАЗ» с увеличенным запасом автономного хода Минск получает впервые, хотя в свое время (10-15 лет назад) автозавод уже поставлял «Минсктрансу» троллейбусы предыдущего поколения. При этом аналогичные машины уже знают и в нашей стране, и за рубежом.

В Беларуси впервые бесконтактные троллейбусы появились в Гродно три года назад, сейчас в этом городе они работают уже на нескольких маршрутах. Только за прошлый год МАЗ поставил транспортникам областного центра 10 таких машин, сообщили в УППТ предприятия. «Правда, в них используется другого типа энергонакопители и применена несколько иная планировка салона», — уточнили в управлении. Также в 2019 году 1 троллейбус аналогичный тому, что курсирует в белорусской столице, был реализован в Гомель.

Кроме того, троллейбусы «МАЗ» с автономным ходом активно эксплуатируются в Украине. Они там идут под маркой «Днiпро Т-203». Машины собираются на мощностях ПО «Южмаш» (г. Днепр) и являются модификацией белорусского МАЗ 203Т. На совместном производстве собрано уже более 50 троллейбусов с автономным ходом, которые курсируют во многих городах Украины.

Ирина МЯСНИКОВА

Фото Петра ВЕРБИЦКОГО

Опубликовано в № 16 от 30 апреля 2020 г.