Хроники печальных событий

Минский автомобильный завод | МАЗ
img

Хроники печальных событий

24 апреля 2020 в 09:25:10/МАЗ, Газета

Название города «Чернобыль» крепко и бесповоротно вошло в историю после 26 апреля 1986 года. Когда-то он был просто синонимом безобидного растения под названием полынь, которое и дало название малому городу под Киевом. Однако для всего человечества Чернобыль стал страшным отголоском из прошлого и приобрел жуткий смысл после катастрофы на местной атомной электростанции.

С той аварии, которая всколыхнула если не весь мир, то Европу точно, прошло 34 года. Для устранения последствий приняли участие более 600 тысяч человек, точные цифры погибших от лучевой болезни до сих пор неизвестны. Об этом событии снято немало документальных фильмов. Но хотелось бы заострить внимание на двух — самых первых, снятых, что называется, по горячим следам.

Фильм «Чернобыль. Хроника трудных недель» снят режиссером Владимиром Шевченко и съемочной группой «Укркинохроники». Процесс съемки начался практически сразу же после того, как произошла катастрофа на АЭС. С 14 мая 1986 года и на протяжении трех месяцев съемочная группа снимала моменты ликвидации последствий после взрыва, брала интервью у свидетелей случившегося, участников происшествия. Более 100 дней они записывали на киноленту рабочие будни пожарных, энергетиков, военных, дозиметристов, атомщиков, строителей, медиков.

«Смертельный враг, который даже за стальной броней зашкаливал стрелки дозиметров и, невидимый, творил в теле человека свою злую работу — радиация. У нее нет ни запаха, ни цвета, у нее есть только голос…» и в этот момент, когда закадровый голос завершил монолог, слышится треск, издаваемый счетчиком Гейгера.

Съемки шли и на особо опасных территориях, где в целях безопасности было разрешено снимать лишь полминуты, и не секундой дольше. Все, чтобы как можно ближе запечатлеть зияющую дыру реактора и разбросанные вокруг куски радиоактивного графита — того самого, который до взрыва находился внутри.

В фильме есть и другие уникальные кадры: как Днепропетровские, а после Тульские шахтеры рыли тоннель под реактором для установки жидкого азота, как принимались важнейшие решения на собраниях, как начинали строить саркофаг. И что ощущали местные жители, которых оставили без крова.

Детские письма на адрес Чернобыля: «Здравствуйте, у меня первая группа крови, резус-фактор отрицательный, хочу вам помочь. Юрис Богдас, 10 лет, Литовская ССР».

«Дорогие товарищи! Я еще маленький и ничем не могу помочь. Приезжайте к нам на лето. Варгазин Гена, 9 лет, г. Ленинград».

Владимир Шевченко, по всей видимости, знал о последствиях от полученных доз облучения, поэтому занимался монтажом не покладая рук, чтобы успеть закончить свою работу. Уже в октябре 1986 года фильм был готов. Однако только в феврале 1987-го, после прохождения «цензуры», состоялась премьера документально-публицистического фильма. Из двадцати тысяч отснятых видеоматериалов, массовый зритель увидел лишь полторы тысячи столько осталось после «урезки» фильма специальной Межведомственной комиссией. И, тем не менее, изрезанный вариант был закуплен впоследствии 132 странами мира и получил призы девяти международных кинофестивалей.

Чтобы отснять данный видеоматериал, режиссеру пришлось пожертвовать своей жизнью. Когда Владимира Шевченко положили в больницу, в его дневнике появилась запись: «Если кто-то скажет мне, что если бы не лез, был бы с легким, немедленно отвечу: лучше без легких, чем, как некоторые, без чести». Он трагически умер от лучевой болезни и химического отравления 30 марта 1987 года. После начала съемок фильма он прожил 11 месяцев, после кинопремьеры – месяц. Фильм о Чернобыле стал последним в его карьере, но занял особое место в документальной киноиндустрии.

Полнометражный фильм «Колокол Чернобыля» также начали снимать в мае 1986-го, но, в отличие от первой киноленты, создатели второй старались запечатлеть исключительно документальные свидетельства событий 1986-1987 годов по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

«Следующая тройка кричит один из работников, созывая солдат в специальной защитной одежде. – «Значит, сейчас поднимаетесь вот по этой лестнице, вдоль этого здания бегом по крыше, до угла здания. Там поворачиваете, будет небольшой парапетик, через него переступаете, и до конца. Там будет грибок вентиляционный… сейчас покажу на схеме… Вот здесь до вас соскобли куски крыши рубироида, его нагружаете на носилки и вот сюда выбрасываете очищенный мусор. Ясно?.. Один набрасывает, двое носят. Когда прибежите сюда (к месту сбора мусора — прим.), начинаете считать до 90… Как только 90, бросаете инструмент, и бегом назад…»

В фильме немалую часть экранного времени режиссеры Роллан Сергиенко, Владимир Синельников показывают людей. Это простые жители сел и городов из 30-километровой зоны обязательного отселения, в основном пожилые люди без образования и познаний в атомной энергетике. Они переживают разлуку с домом и еще надеются, что смогут вернуться в свои дома. Некоторые — оплакивают погибших. Также показали и тех, кто не остался равнодушным и сам захотел помочь справиться с последствиями взрыва.

«Это влюбленная пара из Казахстана узнала про то, что случилось, в день своей свадьбы и решила провести свой медовый месяц, работая в Чернобыле. Им разрешили…».

Кинолента включает эксклюзивные кадры очистки территории АЭС специальными роботами в особо опасных зонах, управляли техникой с помощью специального робота на максимально допустимом и безопасном для человеческой жизни расстоянии. Показана и работа дозиметристов и солдат, занятых очисткой сел. И, конечно, подготовка к строительству защитного саркофага для четвертого энергоблока.

Мировая премьера фильма «Колокол Чернобыля» состоялась 3 марта 1987 года. Видеоматериал показали во всех странах мира, где есть телевидение. За это кинолента занесена в «Книгу рекордов Гиннеса».

Киноленты стали известными на весь мир. Не только из-за уникальных кадров, но из-за риска, на который пошли все съемочные группы, чтобы показать героизм тысячи людей, которые положили жизни для ликвидации последствия на территории распространения радиации.

Елена ПОДЫМАКО

Фото из сети Интернет

Опубликовано в № 15 от 24 апреля 2020 г.