ОАО «БААЗ» — в узлах и деталях ас

Минский автомобильный завод | МАЗ
img

ОАО «БААЗ» — в узлах и деталях ас

10 апреля 2020 в 15:33:27/МАЗ, Газета

В нашу дружную семью холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» входит открытое акционерное общество «Барановичский автоагрегатный завод», год рождения которого говорит о том, что он ровесник Минского автозавода.

Предприятие было организовано 9 августа 1944 года как завод по ремонту автотракторных и автомобильных двигателей: именно в этот день, на основании Постановления СНК БССР № 197 от 28 апреля 1944 года, начальник Барановичского областного земельного отдела издал указ об организации Барановичского мотороремонтного завода (приказ № 21 от 09.08.1944 года). С этого дня и начинается трудовая биография завода, отметившего в прошлом году, как и МАЗ, свое 75-летие.

Тем же приказом был назначен и первый его директор — Михаил Филиппович Феденеев. Перед заводчанами была поставлена задача: к ноябрю 1945 года закончить строительство главного корпуса, общежития, 4-квартирного дома, силовой станции, литейного цеха.

Одновременно со строительством предприятия проводилась работа по созданию и организации его структуры. Так, 8 сентября 1945 года был организован отдел технического контроля. Техническая подготовка производства велась параллельно со строительством. И уже в мае 1945 года была завершена подготовка и освоен технологический процесс отливки алюминиевых поршней.

В целом профиль завода в период становления (1944-1945 годы) можно охарактеризовать так: ремонт автомобильных и тракторных моторов (до 4 штук в месяц) и изготовление запасных частей. При этом общая численность работающих к концу 1945 года составила 159 человек.

В последующие 1946-1950 годы коллектив был нацелен увеличивать темпы по ремонту автотракторных моторов. В эти годы были приняты меры по укреплению завода опытными руководящими кадрами. 30 октября 1948 года директором завода назначается опытный специалист, инженер Аникейчик Константин Николаевич (руководил заводом более 16 лет), с его именем связана история строительства и развития завода от небольших мастерских до предприятия, каким оно стало в шестидесятые годы.

Примечательно, что за 5 послевоенных лет объем отремонтированных моторов составлял 140 штук в год. Коллектив же увеличился до 198 человек.

За этот период был полностью освоен узловой метод и внедрены специальные стенды для ремонта моторов, которые впоследствии стали образцом организации поточно-узлового метода ремонта моторов не только мотороремонтных предприятий республики, но и всей Страны Советов.

Первая освоенная продукция завода домкрат гидравлический г/п 12 тн (1956 год); амортизатор рычажный МАЗ-210 (1956 год); рулевое управление автомобиля МАЗ-200 (1961 год); рулевой механизм автомобиля МАЗ-500 (1964 год); амортизатор телескопический МАЗ-500 (1964 год) и т.д.

В 1965 году директором завода назначен Гришечкин Николай Петрович (1965-1984 г.). В эти годы построены и введены в эксплуатацию два механических корпуса №№ 1-2 и новая компрессорная станция. Организованы новые участки: «Домкрат», «Амортизатор-200», «Руль-200», «Шкив», «Амортизатор-500», термогальваническое отделение, инструментально-заточной участок, химическая, металлографическая и измерительные лаборатории. Заимствованы и внедрены в производство новаторские технологии: газовая цементация стали, никелирование, меднение и цинкование, формовка, покраска деталей и агрегатов.

В 1960 году предприятие было переименовано в завод автомобильных агрегатов. А с сентября 1975 года Барановичский автоагрегатный завод вошел в состав производственного объединения «БелавтоМАЗ», что стало новой вехой в жизни коллектива.

Поставка заводом на конвейер МАЗа узлов и агрегатов потребовала улучшения технико-экономических характеристик изделий, поэтому БААЗ активно сотрудничал с рядом научно-исследовательских институтов.

В 1978 году внедрена комплексная система управления качеством продукции (КСУП), что позволило на более высоком уровне решать вопросы качества выпускаемой продукции с учетом пожеланий потребителей. Удельный вес продукции с Государственным Знаком качества составил 53,1 %.

В 1984 году на должность руководителя предприятия был назначен Калеников Анатолий Яковлевич, который возглавлял завод до июля 2010 года.

26 января 2009 РУП «БААЗ» был реорганизован в ОАО «БААЗ» и в числе первых вошел в состав холдинга «БЕЛАВТОМАЗ».

Результатом работы по внедрению на БААЗе системы качества в соответствии со стандартом ИСО 9000 стало признание завода победителем конкурса Брестского облисполкома «Качество-2001», конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь-2002» (домкрат гидравлический грузоподъемностью 5 тонн). За достижения в области качества предприятие в 2002 году стало Лауреатом премии Правительства Республики Беларусь, Лауреатом премии Министерства промышленности Республики Беларусь.

В 2010 году на должность руководителя предприятия был назначен Виталий Александрович Юркевич.


 

В настоящее время ОАО «БААЗ» специализируется на производстве узлов и деталей к большегрузным автомобилям, автобусам, прицепам, троллейбусам, ж/д транспорту и является одним из ветеранов промышленных объектов города Барановичи. Тесная связь с минскими машиностроителями позволила ему зарекомендовать себя как надежный партнер МАЗа.

На сегодняшний день ОАО «БААЗ» — это современное машиностроительное предприятие с высоким техническим потенциалом, продукция которого соответствует стандартам качества.

Система менеджмента качества организации ОАО «БААЗ» руководствуется, в частности, сертификатом соответствия требованиям стандарта ISO 9001:2015. Область его действия: проектирование и производство комплектующих и запасных частей для механических и буксируемых транспортных средств. А также сертификатом соответствия требованиям стандарта IATF 16949:2016. Равняются на предприятии и на систему экологического менеджмента, соответствующую требованиям стандарта ISO 14001:2015. Действенна здесь система менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда, соответствующая требованиям стандарта OHSAS 18001:2007. На ОАО «БААЗ» функционирует также система менеджмента бизнеса, соответствующая требованиям стандарта железнодорожной промышленности ISO/TS 22163:2017.

На предприятии, подчеркивает его руководство, идет постоянное освоение новой продукции: только за 2019 год освоено 54 вида новых изделий. Основным направлением здесь является освоение демпферов рельсового подвижного состава и автокомпонентов для импортной грузовой автотехники.

На предприятии постоянно проводится модернизация основных производственных мощностей. При этом на БААЗе не скрывают: одной из основных причин необходимости в инвестициях является физически и морально устаревший парк оборудования (около 75 % оборудования имеет возраст 20 лет и свыше). Приобретение нового оборудования позволит эффективней использовать мощности и предоставит возможность более оперативно осваивать новую продукцию, а также снизить затраты на выпускаемые изделия, не сомневаются на БААЗе.


 

И это происходит: за 2019 год инвестиции в предприятие составили 432 тыс. руб. По программе энергосбережения закуплено три выпрямителя с промежуточным инвертором ВИЦР-ТПП-630-12-УХЛ4.1 стоимостью 24,8 тыс. руб. Источником финансирования явились собственные средства.

За счет собственных средств завод также закупил два сварочных аппарата «Evospark» EVOMIG Pro 500Fe (стоимостью 27,2 тыс. руб.).

Для замены морально и физически изношенного оборудования приобретена предприятием за свои средства и струйная моечная машина проходного типа АМ300Т/4 стоимостью 195,4 тыс. руб.

На 2020 год запланировано приобретение двух токарно-револьверных станков с ЧПУ (с внутренним диаметром шпинделя 80 мм) и горизонтального обрабатывающего центра с ЧПУ. Общая сумма инвестиций за 2020 составит 1200 тыс. рублей.

Наши партнеры заслуженно гордятся тем, что за 2019 год ОАО «БААЗ» сумел обеспечить стабильную работу с использованием всего рабочего времени без остановок производства, вовремя выплачивалась заработная плата и производились расчеты за энергоносители, своевременно рассчитались с бюджетом по налогам.

Есть и другие позитивные новости, которые стоит напомнить нашим читателям в контексте данной статьи: Барановичский автоагрегатный завод принял участие в 15-м Камском промышленном форуме–2020. В рамках которого прошла тематическая выставка «Автопром. Автокомпоненты-2020», участником которой выступил и БААЗ. По результатам участия в выставочных мероприятиях завод был удостоен Почетной грамоты. Напомним, что целями форума и выставки «Автопром. Автокомпоненты-2020» было: поддержка местных товаропроизводителей путем интеграции малого и среднего бизнеса вокруг крупных компаний и реализация программ по импортозамещению; демонстрация передовых технологий отрасли; предложения по механизмам их внедрения, в том числе от государственной инфраструктуры бизнеса.

Ну, а в прошлом году, судя по информации предприятия, размещенной на официальном сайте, ОАО «БААЗ» внесло значительный вклад в программу локализации «Автотор Холдинг» г. Калининграда. Калининградская область не только важный перспективный торговый партнер, но и один из самых близких для белорусов регионов России. В двусторонней торговле мы приблизились к отметке в 360 миллионов долларов. Примечательно, что Барановичский автоагрегатный завод был отмечен на встрече А.Г. Лукашенко с губернатором Калининградской области А.А. Алихановым. Со своей стороны глава Калининградской области высоко оценил промышленное взаимодействие и программы локализации российских предприятий и белорусских заводов. «Это позволяет уже сегодня говорить о больших совместных проектах. В том числе проект локализации таких автомобилей, как «Хендэ», «КИА». ОАО «БААЗ» с третьего квартала 2019 года подключился к программе локализации компании «Автотор Холдинг». И уже новые автомобили производятся, можно сказать, в том числе и с использованием белорусских технологий на белорусский и российский рынок, на рынок Евразийского союза», отметил Алиханов.

Итоги же производственной деятельности за прошлый год ОАО «БААЗ» таковы: темп роста объема производства в действующих ценах за 2019 г. составил 104,3 %. Предприятие наращивало отгрузку инновационной продукции, удельный вес которой в общем объеме отгруженной продукции — 23,6 %. За отчетный период 2019 года на экспорт БААЗ реализовал свою продукцию на сумму 7486,6 тыс. дол. Темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 107,4 %. Положительное сальдо внешней торговли товарами равняется 5704,1 тыс. дол. Рентабельность продаж за отчетный период — 2,8 %. Заводом было обеспечено выполнение целевого показателя по энергосбережению, подтвержденного экономией, на уровне —11,5 %.

Эти цифры выглядят обнадеживающе, ОАО «БААЗ» продолжает развиваться и ищет новые пути для эффективности производства и улучшения качества своей продукции.

Подготовила Олеся МИХАЛЕНКО

Опубликовано в № 13 от 10 апреля 2020 г.