70 лет на трудовой вахте

Минский автомобильный завод | МАЗ
img

70 лет на трудовой вахте

13 марта 2020 в 13:28:27/МАЗ, Газета

16 марта 1950 года — знаковая дата для работников литейного цеха ковкого чугуна. Именно ее они считают днем образования своего подразделения, поэтому 30 лет назад на здании цеха появилась табличка: «16 марта 1990 г. — 40 лет со дня пуска цеха».

Безусловно, ЛЦКЧ является важным звеном общепроизводственной цепи, он обеспечивает работоспособность других подразделений Минского автозавода, снабжая их отливками. И на этой важной трудовой вахте цех находится уже 70 лет! А с чего все начиналось, кто был у истоков литейного производства? Не зная этого, невозможно говорить о дне сегодняшнем. Поэтому мы обратились за информацией в Музей истории трудовой славы МАЗа, где изучили архивные документы, ознакомились с фотоматериалами, полистали рукописи ветеранов автозавода. И оказалось, что с пуском цеха было не все так однозначно.

 За строкой приказа

9 июля 1946 г. было принято Постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по обеспечению строительства Минского автомобильного завода Министерства автомобильной промышленности». Согласно документу, устанавливались сроки, в которые необходимо было обеспечить окончание строительства и сдачу под монтаж основных объектов, и в первую очередь — литейного цеха серого и ковкого чугуна (IV квартал 1947 г.). Приказом № 28 от 27.01.1947 г. для успешной подготовки производства автомашин МАЗ-200 было решено организовать цех ковкого чугуна.


Фото: из архива музея МАЗа

В очерке истории завода «Минский автомобильный» под авторством М. Блистинова, Ю. Богушевича и Е. Вайнруба повествуется о начале строительства ЛЦКЧ в 1947 году. Но гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

Только спустя два года вышел новый приказ относительно этого цеха (№ 42 от 22.02.1949 г.), который гласил: в связи с тем, что строительные работы по цеху ковкого чугуна в основном завершены и цех находится в стадии монтажа, считать его вступившим в строй действующих. Однако ввод в эксплуатацию ЛЦКЧ состоялся только через год (приказ № 66 от 27.02.1950 г.). А 29 марта того же года, согласно приказу № 92, литейный цех ковкого чугуна и цех ремонтного литья объединены в один цех — ковкого чугуна с отделением чугунного и стального литья. Начальником ЛЦКЧ был назначен И.Н. Романов.
 

Комсомольский объект

Следует сказать, что литейный цех ковкого чугуна был объявлен комсомольским объектом. Заводская молодежь встала на стахановскую вахту по его пуску.

25 мая 1949 года на комсомольском собрании цехов отдела главного металлурга был избран штаб комсомольского поста по пуску ЛЦКЧ. Секретарем комсомольской организации цеха была Ирина Дмитриевна Блохина. Комсомольцы взяли под свой контроль изготовление и монтаж агрегатов для литейного цеха ковкого чугуна. Не считаясь ни со временем, ни с трудностями, организовывали рейды по проверке готовности агрегатов. Те, кто тормозил процесс, становились героями «молний», лучшие бригады получали знамя.

Из дневника штаба комсомольского поста по пуску ЛЦКЧ: «12.06.49 г. Комсомольцы и молодежь литейного цеха организовали воскресник по изготовлению деталей для нашего комсомольского объекта. Так как не было электроэнергии, то все рабочие занялись формовкой деталей, и 13 человеками за несколько часов было заформовано 40 штук деталей».
 

Главный металлург вспоминает…

Да, с введением в строй действующих ЛЦКЧ были свои сложности. И кому как не главному металлургу того времени знать об этом. Натан Борисович Пастернак возглавлял эту службу в сложный период становления предприятия, с 1946 по 1950 год. А потому его воспоминания очень ценны для истории завода, и его рукописи бережно хранятся в нашем музее.

Из воспоминаний Н.Б. Пастернака:

«В конце января 1946 года управлением кадров Наркомсредмаш я был направлен в Минск на должность главного металлурга автомобильного завода.

Автозавода еще не было. Был автосборочный цех, собиравший грузовые автомашины марок «Форд», «Шевроле», «МАК», «Студебекер» из поступивших по ленд-лизу узлов. Располагался завод в поселке Красное Урочище в 7 км от города.

Директором завода был тов. Толкунов И.Ф. Главного инженера замещал т. Кане М.Ю., а начальником производства был. Т. Белокриницкой.

Передо мной были поставлены задачи: создать службу главного металлурга, центральную заводскую лабораторию, подготовить кадры литейщиков, модельщиков, термистов, кузнецов, лаборантов и др., организовать металлургическое производство на заводе.

Начинать надо было с нуля. Не было ни цехов, ни кадров.

Прежде всего возникла необходимость в строительстве группы, так называемых, вспомогательных цехов (литейного, термического, кузнечного), которые могли бы обеспечить литьем, поковками и термообработкой нужды автосборочного цеха, инструментального, цеха нестандартного оборудования и нужды строительства, так как слабо развитая тогда промышленность Белоруссии ничем не могла помочь заводу.

Эти небольшие цеха, для строительства которых были использованы корпуса мастерских бывшего военного городка, смонтированные в сравнительно короткие сроки, сыграли огромную роль в деле строительства и монтажа основных производственных цехов, освоении и выпуске первых автомобилей МАЗ-200 и 205 и явились, по существу говоря, кузницей кадров для всех будущих металлургических цехов автомобильного завода.

6 октября 1946 г. ремонтно-литейный цех заработал. Был заформован весь ручной плац. Задута вагранка. К 14.00 часам металл было готов. По команде пробита летка и ослепительная струя жидкого металла, окруженная веером золотистых искр, устремилась в подставленный ковш.

Не было музыки, цветов и криков «ура», но народ ликовал, поздравляя друг друга с появлением первой ласточки металлургического производства. На выпуске первой плавки присутствовали главный инженер завода т. Обухов и управляющий треста «Автопромстрой» т.Дурнов К.Д.».

…«В середине декабря 1946 г. я выехал в Москву для рассмотрения проекта блока литейных цехов (ковкого и серого чугуна).

Надо прямо сказать, комплекс литейных цехов был спроектирован по последнему слову техники сороковых годов и представлял собой светлое, прекрасно вентилируемое здание с открытыми двориками между ними и общим шихтовым двором.

При рассмотрении проекта в Наркомате пришлось выдержать бой с рецензентами, которые считали, что для цеха ковкого чугуна с программой 12,5 тыс. тонн не нужны ни конвейер, ни запроектированные мощности вагранки, и только при поддержке главного инженера Глававтозавода тов. Победоносцева удалось отстоять и утвердить проект блока литейных цехов.

Решено было начать строительство блока литейных цехов с цеха ковкого чугуна.

Перед литейщиками была поставлена задача освоить производство отливок первых трех узлов автомобиля МАЗ-200 и МАЗ-205: передняя ось, центральный тормоз и корпус масляного насоса.


Д. Майборода в литейном цехе ковкого чугуна 1951 г.

Надо отметить, что в чертежах чугунных отливок значились несколько марок чугуна от СЧ 12-28 до СЧ 24-48. Такое разнообразие марок создавало большие неудобства для литейщиков, требуя различной шихтовки для различных деталей. По согласованию с главным конструктором т. Кокиным Г.М. на заводе была принята для всех чугунных отливок единая марка чугуна СЧ 24-44 с шихтой из природно-легированного чугуна (титано-медистого). Это облегчало работу литейщиков и улучшалось качество чугунных отливок автомобиля.

К апрелю 1947 г. на заводе работает полный металлургический комплекс: литейный, кузнечный и термический цехи и центральная заводская лаборатория. Создан и модельный цех с деревомодельным и металломодельным отделениями. Он занял одноэтажный корпус из числа оставшихся в наследство довоенных мастерских.

Для очистки литья внедрена пескоструйная очистка. Методом инжекции струя песка подавалась сжатым воздухом на поверхность отливок, очищая их от земли и пригара. Этот метод был внедрен впервые на МАЗе и обеспечивал необходимую чистую поверхность отливок.

Для отжига ковкого чугуна Гипроавтопромом были разработаны чертежи горизонтальной конвекторной печи непрерывного действия. Была создана специальная группа для реализации проекта. Однако к концу 1949 г. изготовление такой печи было приостановлено.

Строительство цеха ковкого чугуна подходило к концу. К январю 1950г. все основные агрегаты были смонтированы, кроме подземного транспорта и печей для отжига ковкого чугуна.

В связи с тем, что сроки пуска литейного цеха ковкого чугуна, установленные Глававтозаводом, уже прошли, директор завода т. Майборода В.Д. решил запустить цех в незаконченном состоянии, а т.к. печей для отжига ковкого чугуна еще не было, решено было запустить цех на производство стального литья. С этой целью на плавильном участке была смонтирована сталеплавильная э/печь ДСН-3.

Начальник цеха т. Кузнецов отказался приступить к пуску неоконченного монтажниками цеха, и приказом по заводу был уволен.

Я был вызван в партком завода, где мне сообщили, что цех уже принят в эксплуатацию, акт приемки уже подписан и необходимо принять все меры для пуска цеха.

Мною был собран партийно-комсомольский состав цеха. На собрании было принято решение приступить к пуску цеха. В связи с тем, что подземный транспорт еще не был готов, выбивные решетки были зашиты листами железа. После проверки всего оборудования 16 марта 1950 г. оно было включено. В связи с тем, что в цехе царила минусовая температура и формовочная смесь смерзалась, было решено изготавливать формы без стержней. Залитые и выбитые отливки разбрасывали по цеху для обогрева. Кроме того, в цехе пылали бочки с коксом (Литейщики называли их «коксовками». Это топливо для плавки, без него не обходится ни одно сталелитейное и чугунное производство. — Прим. автора).


Работники ЛЦКЧ Е. Соколовский, П Файбич, В. Михайлов, Г. Бобров, П. Радченко, В. Баран 1951 г.

Цех заработал на выпуск стального литья. Начальником цеха, вернее говоря «блока литейных цехов» (ремонтно-литейный цех и цех ковкого чугуна), был назначен т. Романов. Здесь сказались комбинаторские способности директора завода Майбороды Д.В.

Для отжига стального литья была смонтирована (временно) обжигательная толкательная печь. После смертельной травмы с земледелом т. Романов был отстранен от работы. Руководство цеха я взял на себя, подчинив себе и модельный цех (для оперативности). Взамен горизонтальной печи для отжига ковкого чугуна было решено установить вертикальные элеваторные печи по типу печей, принятых на ГАЗе.

В октябре 1950 г. была закончена монтажом одна печь П-650, и цех приступил к производству отливок ковкого чугуна. К октябрьским торжествам 1950 г. были выпущены первые 100 т ковкого чугуна. К этому времени завод освоил отливку картеров заднего моста».

…Так начиналась история литейного цеха ковкого чугуна, которую на протяжении 70 лет продолжали писать разные поколения литейщиков. Нынешние работники ЛЦКЧ, представители самых горячих на заводе профессий, трудятся, опираясь на опыт и традиции своих предшественников. И именно этот коллектив 16 марта 2020 года будут поздравлять с юбилейной датой цеха и благодарить за ударный труд. Но о том, чем сегодня живет ЛЦКЧ и кто пишет его летопись в наши дни, мы расскажем в следующем номере «Автозаводца».

От редакции: За большую помощь в подготовке материала мы благодарим сотрудников Музея истории трудовой славы МАЗа.

Ирина Мясникова

Фото из архива музея МАЗа

Опубликовано в № 9 от 13 марта 2020 г.